Диссертация (1099204), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Ефимкина предлагаетновый метод работы с незавершенной сепарацией от родителей, основанный навзаимосвязи между психологией и текстами волшебных сказок (Ефимкина,2010). В работе используются ритуалы инициации, взятые из известных сказок,проигрывание которых помогает получить новый опыт, недостающие знания,развить необходимые личностные качества.И.С. Зимина (2010) утверждает, несмотря на то, что обряд инициации несохранилсядонастоящеговремени,современныеюношиидевушкинепроизвольно и стихийно воспроизводят в жизни отдельные его этапы.Исследовательница предлагает современный вариант инициации в процессевзросления подростков − психолого-педагогическую работу с юношами идевушками по шести стадиям обряда инициации, который может быть прожитсимволически (символика отражена в народных сказках и мифах).49Первый этап традиционной инициации – физическое отделение отродителей,необходимоедляпсихологическойсепарации(«похищение»мальчика среди ночи старшими соплеменниками).
Второй этап – символическаясмерть (символические похороны). Третий – возрождение (часто давали новоеимя). Четвертый этап – получение новых знаний (например, о правах иобязанностях взрослого мужчины, полноценного члена племени). Пятый этап –суровое испытание (физическое или психологическое). Шестой этап –возвращение в племя в новом социальном статусе. На примере народных сказокребенок, подросток, юноша символически проживает каждый этап инициации,что позволяет ему прожить процесс взросления, перейти на новую стадиюличностного развития (Зимина, 2010).Практика показывает, как отмечают психотерапевты, что инициациимужчин и женщин приобретают все большую популярность как в России, так иза рубежом (Дубинская, 2011).Таким образом, несмотря на отсутствие в современном обществетрадиционных возрастных ритуалов инициации, наблюдается повышенныйинтерес и стремление психологов вернуть в современные реалии известныеспособы адаптации подрастающего поколения к взрослой, самостоятельнойжизни.1.4.
Семейные факторы психологической сепарации от родителейПроцесс психологической сепарации от родителей в юношеском возрастемногими зарубежными исследователями рассматривается в контексте изучениядетско-родительских отношений (Josselson, 1980; Hoffman, Weiss, 1987; Haws,Mallinckrodt, 1998; Lapsley, Edgerton 2002; Haghbin, 2006; Bell, Bell, 2009;Barrera, Blumer, 2011). В работах отечественных семейных терапевтов(Манухина, 2011; Дубинская, 2011; Боженко, 2012; Варга, 2012; Сытько, 2014) иклинических психологов (Александрова, 2011; Сизикова, 2015) подчеркиваетсязначимость роли родительской семьи в становлении личностного развития вюношеском возрасте.Большинство исследователей признают психологическую сепарацию отродителей в юношеском возрасте нормативным семейным кризисом (Варга,502012; Allison, Sabatelli, 1988; Josselson, 1980; Lapsley, 2002; Сатир, 1992;Эриксон, 2006).Успешность психологической сепарации от родителей в юношескомвозрасте определяется многими факторами, среди которых чаще выделяют:высокий уровень функционирования родительской семьи как системы (Rice,Cole, Lapsley, 1990; Barrera, Blumer, 2011), надежный тип привязанности кродителям (Ryan, Lynch, 1989; Lopez, Gover, 1993; Doctors, 2000; Leonardi, 2000;Lapsley, Edgerton, 2002; Mattanah, 2004; Hagbin, 2006; Tounnissen et al., 2010),близкие, доверительные, взаимоуважительные отношения с родителями (Kins,2013; Ponappa, 2014), полная семья (Teyber, 1983; McCurdy, Scherman, 1996).Приведем примеры результатов ряда исследований, направленных навыявление связи психологической сепарации от родительской семьи вюношеском возрасте с типом привязанности к родителям, характеристикамиотношений с родителями, особенностями функционирования родительскойсемьи как системы.В зарубежных исследованиях показано, что надежный тип привязанностик родителям связан с гармоничным (неконфликтным) стилем сепарации отродителей на этапе юношеского возраста (модель Дж.
Хоффмана) (Ryan, Lynch,1989; Rice et al.,1995; Doctors, 2000; Lapsley, Edgerton, 2002). Был полученнеожиданныйдляисследователейрезультат,свидетельствующийоботрицательной связи показателей эмоциональной, когнитивной и поведенческойсепарации и надежного типа привязанности к родителям. Полученныерезультаты авторы объясняли с одной стороны, тем, что, возможно, опросниксепарацииДж. Хоффмана(PSI)направленнавыявлениепоказателейразъединения, отказа от детской привязанности к родителям (detachment), а не навыявление независимости от родителей, как показателя достижения сепарации.С другой стороны, психологи предполагали, что опросник IPPA (Armsden,Greenberg, 1987), с помощью которого изучали тип привязанности к родителям,возможно, измеряет показатели зависимости от родителей, а не показателипривязанности юношей/девушек к матери и к отцу.
Еще одним объяснениемявлялось то, что, возможно, эмоциональная привязанность к родителям необлегчает, как утверждают представители традиционного подхода (M. Malher,51R. Josselsson, L. Srouf), а, наоборот, затрудняет сепарацию от родителей вюношеском возрасте.Результаты дальнейших исследований, направленных на изучение связипривязанности к родителям и сепарации от родителей в юношеском возрасте,показали неадекватность использования корреляционного метода анализаданных, которым пользовались ранее исследователи. Объяснением служит тотфакт, что процесс психологической сепарации от родительской семьиотличаетсянелинейнымпривязанностикхарактером.родителямиСоответственносепарацииотизучениеродителейсвязейпредполагаетиспользование более сложных методов анализа − таких как, например,регрессионный и дисперсионный анализ (Leonardi, 2000; Haghbin, 2006).Применение других опросников для изучения привязанности к родителям,например, интервью о привязанности взрослых (AAI; George et al., 1995) и дляизучениясепарацииотродителей,например,опросникасепарации-индивидуации (SITA; Levin, Millon, 1986), подтвердило положение о влияниинадежного типа привязанности на успешную сепарацию от родителей вюношеском возрасте.Результаты исследования C.
Tounnissen и коллег показали значимую рольпривязанности к родителям (AAI) в сепарации студентов (N=114; ср. возраст21,8 год) (Tounnissen et al., 2010). У юношей и девушек с надежным типомпривязанности к родителям было выявлено меньше трудностей в процессепсихологического отделения по сравнению с юношами и девушками сненадежным типом привязанности к матери и отцу. Исследователи подтвердили,чтопроцесссепарацииосложняетсясверхсплоченнымисемейнымиотношениями и совместным проживанием с родителями по сравнению сразделенным типомотношенийсродительскойсемьейираздельнымпроживанием от родителей. Особенно ярко это проявилось у студентов изИталии и Испании, менее всего – у их сверстников из Швеции и Германии.На основе анализа клинических случаев была подтверждена связьнадежного типа привязанности и успешной психологической сепарации отродителей в юношеском возрасте (Doctors, 2000).52В бельгийском исследовании E.
Kins и коллег (N=232), направленном наизучение связи особенностей отношений с родителями и сепарации, показанонегативное влияние родительского контроля на процесс психологическогоотделения на этапе «появляющейся взрослости» («emerging adulthood») (21-26лет). Родительский контроль, направленный на поддержание зависимыхмежличностных отношений в семье, что чаще характеризует матерей, приводитк«дисфункциональнойнаправленныйназависимости»достижениеуспехаюношей/девушек.сыновейилиКонтроль,дочерей,чащехарактеризующий поведение отцов − к «дисфункциональной независимости»молодых людей (Kins et al., 2012).Целью диссертационного исследования Т.И.
Сытько являлось изучениесоциально-психологической структуры и типов родительско-детских отношенийв процессе семейной сепарации (Сытько, 2014). Участниками опроса выступили197 человек,среднийвозрасткоторыхравнялся42годам,имеющиеединственных сыновей или дочерей в возрасте от 21-30 лет.Основанием типологии межличностных отношений родителей и взрослыхдетей стал характер изменений («преобразование – стагнация») в основныхсферахреализациинезависимостиродителяиребенка:поведенческой,когнитивной и эмоциональной (по теоретической модели Дж. Хоффмана).
Ихсочетание позволило выделить восемь типов родительско-детских отношений впроцессе семейной сепарации (Таблица 1).Таблица 1.Типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации(Т.И. Сытько)Тип родительскодетских отношенийПреданныеРазорванныеАвторитетныеЭксплуатирующиеДистанцированныеЗависимыеМанипулятивныеУважительныеХарактер изменений компонентовПоведенческийКогнитивныйЭмоциональныйПреобразованиеСтагнацияСтагнацияПреобразованиеПреобразованиеСтагнацияПреобразованиеСтагнацияПреобразованиеСтагнацияПреобразованиеПреобразованиеСтагнацияСтагнацияПреобразованиеСтагнацияСтагнацияСтагнацияСтагнацияПреобразованиеСтагнацияПреобразованиеПреобразованиеПреобразование53Роль родительской семьи как системы в формировании личностногоразвития ребенка описана и проанализирована в работах представителейсистемной и семейной терапии (М.
Боуэн, В. Сатир).Согласно М. Боуэну (1978), отрыв от родителей, в определенной мере,необходим для возможности самостоятельного, автономного сосуществованиявзрослых детей и родителей, для создания в будущем своей семьи. И в то жевремя подчеркивается, что большая интенсивность эмоционального отрывасвязана с неблагополучным существованием человека, наличием множествапсихологических, социальных и физиологических проблем (Бейкер, Варга,2008).
Люди, не прошедшие психологическую сепарацию от родительскойсемьи, испытывают большие трудности в создании собственной семьи и ввоспитании детей (Манухина, 2011; Варга, 2012; Сытько, 2014).В. Сатир (1992) пишет, что «у взрослых возникает много проблем, еслиони сохраняют со своими родителями «детско-родительские» отношения»(Сатир, 1992, с. 82). Таким образом, между родителями и детьми юношескоговозраста должны сформироваться более равные отношения, отношения по типу«Взрослый-Взрослый» (Э. Берн), при которых каждый член семьи несетответственность за благополучие всей семьи, реализуя с другими членами семьиотношения взаимного уважения, взаимопомощи и т.д.В американском исследовании A. Barrera, M.
Blumer (Barrera, Blumer,2011) показано, что юноши и девушки (18-24 года) из семей со «сцепленным»типом сплоченности (Д. Олсон) успешно достигают психологической сепарацииот родительской семьи (N=188). Напомним, что «сцепленный тип» семьи, поД.