Диссертация (1100602), страница 21
Текст из файла (страница 21)
Урусова; драма, проза,перевод - княгиня К.А. Меньшикова, княжны Волконские и т.д.), сложно говоритьо женской литературе того периода как целостного явления. Тексты,публиковавшиеся в то время, в основном носили подражательный характер и невнесли значительного вклада в развитие русской словесности. Однако некоторыеисследователи полагают, что благодаря подобным публикациям все жепроизошел «существенный сдвиг в осознании роли и места женщины вобществе»280.В начале ХIХ в.
темпы развития женской литературы в России существенноменяются. Прежде всего более четко была оформлена основная направленностьтворчества писательниц – интерес к изображению женской индивидуальности281(хотя еще несколько десятилетий назад А.П. Сумароков разрешал своей дочериписать о любви только от лица лирического героя-мужчины, так как женщине обэтом рассуждать не следовало).
В связи с подобным вниманием писательниц278Некоторые исследователи, например, А.Н. Мезенцева, отмечают, что в XVIII в. женщины привлекались клитературной деятельности для повышения их грамотности и культуры в целом (Мезенцева А.Н. Женскаялитература как феномен: генезис и эволюция.
Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.crosskpk.ru/documents/Виртуальные%20секции/2012/секция%20литературоведение/женская%20литература%20как%20феномен%20генезис%20и%20эволюция.doc (Дата обращения: 02.12.2013).279Воробьева Н.В. Женская проза 1980-2000-х годов: динамика, проблематика, поэтика: Дисс. … канд. филол. наук.Пермь, 2006.
С. 19.280Бобровник Е.А. «Женский вопрос» в русской философии конца XVIII – начала XIX в.: Учебное пособие подисциплине «История русской философии». Мурманск: Изд-во МГГУ, 2003. С. 4.281Demidova O. Russian women writers of the nineteenth century // Gender and Russian Literature. New perspectives.Cambridge: University Press, 1996. P. 98.90начала XIX в. к женским переживаниям и чувствам критикой были выделеныжанры,наиболее«подходящие»длятворчестваписательниц–«автодокументальные жанры и особенно дневник»282.
Также характерной чертойэтого времени стал более критический подход к женскому творчеству. В отличиеот безусловного принятия всех произведений писательниц в конце XVIII в.рецензенты начала 1800-х гг. уже не были столь благосклонны. Появляютсяиронические заметки (например, К.Н. Батюшков называет свою работу отворчестве А.П. Буниной «Мадригал новой Сафо»). И в целом, как отмечаетИ. Савкина, в начале XIX в. происходит передвижение «женской литературы вобласть незрелого, детского, маргинального в русской критике» 283 .
Иногда, авозможно и под влиянием критики, сами писательницы внезапно прекращалиписать. Так сложилась творческая судьба М.Е. Извековой, которая в началеXIX в., создав четыре популярных романа, прославивших ее имя, замолкланавсегда. Исследовательница судеб женщин Е.Н. Щепкина так характеризоваласитуацию того времени: «Благодаря случайности женских выступлений,вольному или невольному дилетантизму большого числа пишущих женщин,нелегко до сих пор говорить о значении и влиянии писательниц в раннюю порунашей литературы»284.Однако при этом уже в 1810-1840-е гг.
отношение к женскому творчествувновь меняется. В критических заметках достаточно часто можно было встретитьвыражения «женщина-писательница», «женщина-поэт» («поэтесса»), а об ихпроизведениях рецензенты высказывались «не как о милом или странном курьезе<…>, а как о явлении, имеющем (или претендующем на) определенныйпубличный, культурный статус»285. Так, многие критики того времени исовременные исследователи отмечают самобытность и талант сочиненийЕ.П. Растопчиной, К.К. Павловой, З.А. Волконской и др.282Савкина И.
Разговоры с зеркалом и Зазеркальем: Автодокументальные женские тексты в русской литературепервой половины XIX в. М.: НЛО, 2007. С. 15.283Там же. С. 15.284Щепкина Е.Н. Из истории женской личности в России. Тверь: Феминист-Пресс, 2004. С. 184-185.285Савкина И. Разговоры с зеркалом и Зазеркальем. С. 16.91К 1840-м гг. женская русская литература достигла такого уровня развития,что демократическая критика сочла ее достойной не только общих похвальныхслов, но и серьезного разбора. Показательным примером является статьяВ.Г. Белинского «Сочинения Зенеиды Р-вой» (1843 г.).
Знаменитый критик, вотличие от предшествующих заметок, не ограничился общими фразами, адостаточно подробно представил творчество писательницы, указав и нанедостатки. Однако в целом Белинский приветствовал увеличивающийся потокженской прозы и сочинения Е. Ган (псевдоним – Зенеида Р-ва) в частности:« Золотая руда блещет и в землянистой массе. Яркий и сильный талант ЗенеидыР-вой не могут затмить недостатки в ее произведениях. Талант ее принадлежит ейсамой, недостатки – обстоятельствам жизни.
<…> Русская литература по правуможет гордиться ее именем и ее произведениями»286.Литература второй половины XIX в. также обогатилась значительнымчислом женских имен (Е.В. Новосильцева, М. Вовчок, С. и Н. Хвощинские и др.).Во многом «прорыв» женской литературы этого периода был связан с развитием«женского движения», когда шло его «первоначальное становление»287.
К этомувремениотноситсяипоявлениеженскихобществ,открытиеженскихблаготворительных организаций. Благодаря роману Н.Г. Чернышевского «Чтоделать? Из рассказов о новых людях» (1863) молодежь задумывается о создании«особой социальной конструкции “новой женщины”» 288 по образу и подобиюодной из главных героинь произведения – Веры Павловны. На практике же этопривело к появлению высмеиваемого в обществе типа нигилистки (««передовыедевицы, стриженые, с синими очками, в мужских пиджаках»289).
Однако именновследствие популяризации нового типа женщины появлялись непримиримыереволюционерки и террористки. Таким образом, женщина в тот периодпостепенно входила во многие сферы общественной жизни, выдвигала286Белинский В.Г. Сочинений Зенеиды Р-вой. Электронный ресурс. Режим доступа:http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_2730.shtml [Дата обращения: 04.01.2014].287Хасбулатова О.А., Гафизова Н.Б. Женское движение в России (Вторая половина XIX – начало ХХ века).Иваново: ФГУП «Издательство “Иваново”»; Иван. гос.
ун-т, 2003. С. 156.288Гончарова О.М. Русская женщина 1860-х в «зеркале» идей и литературы // Культура и текст. 2012. № 1. С. 45.289Мещерский В.П. Мои воспоминания. М.: Захаров, 2003. С. 416.92определенные требования к обществу, отстаивала свои права, в том числе иполитические, и в целом можно говорить о том, что именно на вторую половинуXIX в. пришелся явный первый сдвиг в самосознании русских женщин.По мнению О.А.
Хасбулатой и Н.Б. Гафизовой, рубеж веков – это «этапкачественного изменения и политизации женского движения»290. Действительно,в это время возникает множество женских организаций (Союз равноправияженщин, Российская лига равноправия женщин, Женская прогрессивная партия ит.д.), выпускаются женские журналы («Союз женщин», редактор – М.А. Чехова,и «Женский вестник», редактор – М.И. Покровская), которые, в отличие отизданий прошлых лет, отстаивали идею «свободной женщины», а нехранительницы домашнего очага.
Кроме того, многие «толстые» журналы такжепредоставляли свои страницы для произведений, написанных женщинами(«Северный вестник», «Русское богатство», «Русская мысль» и др).С помощью собраний, журналов, посвященных исключительно проблемамженщин, женское движение отстаивало свои интересы и идеи. Так, например, в1897 г.
в России было уже несколько миллионов женщин, самостоятельнозарабатывающих себе на жизнь291, и с каждым годом эта цифра росла. Нередкимбыло обращение к литературной деятельности: женщины работали в редакцияхразличных журналов и газет (делали переводы, писали рецензии, корректировалитексты и т. д.). Это сразу было отмечено критикой (еще в конце XIX в.): «Никогдав русской литературе не было так много женщин-писательниц, как в настоящеевремя... Писательница с именем, журналистка, сотрудница газеты, переводчица –далеко не редкое явление в русском обществе»292.А.Ю. Чернобаева выделяет следующие проблемы, которые женскоеобщество в начале ХХ в.
стремилось решить: получение беспрепятственногодоступа женщин к образованию; к профессиональной деятельности; борьба за290Хасбулатова О.А., Гафизова Н.Б. Женское движение в России. С. 163.Казакова И. Критика и публицистика конца ХIХ - начала ХХ веков о творчестве русских писательниц //Преображение (Русский феминистский журнал). 1995. № 3. С. 63.Об этой теме см. подробнее: Михайлова М.В. Русская интеллигенция Серебряного века: творческая ипрофессиональная самореализация женщины // Intelligencja: tradicja i nowe czasy. Krakow, 2001.