Диссертация (1099204), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Различиепроявляетсяв опережающем характере сепарациивэтнокультурной группе русских студентов по сравнению с группой осетинскихстудентов.4. Выявлено соответствие типов культуры (традиционный, современный,динамически развивающийся) и паттернов сепарации от родителей в юношескомвозрасте: для традиционного типа культуры наиболее характерен паттернсепарации «бунтующие»; для современного типа культуры − паттерн сепарации«сцепленные»; для динамически развивающегося типа культуры − паттернсепарации «дистанцированные».5. Характер отношений с родителями обусловливает различные паттерныпсихологической сепарации от родителей в юношеском возрасте.
Эмпирическивыделенытипыотношенийюношей/девушексродителями,значиморазличающиеся по уровню доверия, степени эмоциональной близости ихарактеру коммуникации: «близкий тип отношений», «сверхвовлеченный типотношений», «отстраненный тип отношений». Выявлены наиболее характерныедлятрехтиповотношенийпаттерныпсихологическойсепарацииюношей/девушек от родителей. При «близком типе отношений» наиболее частовстречаются паттерны «бунтующие» и «сцепленные»; при «сверхвовлеченномтипе отношений» − паттерны «сцепленные» и «ведомые»; при «отстраненномтипе отношений» − паттерны «бунтующие» и «дистанцированные».106.
Степень гармоничности функционирования родительской семьи каксистемы обусловливает различные паттерны психологической сепарации отродителей в юношеском возрасте. В случае открытости в проявлении чувств,доверительного общения членов семьи, четкого распределения семейных ролей,эффективного решения возникающих проблем, чаще встречается паттернсепарации «самодостаточные». В семьях с трудностями в поиске и реализацииразличных путей решения семейных проблем, закрытой, дисгармоничнойкоммуникацией, неэффективным распределением ролей чаще встречаютсяпаттерны «бунтующий» и «дистанцированный».7.
Гендерная специфика психологической сепарации от родителей вюношеском возрасте состоит, во-первых, в более высоком уровне аффективнойи поведенческой сепарации юношей от родителей по сравнению с девушками;во-вторых, в том, что уровень сепарации от отца выше, чем уровень сепарацииот матери; в-третьих, в большей поддержке матерями сепарации сыновей(юношей) по сравнению с поддержкой сепарации дочерей (девушек).Апробациярезультатовисследования.Основныерезультатыисследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры возрастнойпсихологии ФГБОУ ВО «Московского государственного университета имениМ.В.
Ломоносова» (Москва, 2013 г. и 2015 г.); на XX, XXI, XXIIМеждународных научных конференциях студентов, аспирантов и молодыхученых «Ломоносов-2013», «Ломоносов-2014», «Ломоносов-2015»; на IVвсероссийской научно-практической конференции по психологии развития«У истоковразвития»(Москва,2013);наВсероссийскойюбилейнойконференции с международным участием «От истоков к современности» (130лет организации Психологического общества при Московском университете)(Москва, 2015); на VI Международной научной конференции «Психологическиепроблемы современной семьи» (Москва, 2015).Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, двухглав, выводов, заключения, списка литературы и семи приложений. Объемосновного текста − 210 страниц. Список использованной литературы включает326 источника, из них 85 на иностранном языке. Основной текст диссертациисодержит 39 таблиц и 45 рисунков.11Глава I. Теоретический анализ особенностей психологической сепарации отродителей в связи с культурно-специфическими и семейными факторамиПерваяглава,психологическихсодержащаяособенностейчетырераздела,юношескогопосвященавозраста;анализуисследованиюфеноменологического, структурного и типологического аспектов сепарации отродителей.1.1. Психологические особенности юношеского возрастаВ психологии развития юношеский возраст рассматривается как периодсамоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости,формированиямировоззрения,новогоуровняморальногосознанияисамосознания, построения идентичности, интенсивного интеллектуальногоразвития (Выготский, 1984; Эльконин, 1989; Божович, 2008; Моргун, Ткачева,1981; Слободчиков, 1986; Гинзбург, 1994; Фельдштейн, 2008; Реан, 2001; Кле,1991; Ремшмидт, 1994; Штерн, 1997; Эриксон, 2006; Пряжников, 2008;Хухлаева, 2002 и др.).Авторы различных возрастных периодизаций определяют юношескийвозраст как переход от детства к взрослости (Л.С.
Выготский; Д.Б Эльконин;И.С. Кон; Д.И. Фельдштейн; Х. Ремшмидт; Э. Эриксон).Юношеский возраст, который, как отмечал Л.С. Выготский, «по общемусмыслу и по основным закономерностям... составляет, скорее, начальное звено вцепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития»(Выготский, 1984, с. 255).По истечении более чем столетнего периода по вопросу о временныхграницах юношеского возраста однозначного решения нет. Рассмотримзарубежные и отечественные подходы к выделению границ юношескоговозраста.В международной традиции принято объединять подростковый июношеский возраст, с выделением ранней и поздней юности. Так, например,Д.Б.
Бромлей признавала периодом поздней юности и ранней зрелости интервалот 18 до 21 года. Американские психологи Р. Гаулд, Д. Левинсон и Д. Вейлантописывают период с 16 до 22 лет как время взросления, стремления ксамостоятельности (Крайг, Бокум, 2005). Х. Ремшмидт определяет юность в12возрасте от 18 до 21 года (Ремшмидт, 1994). Наиболее известной и всемипризнанной является периодизация Э. Эриксона, в которой период юности(молодости) приходится на 20-25 лет. С точки зрения Э. Эриксона, именно вюношеском возрасте завершается формирование идентичности (Эриксон, 2006).В отечественной психологии наиболее широко распространенной являетсяпериодизация Д.Б.
Эльконина (1971), в которой юношеский возраст (старшееподростничество от 14 до 17 лет) заканчивается кризисом, сигнализирующем опереходе в следующий возраст.В 80-е гг. прошлого века В.И. Слободчиков определил временные рамкиюношеского возраста от 17 до 21 года, связав с этим периодом такую ступеньразвитиясубъектностикакиндивидуализация(Слободчиков,1986).Д.И. Фельдштейн в качестве второго периода юности рассматривает возраст от17 до 21 года (Фельдштейн, 2008). В.Ф. Моргун и Н.Ю. Ткачева характеризуютюность как «порог взрослой жизни», обозначая в качестве возрастных границпериод от 18 до 23 лет (Моргун, Ткачева, 1981). М.Р. Гинзбург полагает, чтоюность у женщин длится от 15 до 20 лет, у мужчин − от 16 до 24 лет (Гинзбург,1994).Г.С. Абрамовавыделяетинтервал18-22лет(Абрамова,1999).Е.Е.
Сапогова рассматривает границы юношеского возраста от 18-19 до 23 лет(Сапогова, 2005).В целом, большинство авторов нижней границей юношеского периодасчитают 17 лет. Верхним пределом называются 21-22 года, на которыйприходится усвоение профессиональных, семейных, культурных функций (Реан,2001; Шаповаленко, 2005; Хухлаева, 2002).Многочисленные возрастные периодизации отражают объективный фактмногомерности и многовариантности человеческого развития (Кон, 1979). Врамках нашего исследования, вслед за рядом отечественных исследователей(Слободчиков, Исаев, 1995; Фельдштейн, 2008) к представителям юношескоговозраста мы относим юношей и девушек в возрасте от 17 до 21 года.Психологи отмечают кризис детства и удлинение периода юности,связывая это с реальными социальными изменениями в российском обществе(Шаповаленко, 2005; Венгер, 2008; Александрова, Федорова, 2012; Поливанова,2013; Обухова, 2013; Манапова, Самошина, 2014; Сулимина, 2014).13А.А.
Реан обращает внимание на то, что «переход от детства к взрослостиможет быть коротким и суровым, а может затянуться почти на целоедесятилетие, как это происходит в современном индустриальном обществе»(Реан, 2001, с.72).К.Н. Поливанова предлагает свою точку зрения на процессы современноговзросления юношей и девушек: «Исчезают институционализированые формывзросления и развития, взрослый – центральная фигура отечественнойпсихологии развития, идеальная форма как образ будущего, возраст – все эторастворяется в многообразии современных форм и практик развития»(Поливанова, 2013, с.
133).Исследования проблемы возрастных периодизаций продолжаются до сихпор. На протяжении последнего десятилетия зарубежные и отечественныепсихологи активно обсуждают появление новых возрастов. Одним из нихявляется «появляющаяся взрослость» («emerging adulthood») (Arnett, 2000) –период от 18 до 25 лет, когда юноши и девушки отказываются брать на себяответственность, откладывая принятие важных решений (профессиональноесамоопределение, карьера, вступление в брак, рождение детей) (Поливанова,2013).Интереснымпредставляетсясравнительныйанализпереживанийличности на этапе юности (средний возраст 22 года) в двух выборках: 1925—1927 гг.
и 2011—2012 гг. (Василевская, Молчанова, 2013). Результатыисследования свидетельствуют о константности ключевых характеристикюности, не зависящих от смены исторических эпох и социального контекста(повышенный интерес к своему внутреннему миру, рефлексия, стремление ксамостоятельности, протест против взрослых и др.). В то же времяподчеркиваетсякачественнаяспецификавыявленныхособенностей,отражающая изменение «культурного содержания среды» (меняются интересы,стремления, переживания, модели для подражания, личностные проявления).В отечественной психологии для описания возрастно-психологическогоразвития ребенка используют категории социальная ситуация развития (ССР),психологическоеновообразование,ведущаядеятельность(Л.И. Божович,Л.С. Выготский, А.Н.