Диссертация (793165), страница 79
Текст из файла (страница 79)
Технически алгоритмрасчета бюджетного разрыва следующий. Сначала определяются прогнозные доходы и плановыерасходы бюджета расширенного правительства. При этом прогнозные доходы представляютсобой поток поступлений в бюджет при условии, что параметры налоговой политики будутследовать выбранному сценарию, а под плановыми расходами понимается поток расходовбюджета расширенного правительства, предполагаемый в рамках того или иного курсабюджетной политики. Таким образом, каждому варианту возможной бюджетной политикиможно поставить в соответствие число, описывающее долгосрочную сбалансированность даннойполитики, и тем самым судить о ее устойчивости.
Это позволяет использовать показательбюджетного разрыва для сравнения различных вариантов реализации бюджетной политикис точки зрения обеспечения стабильности в сфере государственных финансов. В частности,положительная величина бюджетного разрыва, рассчитанная в рамках некоторого сценария дляопределенного фискального режима, говорит о том, что на длинном горизонте расходыне покрываются поступлениями, поэтому в том случае, если события будут развиватьсяв соответствии с выбранным сценарием, в конечном итоге размер государственного долга станетнеконтролируемо расти и может привести к дефолту.333В ряде исследований показатель бюджетного разрыва использовался для оценкидолгосрочнойсбалансированностивнекоторыхразвитыхстранах507.Ихвыводысвидетельствуют о том, что бюджетная политика в этих странах несбалансирована,т.е.
в дальнейшем потребуется существенная корректировка фискального режима, направленнаянасокращениерасходовинаращиваниедоходов.Приэтомглавнаяпричинанесбалансированности в развитых странах состоит в изменении демографической структурынаселения с увеличением доли пожилых и росту расходов на пенсионное и медицинскоеобслуживание. Оценки экономистов Банка международных расчетов, МВФ и ОЭСР508показывают, что увеличение продолжительности жизни и, как следствие, среднего возрастанаселения создает ощутимое давление на пенсионные системы, а также на системуздравоохранения509.Напомним,чторасчетыпоказателябюджетногоразрываранеевыполнялисьи для российской экономики510.
Авторы исследования пришли к выводу, что в последующиенесколько десятилетий российский бюджет потеряет устойчивость, если правительствомне будут предприняты шаги по консолидации российских государственных финансов. Причинойпотери устойчивости станет, во-первых, сокращение доли нефтегазовых доходов в общем объемедоходов бюджета, а во-вторых, рост расходов на социальное обеспечение и здравоохранение помере увеличения среднего возраста.Для целей настоящего исследования показатель бюджетного разрыва рассчитан для двухрежимов бюджетной политики и соответствующим им макроэкономических сценариев.
Первыйсценарий (сценарий I) предполагает реализацию предлагаемого выше бюджетного маневра (см.параграф 6.2 настоящего исследования). Второй сценарий (сценарий II) основан напредположении об отсутствии существенных изменений в действующем фискальном режиме ипредполагает сохранение сложившихся на конец 2016 г. налоговых и бюджетных условий ипроцедур (эффект от введения в 2017 г.
четвертой версии бюджетного правила не учитывается,тем более у автора имеются сильные сомнения в его устойчивости и неизменности в течение дажесреднесрочного периода времени). По результатам сравнения значений показателя бюджетногоразрыва для первого (целевого) и второго (базового) сценария делается вывод о наличии илиотсутствии стабилизационного эффекта от мер, предусмотренных в рамках бюджетного маневра.507Kotlikoff, 2013; Auerbach, 1994; Auerbach, Gale, Orszag, 2003; Auerbach, Gokhale, Kotlikoff, 1991; Gokhale,Raffelhuschen, 1999; Evans, Kotlikoff, Phillips, 2012.508OECD, 2013b; IMF, 2011-b; BIS, 2013.509De La Maisonneuve, Martins, 2013; Clements, Coady, Gupta, 2012; IMF, 2010-a.510Goryunov, Kazakova, Kotlikoff et al., 2013; Горюнов, Котликофф, Синельников-Мурылев, 2015.334Ниже (Таблица 48) приведены значения суммарной приведенной стоимости доходов ирасходов бюджета с разбиением по статьям.
Доходы разбиты на нефтегазовые и прочие(ненефтегазовые)доходы.Врасходахвотдельныестатьивыделяютсярасходына здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение и социальную политику, за вычетомрасходов на пенсионное обслуживание. Остальные расходы объединены в статью «прочиерасходы». Доходы и расходы представлены в процентах от суммарной приведенной стоимостиВВП (СПС ВВП): в таком выражении удобно сравнивать структуру и размер бюджетныхагрегатов между двумя сценариями, поскольку приведенные значения соответствуют среднемузначению ежегодных расходов и доходов, выраженных в процентах ВВП каждого года.
Такимобразом, в первом сценарии доходы бюджета в среднем будут составлять 29,8% ВВП, а расходы37,4% ВВП. Во втором сценарии эти значения равны 28,2 и 39,6% ВВП соответственно.Бюджетный разрыв во втором сценарии оказывается равным 11,3% ВВП, что в целомсоответствует оценкам, полученным в упомянутых выше работах. Реализация маневра позволитсущественно снизить бюджетный разрыв и довести его до 7,5%, т.е. сократить его на треть посравнению со вторым сценарием (предусматривающим сохранение текущего фискальногорежима).Таблица 48 – Бюджетные показатели и бюджетный разрыв для двух сценариевДоходыНефтегазовые доходыНенефтегазовые доходыРасходыПенсионное обеспечениеСоциальная политика (искл.пенсии)ЗдравоохранениеОбразованиеПрочие расходыЧистые финансовые обязательстваБюджетный разрывСценарий IСценарий II% СПС ВВП29,828,21,51,228,327,037,439,610,311,93,64,34,94,614,0- 0,17,54,43,315,7- 0,111,3Источник: расчеты автора.Как показывают расчеты, приведенные выше (Таблица 48), результатом реформ,предусмотренных бюджетным маневром, становится увеличение общего объема доходовна 1,6% ВВП, в т.ч.
доходов, не связанных с нефтегазовыми поступлениями. Заметим, чтоприведенная стоимость нефтегазовых доходов составляет около 1,5% ВВП, что значительноменьше объема нефтегазовых доходов, получаемых в последние годы российским бюджетом(более 6% ВВП). Причиной такой низкой оценки долгосрочного уровня доходов от335углеводородов состоит в том, что ожидается стагнация добычи нефти в последующиедесятилетия. При постоянном экономическом росте и отсутствии перманентного роста реальнойцены на нефть это означает постепенное сокращение нефтегазовых доходов относительно ВВП,т.е., не сокращаясь в абсолютном выражении, нефтегазовые доходы будут уменьшаться всравнении с размером экономики.Изменения в расходнойчастисвязаны, во-первых, с сокращением расходовна социальную политику, а, во-вторых, с перераспределением расходов от непроизводительныхк производительным и способствующим формированию человеческого капитала.
Следствиемреализации консолидационных мер становится снижение расходов бюджета на 2,2% ВВП.Близким по значению оказывается сокращение расходов по статье «социальная политика»,включая сокращение расходов на пенсионное обеспечение (вследствие пенсионной реформы),составляющее 1,6% ВВП. Также сокращаются прочие расходы с 15,7 до 14,0% ВВП, в которыевключаются непроизводительные расходы, подлежащие рациональной оптимизации в рамкахбюджетного маневра. Расходы на здравоохранение выше на 0,5% ВВП в пользу первогосценария. На образование расходы предполагается значительно увеличить с 3,3% ВВП во второмсценарии до 4,6% ВВП в сценарии бюджетного маневра.Полученные оценки показывают, что бюджетный маневр достигает еще одной важнойцели – укрепления бюджетной устойчивости.
Его реализация не позволит полностью заместитьнефтегазовые доходы иными доходами, поэтому проблема ухода от нефтяной зависимостироссийского бюджета, пусть в меньшей степени, но, вероятно, сохранится. Однакостабилизирующий эффект от снижения расходов, обусловленных старением населения,как показывают приведенные оценки, будет весьма ощутимым.6.4 Нулевой первичный дефицит как условие для проведения эффективной монетарнойполитикиКак известно, наличие постоянного и значимого по размерам бюджетного дефицитаоказываетнегативноевоздействиенаинфляционныепроцессы,посколькуобъемгосударственных расходов влияет на совокупный спрос и норму сбережения, а государственныезаимствования влияют на процентную ставку, приводят к росту доли государственных облигацийв обращении и, следовательно, увеличению спроса на ликвидность от ЦБ РФ.