Диссертация (793165), страница 44
Текст из файла (страница 44)
и др.), становящихсясерьезной нагрузкой на федеральный бюджет при неочевидной результативности подобных трат.В конечном счете начиная с 2013 г. возобновилось исполнение расширенного бюджета сдефицитом, связанное с непрерывным ростом расходов бюджета расширенного правительствапри сокращении объема доходов бюджетной системы. Основным фактором снижения доходовбюджетной системы стало ухудшение ценовой конъюнктуры цен на экспортные товары,действие режима санкций. При этом продолжился рост расходов бюджета расширенногоправительства.
В конце 2014 г. федеральное правительство начало реализовывать мерыантикризисной поддержки экономики, наиболее крупной из них с точки зрения финансовогообъема стал выпуск ОФЗ для докапитализации банковской системы в размере 1 трлн руб. ипередачи их в Агентство по страхованию вкладов. Реализация антикризисных мер продолжиласьи в последующие 2015-2016 гг.Далее представляется целесообразным оценить соответствие проводимой в последниегоды бюджетной политики требованиям обеспечения долгосрочной бюджетной устойчивости исодействия стабильному экономическому росту.Для стран, которые (как Россия) имеют значительные по сравнению с их добычей запасыуглеводородов, бюджетные риски возникают преимущественно в двух случаях: во-первых, еслибюджетные расходы существенно превышают расчетные доходы при стандартном долгосрочномуровне цен на нефть, и, во-вторых, если бюджет не имеет достаточных резервов на случайнеожиданного падения цен на нефть.
Адекватный способ оценить первое условие состоит врасчете «структурного баланса», определяемого как разность между структурными доходами(куда не включаются поступления, возникшие благодаря благоприятной внешней конъюнктуре)и расходами. К этому показателю можно применять критерии безопасности, разработанные дляобычного бюджетного дефицита. Другой способ анализа устойчивости бюджетов страннефтеэкспортеров состоит в сравнении их «равновесных» для бюджета цен на нефть (т.е. таких,при которых доходы соответствуют расходам) с долгосрочным уровнем этих цен.При сопоставлении бюджетных параметров России с другими странами можно заметить,что уровень налоговой нагрузки и расходов определяется не только уровнем душевых доходов,но и социально-экономической моделью, принятой в той или иной стране.
Ниже приведеныпоказатели, агрегированные по нескольким группам на основе средних за последние пять летданных по 75 крупным экономикам (Таблица 14). Объединение было проведено по 5 группам,имеющим заметные различия по параметрам бюджетных систем: а) развитые, б) страны180Центральной и Восточной Европы, в) страны Восточной Азии, г) ведущие нефтедобывающиестраны, д) прочие развивающиеся страны и формирующиеся рынки.Таблица 14 – Средние параметры бюджетных систем за 2012-2016 гг., % ВВПВСЕГОРазвитыестраныДоходыРазвивающиеся страны и формирующиеся рынкиВост.НефтедоРоссияЦВЕПрочиеАзиябывающие33,540,119,335,926,930,240,0Расходы35,343,022,638,830,833,541,7Дефицит (-) / профицит (+)Расчетныерасходы,соответствующиесреднедушевому ВВП-1,8-3,0-3,3-2,9-3,9-3,3-1,736,034,933,538,434,235,438,826152197741165340210156092308743107Справочно: ВВП на душу поППС (межд.
долларов/душу)Источник: расчеты автора по данным МВФ.Согласно построенной регрессионной зависимости бюджетных расходов от душевогоВВП(попаритетупокупательнойспособности)увеличениепоследнегопоказателяна 1000 долл./на душу в среднем повышает уровень расходов на 0,17 п.п. ВВП, что подтверждаетлогику закона Вагнера. Очевидно, что развитые страны должны иметь более высокий уровеньгосударственных расходов в процентах от ВВП, но фактический уровень расходов для даннойгруппы стран превышает на 3 п.п. расчетную величину, соответствующую их душевому ВВП.Вероятно, качественные государственные институты обеспечивают более высокий уровеньсобираемости налогов, что позволяет поддерживать большие расходы.Кроме того, бросается в глаза тот факт, что страны Центральной и Восточной Европыимеют уровень расходов, на 8 п.п.
превышающий «нормальную» для них величину. Избыточныегосударственные расходы, видимо, представляют собой сохраненное наследие временсоциализма.На противоположном фланге располагаются страны Восточной Азии, где бюджетныерасходы в среднем на 11 п.п. уступают расчетному значению, «положенному» при их уровнеразвития.Наконец, остальные страны, включая Россию, другие нефтедобывающие страны и прочиеэкономики имеют расходы примерно на 2-3 п.п.
ниже, чем расчетные при их душевых доходах.Таким образом, нет оснований считать расходы российской бюджетной системы завышенными.По размерам бюджетного дефицита Россия близка к развитым странам и имеет меньшийдисбаланс, чем остальные группы стран. Однако, как отмечалось выше, само по себе это малоо чем говорит, учитывая, что средняя цена на нефть в рассматриваемые пять лет была достаточно181высокой (84 долл./барр. в текущих долларах) по сравнению с долгосрочной средней (так, средняяцена за последние 30 лет составила 52 долл./барр.).Наглядное представление о бюджетных рисках дают приведенные ниже (Таблица 15)равновесные для бюджета цены на нефть. Их сопоставление с долгосрочными среднимиуровняминефтяныхцен,атакжессоответствующимипоказателямидлядругихнефтедобывающих стран показывает способность правительства устойчиво финансировать своирасходы.Таблица 15 – Расчетные цены на нефть, обеспечивающие сбалансированный бюджетРоссияИранКазахстанКувейтОАЭСаудовская Аравия20121119867497078201311311663446989201410210067547910620156860644759942016677362465994Источник: Россия – расчеты автора, остальные страны – данные МВФ.Приведенные показатели свидетельствуют о больших различиях в бюджетной политикеведущих нефтедобывающих стран.
Кувейт проводит очень осторожную политику низкихрасходов, финансирование которых может обеспечиваться даже при ценах на нефть ниже ихдолгосрочного среднего уровня (который можно оценить примерно в 50 долл./барр.). Казахстани ОАЭ поддерживают умеренные расходы, что позволяет финансировать их без заимствованийпри ценах, лишь незначительно превышающих долгосрочный уровень. Россия и Иран в 20122014 гг. нарастили свои расходы, в результате чего цены «сбалансированности» превысили100 долл./барр. Однако после падения цен на нефть (но при ослаблении обменного курсанациональных валют) обе страны несколько сократили свои расходы. Наконец, в худшемположении среди крупнейших нефтеэкспортеров находится Саудовская Аравия, котораяк моменту падения цен на нефть тоже довела «цену сбалансированности» до уровня выше100 долл./барр., однако затем оказалась не в состоянии существенно сократить свои расходныеобязательства.
Учитывая, что «Основные направления бюджетной, налоговой и таможеннотарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»330 (далее также –«Основные направления») предусматривают достижение первичного баланса к 2019 г.330Официальный сайт: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/.182при прогнозируемых ценах на нефть 42 долл./барр., среднесрочные параметры российскойбюджетной политики следует признать достаточно безопасными.Вместе с тем необходимо учитывать, что остаются нерешенными проблемы долгосрочнойустойчивости российской бюджетной системы.
С одной стороны, при неизменных внешнихусловиях доходы бюджетной системы в процентах ВВП будут снижаться. Так, при «очистке»выпущенного в апреле 2017 г. прогноза МВФ331 от доходов, связанных с изменением цен нанефть, оказывается, что при их стабильности поступления в бюджетную систему снижаются всреднем на 0,2 п.п. в год. С другой стороны, по оценкам МВФ, старение населения потребует впериод до 2030 г. ежегодного прироста бюджетных расходов примерно в том же объеме. Такимобразом, если не будут проведены серьезные реформы, то каждые пять лет дефицит бюджетнойсистемы будет увеличиваться на 2 п.п. ВВП.
Общее заключение состоит в том, что обеспечениедолгосрочной бюджетной устойчивости на агрегированном уровне требует серьезных реформ,приэтомбазовыеположенияпроводимойбюджетнойполитикидолжныбытьпереориентированы на решение трех взаимосвязанных задач:1восстановление кратко- и среднесрочной бюджетной сбалансированности, а такжезащищенности от рисков;2обеспечение долгосрочной бюджетной устойчивости;3создание благоприятных условий для экономического роста.Первая задача связана с непредвиденным падением цен на нефть, которое обусловилоне только рост бюджетного дефицита, но и полное исчерпание Резервного фонда.
Чтобыобеспечить надежное исполнение бюджетных обязательств, необходимо, с одной стороны, какможно быстрее вновь привести расходы бюджетной системы в соответствие с ее доходами,а с другой – восполнить потраченные в последние годы резервы. Кроме того, для успешногорешения первой задачи потребуются преобразования в финансируемых из бюджета секторах,улучшающие соотношение государственных расходов и достигаемых результатов.Вторая задача в том, чтобы стабилизировать размеры бюджетного баланса последостижения краткосрочной сбалансированности. Иными словами, необходимо оперативноустранить разрыв между будущими потоками доходов и расходов. Понижательный трендбудущих бюджетных доходов (в процентах от ВВП) обусловлен прежде всего сравнительнонизкой динамикой добычи и экспорта углеводородов. Мировой спрос на них растет значительномедленнее, чем глобальная экономика в целом, что определяет принципиальную слабостьсырьевой модели, характерной для России.