Диссертация (1099204), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Неконфликтный стиль сепарации ототца связан с успешной адаптацией сыновей в колледже. Согласованныерезультаты были получены в исследованиях K. Rice, D. Fitzgerald (1995),F. Lopez, M. Gover (1993), K. Choi (2002).Достижение эмоциональной сепарации от родителей (аффективныйкомпонент сепарации) связано с успешностью студентов обоего пола в учебе.Эмоциональная сепарация от отца связана с выстраиванием близких отношенийс противоположным полом у дочерей (Hoffman, 1984; Hoffman, Weiss, 1987).Когнитивная сепарация от родителей отрицательно связана с личностнойадаптацией в юношеском возрасте.
Другими словами, близость мировоззрениявзрослеющих детей и родителей обеспечивает лучшую личностную адаптацию вюношеском возрасте. Этот неожиданный, по мнению Дж. Хоффмана, результатавтор исследования объясняет, опираясь на работу П. Блоса (Blos, 1967).Близость взглядов, убеждений молодых людей и родителей, как пишетДж. Хоффман, отражает процесс интернализации родительских фигур.
Такимобразом,схожесть(неоченьсильновыраженная)представленийюношей/девушек и их родителей облегчает их взаимоотношения, что, в своюочередь, влияет на успешную личностную адаптацию взрослеющих детей. В тоже время слишком большая разница в мировоззрении связана, по результатам34Дж. Хоффмана, с частыми конфликтами в отношениях с родителями ипереживаниями негативных чувств в процессе психологического отделения отродительской семьи в юношеском возрасте.В исследованиях D. Lapsley (1989), F. Lopez, M. Gover (1993) былавыявлена отрицательная связь когнитивной сепарации девушек от отца суспеваемостью в учебе и с благополучными межличностными отношениями.
Навыборке юношей данных связей не обнаружено.Интересным представляется результат, свидетельствующий об отсутствиисвязи поведенческой сепарации от родителей с показателями межличностныхотношений, с показателями психологической адаптации (Hoffman, 1984; Lapsley,Edgerton, 2002; Choi, 2002).Если в 70-80-е гг. XX века исследователи изучали влияние сепарации отродителей в юношеском возрасте на психологическую адаптацию, в том числе,на адаптацию студентов в колледже/вузе, то с конца 80-х гг. психологиобратились к изучению связи привязанности и адаптации студентов вколледже/вузе (Armsden, Greenberg, 1987; Vivona, 2000).Результатысовместномисследованийвлияниипозволилипривязанностиквыдвинутьродителямпредположениеисепарациионапсихологическую адаптацию личности студентов колледжей и вузов (Blustein etal., 1991; Rice et al., 1995; O’Brien et al., 2000). Обсуждались две точки зрения:1) привязанностьисепарацияявляютсяпредикторами(predictor)психологической адаптации личности, т.е.
по типу привязанности к родителям иособенностям сепарации можно прогнозировать какой будет адаптация личности(успешной/неуспешной) в различных сферах жизнедеятельности; 2) надежныйтип привязанности к родителям способствует переживанию позитивных чувств впроцессе сепарации, что в свою очередь влияет на благополучную адаптациююноши/девушки в обществе.Исследование J. Mattanh (Mattanah, 2004) посвящено изучению влиянияпривязанности и сепарации на адаптацию студентов (средний возраст 20,4 лет) вколледже (N=404).
Результаты исследования показали, что психологическаясепарация от родительской семьи является связующим звеном (mediator) междунадежной привязанностью и успешной адаптацией студентов в различных35сферах жизнедеятельности. Одним из результатов работы J. Mattanah являетсяразработанная теоретическая модель связи конструктов сепарации от родителей,привязанности к родителям и адаптации в колледже (рис. 4).Рис 4. Модель связи сепарации от родителей, привязанности к родителям иадаптации личности на этапе юношеского возрастаСогласно традиционному представлению о сепарации (Blos, 1967;Hoffman, 1984), психологическая зависимость от родителей в юношескомвозрасте признается отклонением от нормативного варианта развития личности.Рядисследователей,анализируягендерныеразличияпсихологическогоотделения, пришли к иной точке зрения.Например,вбельгийскомисследованииC.
Geuzaineиколлег,направленном на выявление гендерных различий в сепарации (PSI) от родителейв юношеском возрасте (18-22), были получены следующие результаты (Geuzaineet al., 2000). Девушки значимо больше нуждаются в поддерживающихотношениях с родителями по сравнению с юношами. Низкие показателисепарации – эмоциональная зависимость – девушек от матери по сравнению споказателями сепарации юношей, как считает автор исследования, несвидетельствуют об отклонении от нормативного развития личности, а являютсяпоказателем близких, доверительных отношений между представительницамидвух поколений. В то время как высокие показатели сепарации юношей отродителей не всегда являются, по мнению C.
Geuzaine и коллег, показателямипсихологического здоровья. Обособленность, страх потерять независимость отродителей,игнорированиемненияродителейчастосочетаютсяснеспособностью строить близкие межличностные отношения.36В группе юношей отмечено, что при эмоционально близких отношениях,например, с матерью, процесс психологического отделения от отца будетсопровождаться частыми конфликтами и переживаниями негативных и/илиамбивалентных чувств в отношениях с отцом. Та же самая картина наблюдаетсяпри эмоционально-близких отношениях юношей с отцами. Другим словами,некоторым юношам, по данным исследования Geuzaine и коллег, сложноподдерживать теплые, доверительные отношения одновременно и с матерью и сотцом (Geuzaine et al., 2000).В зарубежных исследованиях дискуссионным является вопрос о наличииили отсутствии различий сепарации в отношениях с матерью и отцом.
Есть рядработ, результаты которых показывают, что процесс психологической сепарациипроходит одинаково с родителями обоего пола (Blustein, 1991; Lapsley, Edgerton,2002; Puklek, Gril, 2010). Встречаются исследования, в которых выявленызначимые различия в процессе психологического отделения от родительскойсемьи в юношеском возрасте (Kruse, Walper, 2008; Koepke, 2012; Saraiva, 2012;Ponappa, 2014). С матерью юноши/девушки чаще находятся в эмоциональноболее близких, доверительных отношениях по сравнению с отцом.
Молодыелюди отмечают проявление гиперопеки со стороны матери. В отношениях сотцом юноши/девушки получают больше поддержки для развития автономии,самостоятельности в функционировании в различных сферах жизни.Десятилетияотечественныхисследованийдетско-родительскихотношений позволяют высказать гипотезу о различии роли матери и отца впроцессе сепарации в юношеском возрасте (Борисенко, 2007; Калина, 2008;Варга, 2012; Несына, 2012; Сытько, 2014).Трудности психологического отделения от родителей в юношескомвозрасте способствуют развитию личностных расстройств (Christenson, Wilson,1985; Susan, 2002), сахарного диабета (Andreassen, 2009), расстройств пищевогоповедения (Eggert, 2007), суицидальных мыслей (Wade, 1987), страха смерти(Chelgren, 2000), неблагоприятных отношений со сверстниками (Holmbeck,McClanahan, 1994), прокрастинации (Haghbin, 2006), депрессии и тревоги(Lapsley, Edgerton, 2002), чувства одиночества (Blazina et al., 2007; Chen, 2013).37Исследование M.
Hagbin посвящено изучению связи прокрастинации илифеномена «откладывания на потом» с психологической сепарацией (PSI,Hoffman) (N=196; ср. возраст 21,3 год). Результаты показали, что чрезмернаяпотребность в эмоциональной поддержке и одобрении со стороны матери,частые конфликты с отцом в процессе сепарации в юношеском возрасте связаныс высоким уровнем прокрастинации (Hagbin, 2006).Интересным представляется результат, показывающий, что в группедевушек по сравнению с группой юношей не выявлено связи эмоциональнойсепарации от матери с прокрастинацией и стиля сепарации от отца(конфликтный/неконфликтный) с прокрастинацией. Автор делает вывод о том,что психологическая зависимость от родителей в группе юношей являетсяпроявлением неадаптивной формы психологической сепарации от родителей.Полученный результат согласуется с традиционным подходом к изучениюсепарации(П.
Блос,Дж. Хоффман), согласнокоторому психологическаязависимость юношей/девушек от родителей, в культуре с ценностямииндивидуализма, признается отклонением от нормы развития.Проведенный анализ позволяет сделать вывод о значительном и широкомвлиянии характера протекания психологической сепарации от родителей вюношеском возрасте на успешное функционирование личности в современномобществе,навозможностьсамореализациивразличныхсферахжизнедеятельности.Далее проанализируем культурно-специфические и семейные факторысепарации от родительской семьи в юношеском возрасте.1.3. Культурно-специфические факторы психологической сепарации отродителейСовременное«сетевоеобщество»постиндустриальнойглобальнойэкономики создает новую культуру, которая именуется как «постмодернизм»или «пост-традиционализм». Происходит «сжатие» пространства и времени,ускорение динамики исторических изменений (Леонтьев, 2013; Собкин, 2014;Стефаненко, 2014; Асмолов, 2015).В кросскультурной психологии подчеркивается необходимость учетакультурного контекста при анализе становления личности взрослого человека38(Н.М.
Лебедева; Г.У. Солдатова; Т.Г. Стефаненко; Дж. Берри, А.X. Пуртинга,М.Х. Сигалл; Д. Мацумото). В последнее десятилетие отечественные ученые всебольше проводят кросс-культурные исследования этнической идентичности итолерантности, влиянияязыка напсихологическиеособенностиэтноса(Лебедева, 2000; Солдатова, 2011; Почебут, 2012; Стефаненко, 2014).Социо-культурные факторы представляют собой существующие ценностии нормы, содержащие в себе стереотипы социального одобрения, системузапретов,образцыдеятельностииформвзаимодействия(Белинская,Стефаненко, 2000).Согласно традиционным представлениям, психологическая сепарацияюношей/девушек от родительской семьи происходит при условии достиженияими эмоциональной независимости от родителей (P. Blos, J.