Диссертация (1099204), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Hoffman). При этомподчеркивается, что эмоциональная независимость от родителей особеннохарактерна для индивидуалистических культур (США, страны Европы) и менеехарактерна для коллективистских культур (Китай, Япония, Россия и др.) (Берри,Пуртинга, Сигалл, 2007; Мацумото, 2008).Известно, что в странах западной Европы юноши/девушки болеесамостоятельны в построении своей жизни по сравнению с российскимипредставителями юношеского возраста.
«Дестабилизация этно-родовых систем иотрыв личности от семейных структур, детерминирующих жизнедеятельность,ведет к формированию у людей новых личностных качеств, позволяющих имориентироваться в организации жизни на более высоком субъектном уровне»(Шабельников, 2007, с. 15).В индивидуалистической культуре, где высоко ценится независимостьличности,психологическаясепарацияотродителейнеобходимадляформирования автономии, а в коллективистской культуре традиционно в семьеценится «взаимозависимость» (interdependence), другими словами, взаимнаязначимость, ответственность в отношениях, принятие других членов семьи,осознание «общей судьбы».
В коллективистской культуре развитие личностиребенка происходит при сохранении эмоциональной близости, общности,связанности (relatedness) с родителями (Kagitsibasi, 2005; Barrera, Blumer, 2011;Kins et al., 2013).39В американской работе A. Barrera, M. Blumer предложен новый взгляд напроцесс сепарации от родителей в юношеском возрасте. Выявлено, что юноши идевушки, для которых характерен аллоцентризм (коллективистские ценности),успешно достигают сепарации от родителей. Аллоцентризм понимаетсяавторами, как противоположность идиоцентризму (idiocentrism) и определяетсякак воззрение, которого придерживается индивид, склонный ставить себя наместо других (Barrera, Blumer, 2011).
Аллоцентрическая тенденция понимается,как коллективистическая тенденция на индивидуальном уровне (Мацумото,2008). Полученные результаты авторы объясняют тем, что взаимопомощь,взаимоподдержка, ориентация на мнение, оценку других способствуют, а непрепятствуют успешной психологической сепарации от родительской семьи.В работе Tounnissen et al. изучены особенности сепарации студентов вузов(N=114; ср.
возраст 21,8 год), проживающих в различных европейских странах:Швеции, Германии, Испании, Италии (Tounnissen et al., 2010). Большетрудностей, переживаний (страх потери родительской любви, страх отвержениясо стороны родителей) в процессе психологического отделения было выявлено устудентов из Италии и Испании по сравнению со студентами из Германии иШвеции. Исследователи объясняют выявленные кросс-культурные различия тем,что в южных странах Европы распространена так называемая расширеннаясемья («famiglia lunga»), в которой взрослые дети проживают вместе сродителями еще долгое время. В то время как в северных странахюноши/девушки покидают родительский дом в возрасте 20-21 года, т.е.
раньшевступают в самостоятельную жизнь по сравнению с представителями южныхстран.Выделяют также общие, по крайней мере, для американской иевропейской культур, особенности психологической сепарации от родителей: свозрастом сепарация от родителей увеличивается; юноши достигают большейсепарации от родителей по сравнению с девушками; в отношениях с отцомюноши/девушки достигают большей психологической сепарации по сравнениюс отношениями с матерями (Barrera, Blumer, 2011; Saraiva, 2012).40В русле концепции Л.С. Выготского о социо-культурной детерминацииличностиособыйинтереспредставляетисследованиеособенностейпсихологической сепарации от родителей в различных этносах.Принято выделять два аспекта формирующего влияния социо-культурнойсреды: инвариантные механизмы и конкретные культурно-специфическиерегуляторыличностногоразвития(Солдатова,1998;Лебедева,2000;Стефаненко, 2000; Почебут, 2012; Леонтьев, 2013).Система ценностей, норм, убеждений, обычаев лежат в основе каждойэтнокультурной группы.
Большинство исследователей выделяют традиционное,современное (модернистское) и постмодернистское общество и описываютсоответствующие им типы культуры (Берри, Пуртинга, Сигалл, 2007; Мацумото,2008). Американский психолог Дж. Таусенд предложил подобную типологиюкультур, основанную на представлении о существовании традиционного,современного и динамически развивающегося типов культурно-ценностныхориентаций. Ценностная ориентация – это комплекс строго определенныхпринципов(оценочных,когнитивныхидр.),которыесоставляютфундаментальную основу культуры и определяют поступки людей (Почебут,2012).Традиционная культура характеризуется ориентацией людей на прошлое,приверженностью традициям, интересом к истории. Не допускается внутренняясвобода человека, его деятельность строго регламентирована традициями иобычаями. Современная культура отличается ориентацией людей на настоящее,на современные им события.
Регуляция поведения человека, главным образом,происходитза счет морали,этическихнорм иправил.Динамическиразвивающаяся культура характеризуется ориентацией людей на будущее, надостижениебыстрыхзначительныхрезультатов.Ценностьюявляетсянезависимость, самостоятельность. Индивидуальные интересы и ценностиимеют большое значение.Кросс-культурноеисследованиеособенностейпсихологическойсепарации от родителей русских и осетинских студентов представляетнесомненный интерес.41Длительный процесс присоединения Северного Кавказа к России,завершение которого традиционного связывают с окончанием Кавказской войныв 1864 году, повлек за собой взаимопроникновение двух типов культур –северокавказского,традиционного,определяемогоустойчивого,различнымиисследователямималоизменчивого,икакроссийского,рассматриваемого как прогрессивного, более подвижного и открытого (Миллер,1881; Калоев, 1979; Кануков, 1985; Калоев, 2004; Дзалаева, 2012).Изучениемэтнических,психологическихособенностейосетинвполикультурном обществе занимаются различные исследователи (Солдатова,1998; Татарко, Лебедева, 2011; Почебут, 2012; Филиппова, 2015).Кросс-культурные исследования русских и осетин направлены наизучениемежэтническойнапряженности(Солдатова,1998),этнопсихологических особенностей социальных ролей в семье (Олисаева, 1999),социально-психологических особенностей национального менталитета (Вальцев,2004), пространственного поведения у детей и подростков (Буркова, Феденок,Бутовская,2010),этническихособенностейпсихосексуальногоразвитиядевушек в поликультурной среде (Ильченко, 2010), этнической идентичности иэтническойтолерантности (Верещагина, 2010), социально-педагогическихдетерминант формирования этнического самосознания молодежи РСО-Алании(Хадикова, 2010), стратегий межэтнического взаимодействия (Гуцунаева, 2010),этнопсихологических особенностей самореализации личности (Худалова, 2013).Показано, например, что осетинские семьи более традиционны враспределении ролей по сравнению с русскими семьями.
Основное различиемежду русскими и осетинскими семьями состоит в различных допустимыхформах проявления чувств (Олисаева, 1999). В русской культуре в пониманииполноценной семьи акцент делается на сильные чувства, заботу, поддержку,такт, совместное времяпрепровождение и самостоятельность от родителей. Восетинской культуре – на заботу, разделение семейных ролей по гендерномупризнаку, взаимное уважение, национальные традиции и стремление кравноправию в отношениях между супругами (Худалова, 2013). Значимостьэтнической идентичности выше у осетин по сравнению с русскими (Верещагина,2010). У осетинских девушек нарушения психосексуального самочувствия в42большей степени обусловлены этническими и социальными факторами, в товремя как у русских – индивидуально-личностными установками, оценкамисобственного опыта полового поведения (Ильченко, 2010).
Помимо культурноспецифических особенностей, выявлены общие закономерности: и у русских иосетин на формирование полоролевых и семейно-ролевых установок оказываетвлияниеобразецродительскойсемьи(Олисаева,1999);эмпирическиподтверждена близость ценностных ориентаций, включая базовые ментальныеценностные ориентации в русской и осетинской выборке (Вальцев, 2004).Изучение культурно-обусловленных особенностей психологическойсепарации юношей и девушек от родительской семьи дает нам представление осходстве и различиях в становлении личности в юношеском возрасте в разныхэтнокультурных группах.1.3.2. Традиционные ритуалы перехода из детства во взрослостьПроведенныеэтнопсихологическиеикультурно-антропологическиеисследования (Мид, 1988; Леви-Брюль, 1994; Элиаде, 1998; Геннеп, 1999 и др.)свидетельствуютотом,чтопериоднаступлениявзрослостиявляетсяисторически-обусловленным феноменом.Переход из детства во взрослость, психологическое отделение отродительской семьи, когда мальчик становится настоящим мужчиной, а девочка–настоящейженщиной,втрадиционныхкультурахсопровождаетсяопределенными ритуалами.
Подобные ритуалы называются инициацией (от лат.initiatio − совершение таинств, посвящение). Французский этнограф икультуролог Арнольд ванн Геннеп в своей книге «Обряды перехода.Систематическое изучение обрядов» (Геннеп, 1999) пишет о том, что во всехэтносах без исключения подобные обряды имеют одну и ту же структуру,состоящую из трех последовательных этапов: отделения (separation) (изгнание запределы общины), перехода/символической смерти (marge) (сложные, поройопасные испытания, соответствующие задачам пола, которые необходимоуспешно выполнить), возвращения (agregation) (с новым именем, новымизнаниями, умениями, навыками, изменениями на теле – с новым социальнымполоролевым статусом).43У древних славян существовал обычай изгнания юношей из деревенскойобщины, который сопровождался ритуалом их посвящения в «волки» (Балушок,1993). Юноши определенное время жили в лесах, охотились, совершали набеги.По истечении установленного времени они возвращались в общину, где ихвстречали следующим ритуалом: с них публично снимали волчьи шкуры,«избивая» палками и «изгоняя» из них «волчью суть», после этого на нихнадевали белые рубахи.
Это означало, что теперь юноши стали настоящимимужчинами, которые имеют право жениться и обустраивать собственноежилище. Славянских девушек, как пишет В.Г. Балушок, тоже на времяизолировали от общины. Их отселяли в так называемые «женские дома», гдеопытные пожилые женщины учили девушек правилам ведения домашнегохозяйства, отношений с мужчинами, поведения во время родов.Обряд инициации помогает юноше и девушке проститься с детством,ощутить себя частью взрослого общества (М. Мид, Л. Леви-Брюль, А. ваннГеннеп, М. Элиаде и др.). В результате прохождения через определенные обрядыпосвящения, которые часто связаны с физическими и психологическимииспытаниями, юноши и девушки уверены в том, что они стали взрослыми,полноценными членами общества.Именнообществообеспечивалосвоевременноепсихологическоеотделение юношей и девушек от родительской семьи, переход из одноговозрастного периода в другой.
Ответственность за своевременное взрослениемолодого поколения несло общество, племя, а не сами юноши и девушки.Подобные обряды инициации, в основном, касающиеся мальчиков,известны и описаны в традиционной осетинской культуре (Миллер, 1881;Магометов, 1968; Калоев, 1979; Дзуцев, 1993; Уарзиати, 2007 и др.).Осетины олицетворяют собой самобытный этнос, результат смешениядревних культур.