Диссертация (1099204), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Дитюк; А.Ю. Маленова,Ю.В. Потапова; Н.Е. Харламенкова, Е.В. Кумыкова, А.К. Рубченко). Очевиднойостается и трудность операционализации понятия «сепарация».В исследованиях конца ХХ – начала XXI вв. психологическая сепарацияот родителей в юношеском возрасте рассматривается в контексте изученияпонятий «личностная автономия» (L. Steinberg, S. Silverberg), «межличностнаянезависимость»(J. Hoffman),взаимозависимость»«межличностная(С.
Kagitcibasi),дистанция,«семейныйпроцессэмоциональнаясепарации»(А.Я. Варга).Мы рассматриваем понятия, предложенные в психоаналитических теориях(З. Фрейд, А. Фрейд, М. Малер, П. Блос), в теории привязанности (Дж. Боулби),теории объектных отношений (М. Балинт, Д. Винникотт, М. Кляйн, Х. Кохут), всистемной семейной терапии (М. Боуэн, В. Сатир), как связанные с термином28«психологическаяпредложенныхрепрезентацийсепарация».авторами:родительскихМыопираемся«разъединение»объектов»насодержание(М. Малер),(П. Блос),понятий,«деидеализация«дифференциацияЯ»(М. Боуэн).
Понятия «психологическая сепарация» и «сепарация» понимаем каксинонимы.Представим «рабочее определение» понятия. Психологическая сепарацияот родительской семьи в юношеском возрасте представляет собой сложный,нелинейный процесс трансформации отношений с родителями в сторонубольшего равенства, процесс перестройки функционирования всей семейнойсистемы родительской семьи, что обусловливает достижение личностнойавтономии юношами/девушками в когнитивной, аффективной и поведенческойсфере, процесс, включающий изменение самосознания юношей/девушек,которые отражаются в изменении образа Я, развитии осознания себя, какотдельного уникального индивида, отличного от интериоризованных образовродителей; изменении образов родителей в направлении их реалистичности(«деидеализация родителей»).
Важным условием психологической сепарациистудентов от родителей является готовность не только юноши/девушки, но иготовность родителей к перестройке ДРО. Одним из критериев завершенияпроцесса психологического отделения юноши/девушки от родительской семьиявляется достижение ими эмоциональной автономии.1.2.2. Структурный анализ сепарацииЗарубежными исследователями разработаны различные модели сепарацииот родителей в юношеском возрасте.
Наиболее известной и широкораспространенной является структурная модель сепарации Дж. Хоффмана(Hoffman, 1984) (рис. 3).Дж. Хоффман предложил анализировать сепарацию от родителей вюношеском возрасте с помощью таких показателей как: стиль сепарации,аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. Высокий показательпо шкале «Стиль сепарации» соответствует редким негативным и/илиамбивалентным переживаниям в отношениях с родителями в ситуацияхвозникающихразногласийвомнениях,убеждениях(процессуальнаяхарактеристика сепарации). Высокий показатель по шкале «Аффективный29компонент сепарации» означает, что у юноши/девушки незначительнаяпотребность в получении родительского одобрения, эмоциональной поддержки.Рис.
3. Модель сепарации от родителей в юношеском возрасте поДж. ХоффмануВысокий показатель по шкале «Когнитивный компонент сепарации» отражаетотличие мнения, убеждений юношей/девушек от мнения, убеждения родителей.Высокийпоказательпошкале«Поведенческийкомпонентсепарации»соответствует высокому уровню готовности юноши/девушки самостоятельнопринимать ответственные решения, осуществлять значимые выборы.За последние три десятилетия зарубежными психологами был разработанряд диагностических инструментов, направленных на изучение сепарации отродительской семьи в юношеском возрасте. Полупроективная методика«Separation Anxiety Test» (SAT; Hansburg, 1972) разработана на основепсиходинамической теории личности.
SAT оценивает сепарационную тревогу вситуации горя и потери. Опросник «Adult Separation Anxiety Questionnaire»(ASA-27; Hansburg, 1980) направлен на измерение выраженности сепарационнойтревоги у взрослых.Опросник «Psychological Separation Inventory» (PSI; Hoffman, 1984)оценивает достижение психологической сепарации от родителей в трех сферах:аффективной, когнитивной и поведенческой.Тест «Dysfunctional Separation-Individuation Scale» (DSIS; Christenson,Wilson, 1985) направлен на изучение патологических форм сепарации вюношеском возрасте. Опросник«Separation-IndividuationInventory» (SII;30Christenson, Wilson, 1985) был разработан для оценки нарушений процессасепарации во взрослом возрасте.Опросник «Separation-Individuation Test of Adolescence» (SITA; Levine,Millon, 1986) разработан на основе психоаналитического подхода для выявленияпатологических и здоровых вариантов сепарации среди юношей и девушек.
ТестEmotional Autonomy Scale (EAS; Steinberg, Silverberg; 1986) направлен наизучение уровня эмоциональной автономии.Представленный ряд методик для изучения психологической сепарациисвидетельствует о том, что сепарация уже давно представляют интерес длязарубежных исследователей.В современной психологии принято выделять «успешный» (successful)или «здоровый» (healthy) тип сепарации, который представляет собой сочетаниедвух противоположных стремлений: стремления к независимости и стремленияк поддержанию эмоционально-теплых, доверительных отношений с родителями(Lapsley,2002;Kagitsiasi,психологической2005;сепарации2014).Ponappa,характеризуетсяНеуспешныйвариантсоответственнолибопсихологической зависимостью юношей/девушек от родителей в разных сферах,либо эмоционально-холодным, отстраненным отношением взрослеющих детей кродителям (по типу эмоционального отрыва).Анализ результатов зарубежных исследований позволил прийти к выводуо том, что чаще выделяют три или четыре паттерна сепарации от родителей вюношеском возрасте (Puklek, Grill, 2010; Kins, 2012; Saraiva, 2012).ВисследованииЕ.выделеныKinsтрипаттернасепарации:1) «функциональный» − характеризуется успешным достижением сепарации;2) «дисфункциональныйзависимый»–отличаетсяоченьтесными,эмоционально-зависимыми отношениями юношей и девушек с родителями;3) «дисфункциональныйнезависимый»−характеризуетсяпотерейэмоциональной связи или изоляцией в отношениях.J.
Kruse, S. Walper предлагают выделять паттерны сепарации от матери иотца по следующим критериям: страх отвержения, страх зависимости, страхпотери любви, поиск поддержки и сочетание общности и автономии (Kruse,Walper,2008).Вотношенияхсматерьювыделяют:«избегающий»,31«амбивалентный» и «надежный» паттерны сепарации. В отношениях с отцом,паттерны: «избегающий», «амбивалентный», «разделенный» и «надежный».M. Puklek, A. Gril, опираясь на те же критерии, выделили четыре паттернасепарации от родителей как пары в юношеском возрасте: «связанный»,«разделенный», «амбивалентный», «избегающий» (Puklek, Grill, 2010).Стоит отметить, что западные исследователи, обсуждая проблемупсихологической сепарации от родителей в юношеском возрасте, включают, какнеобходимую составляющую процесса, физическое отделение юноши/девушки,т.е.
раздельное проживание с родителями, создание собственного дома. Уход изродительского дома признается одним из главных показателей успешнойсепарации от родителей в юношеском возрасте, показателем перехода вовзрослую жизнь (Kins et al., 2012).Однако в последнее десятилетие появляются работы, результаты которыхсвидетельствуют об удлинении периода совместного проживания с родителямисовременных юношей и девушек или возвращения их в родительский дом послеопределенного этапа самостоятельной жизни (Patterson, 2012). Исследователиотмечают, что юноши и девушки в возрасте от 20 до 30 лет, проживающиесовместно с родителями, не испытывают негативных чувств по этому поводу(Kins et al., 2012; Patterson, 2012).Данные современных исследований и предложенные модели развитияличности в юношеском возрасте указывают на возможности различныхрезультатовперестройкидетско-родительскихотношенийнаэтапеподросткового и юношеского возраста в процессе психологической сепарации отродителей (Леонтьев, Калитеевская, Осин, 2011; Карабанова, Поскребышева,2014; Сытько, 2014; Маленова, Потапова, 2015).ВисследованииД.А.
Леонтьева,Е.Р. Калитеевской(Леонтьев,Калитеевская, 2006) выделено четыре неодинаково успешных паттерна развитиямеханизмов самодетерминации в подростковом возрасте, описанных как:«автономный»,«симбиотический»,«импульсивный»и«конформный»(соответствующие четырем возможным вариантам соотношений категорийсвободы и ответственности).32В работе Н.Н. Поскребышевой, направленной на изучение личностнойавтономии в подростковом возрасте, было выявлено и описано пять группюношей/девушек, значимо различающихся по уровню и структуре личностнойавтономии: «зависимые», «ведомые», «умеренно автономные», «автономные»,«высоко-автономные» (Поскребышева, 2010).А.Ю. Маленова и Ю.В. Потапова выделили три типа эмоциональногоотношения юношей/девушек с разным уровнем личностной зрелости к ситуациисепарации от родителей: «зрелый», «неопределенный», «незрелый» (Маленова,Потапова, 2015).Недостаток отечественных исследований, направленных на изучениеразличных путей психологического отделения от родителей в юношескомвозрасте побудил нас акцентировать внимание в нашей работе на данномвопросе.Далее рассмотрим связь сепарации от родительской семьи в юношескомвозрасте и функционирования личности в различных сферах.Связь сепарации от родителей в юношеском возрасте ифункционирования личности в обществеАнализ результатов зарубежных исследований XX-XXI вв.
позволилвыявить следующее. Исследования психологической сепарации, в основном,проводятся в области семейных, добрачных и супружеских отношений (Haws,Mallinckrodt, 1998; Lapsley, Edgerton, 2002; Saraiva, 2012), в сфере становленияидентичности (Kroger, 1988; Engler, 2010; Koepke, 2012; Musante, 2014), развитияавтономии (Beyers et al., 2003; Kagitcibasi, 2005; Kenyon, Silverberg, 2009),адаптации студентов в колледже и вузе (Sullivan, Sullivan, 1980; Hoffman, 1984;Lapsley et al., 1989; Beyers, Goossens, 2003; Mattanah, 2004), личностной ипрофессиональной адаптации (O’Brien et al., 2000; Santos et al., 2000; Mattanah,2004; Baccaro, 2010), в области гендерных различий (Geuzaine, 2000; Puklek,2006; Saraiva, 2012), в рамках психотерапевтической супервизии (Watkins, 1990).Показано, например, что юноши/девушки, достигшие оптимальногоуровня сепарации от родителей (т.е. достижение автономии при сохраненииэмоционально-теплыхотношенийсродителями),находятсявболее33гармоничных, доверительных добрачных и супружеских отношениях посравнению с теми, кто достиг неоптимального уровня сепарации (Haws,Mallinckrodt, 1998; Lapsley, Edgerton, 2002; Saraiva, 2012).
Эмпирическидоказано,чтосепарацияотродителейвюношескомвозрастеспособствует успешной адаптации студентов в колледже/вузе (Sullivan, Sullivan,1980; Hoffman, 1984; Lapsley, et al., 1989; Beyers, Goossens, 2003; Mattanah, 2004),личностной и профессиональной адаптации (Santos, 2000; Mattanah, 2004;Baccaro, 2010).Приведемпримерырезультатоврядазарубежныхисследований.Например, в исследовании Дж. Хоффмана (Hoffman, 1984) установлено, чтонеконфликтный стиль сепарации от родителей (редкие негативные и/илиамбивалентные переживания в ситуациях проявления разногласий) связан собщей личностной адаптацией и меньшими трудностями юношей/девушек впостроении романтических отношений.