Диссертация (1100602), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Ганзен. Сб. 7.Опасный возраст. СПб. : Т-во А.Ф. Маркс , 1910. С. 89-190.317«Опасный возраст» (Повесть К. Михаэлис) // Бюллетени книжных и литературных новостей. 1911. № 11. С. 332.318Новости кинематографии // Московская газета. 1911. 10 апреля. Электронный ресурс. Режим доступа:http://starosti.ru/archive.php?y=1911&m=04&d=10 (Дата обращения: 17.03.2014).319Так, в журнале «Новая жизнь» (1911. № 7. С. 88-103) была опубликована ее новелла «Письма сестры», роман«Книга о любви» (1913, № 1-3).320В «Новом журнале для всех» был опубликован рассказ писательницы «Йенс Гиммельрейх» (1912, № 11, с. 4156 ), повесть «Дочь священника» (1916, № 7-8, с.
85-96).101Trap og hendes Unger”, 1922), в 1927 г. – «Семь сестер» (“Syv Søstre sad”, 1923).Успехом же К. Михаэлис в СССР стала публикация романа «Нильсина-мать» в1938 г. (“Moren”, 1935), за которой последовало ее переиздание под заголовком«Мать» (1958). После 1958 г. произведения К. Михаэлис в России больше непереиздавались.§ 4. Дискуссии о романе «Опасный возраст»и других произведениях К.
МихаэлисКак уже отмечалось выше, первая публикация Михаэлис в России (роман«Мамочка»,1903),опубликованноеосталасьпроизведениенезамеченной.(«Девочка»)Такжепоследовалоинаследующеедостаточномалооткликов, многие из которых были лишь информативными и не выражалиотношения рецензента к прочитанному. Так, например, один из критиковсообщал, что Михаэлис в этом произведении «сосредотачивается на изучениинежнейших и тончайших порывов души», «затрагивает серьезнейший вопрос оположении детей в семье» 321 , тем самым сводя анализ произведения к еговосторженному пересказу.Поэт и критик В. Гофман не принял рассказ об умирающей девочке.
Посюжету 14-летняя героиня по имени Андрея медленно угасает из-за болезни. Ееродители, которые давно изменяют друг другу, ради дочери решают изобразитьвновь вспыхнувшие чувства и даже обещают ей всегда быть вместе. Однако послесмерти Андреи мать находит ее дневник, в котором девочка писала, чточувствует, что родители ее обманывают, и как она от этого страдает. Рецензентназвал дневник «грубой и неискусной подделкой», главным недостатком рассказа– «внутреннюю фальшивость» 322 , несколько раз подчеркнув, что книга крайнескучна. Видимо, Гофман прежде всего не принял форму повествования, в которойзначительную часть занимал дневник девочки.
Однако подобная стилизация поддокументальность (включение в произведение писем, дневниковых записей,321Рец. на: Первый сборник. Наше царство // Сборник «Фиорды». Датские, норвежские, шведские писатели.Сборник 7. Опасный возраст. СПб.: А.Ф. Маркс, 1909. С. 299.322Гофман В. Рец. на Фиорды. Сборник первый. Датские, норвежские, шведские писатели в переводахА. и П. Ганзен. Издание товарищества А.Ф. Маркс. С-Петербург. Цена 1 рубль. 335 страниц // Современный мир.1909. № 10. С. 130.102мемуаров) является «визитной карточкой» Михаэлис, и этот прием впоследствииоценили многие европейские и русские критики, но Гофман отнесся к такойформе повествования неодобрительно.Одним из тех, кто первым принял и одобрил рассказ «Девочка», сталМ.
Горький. В письме к А. Амфитеатрову он настоятельно советовалпознакомиться с этим произведением: «Давно я не читал столь мучительнойвещи, да и читал ли когда-либо? И как будто девочка эта – душа моя! Что общего,думаю? Ищу нет ничего! Но как будто душа моя! Нет, хорошо пишутскандинавы <…>»323.Таким образом, одно из первых произведений Михаэлис, появившихся вРоссии, было встречено разнообразными откликами: от полного неприятия доудивленного восхищения.Следующим произведением, опубликованным в России, стал роман«Опасный возраст», сделавший Михаэлис всемирно известной.
Продажи этойкниги в различных европейских городах нередко сопровождались скандалами,резкими выступлениями разнообразных женских общественных организаций, что,безусловно, подогревало интерес к нему. Об этих акциях писали и в России:«Датскоеобществоженскогоравноправиявыступилосэнергическимпротестом» 324 . Причиной подобных выступлений стал образ главной героини,42-летней женщины, достаточно откровенно описывающей свои личныепереживания на страницах своего дневника, в который также включены и ееписьма.
Так, она без прикрас пишет о скрытности и лицемерии женщины,состоящей в браке: «Женщина никогда не подарит в любви большеоткровенности, чем это позволяет благоразумие» 325 . Или: «Все мы, женщины,носим маску, каждая свою – ту, какая ей всего удобнее. Моей маской была мояулыбка»326.323Литературное наследство. Горький и русская журналистика начала ХХ века. Неизданная переписка. М., 1988.С. 165.324Карин Михаэлис о своем романе // Михаэлис К. Опасный возраст женщины.
М.: Книжник, 1911. С. 163.325Михаэлис К. Опасный возраст. Дневник и письма / Пер. с дат. Р.М. Маркович. СПб.: С.-Петерб. кн. экспедиция,1911. С. 32.326Михаэлис К. Опасный возраст. Дневник и письма. С. 141.103Также скандальным был и сам сюжет: Эльзи Линднер, героиня романа,разводится с мужем после 20 лет брака, пытаясь обрести свободу и отдохнуть отвсех обязанностей, которые накладывает совместная жизнь на супругов, ипроводит год в уединенном доме. Она хочет быть независимой и научиться житьодной, не считает себя состарившейся и недостойной счастья, в том числе илюбовного, и выступает против предрассудков, царящих в обществе: «Наженщину, которая осмеливается предъявить свои права в более или менеепозднем возрасте, смотрят с отвращением и ужасом» 327 .
Однако она начинаеттяготиться одиночеством и вспоминает о своем прежнем поклоннике, которого иприглашает в гости. Оказывается, что чувство любви угасло у обоих, но вбольшей степени у мужчины. Тогда Эльзи решает вернуться к мужу, который,однако, уже успел обручиться с 19-летней девушкой и совершенно не горюет обывшей жене. Героиня приходит к выводу, что причина ее метаний возраст и тефизиологические изменения в организме женщины, которые приводят к«временному безумию», а все попытки представить это как идейные устремленияне более чем желание сделать так, «чтобы нас считали нормальными» 328 . Онадаже начинает мечтать об учреждении монашеского ордена для 40-50-летнихженщин, «своего рода убежища», которое могло бы их спасти от увлечений инесуразного поведения.
Так расшифровывается название романа «опасныйвозраст».Но это точка зрения героини, а отнюдь не автора. На самом делеписательница показала капитулирующую перед общественными условностямиженщину, которая, во-первых, изменила своим свободолюбивым настроениям(променяла одиночество и тягу к нравственному самосовершенствованию налюбовное чувство), а затем даже захотела вернуться под супружеский кров, чемупомешала лишь неготовность ее мужа принять провинившуюся женушку…Следовательно, феминистские интенции, которые можно было бы усмотреть вповедении героини в начале романа, в его конце «аннулируются».
Эльзи327328Михаэлис К. Опасный возраст. Дневник и письма. С. 63.Михаэлис К. Опасный возраст. Дневник и письма. С. 61.104оказывается всего лишь обыкновенной женщиной, более всего ценящей комфорт,и еще лучше, если он сопровождается любовными радостями. Открывая влитературе новый пласт психологических и социальных отношений, авторпродемонстрировалабезусловноемастерствопсихологическогоанализа,проявляющееся косвенно в сообщениях Эльзи о своих ежедневных действиях,интересах, культе тела, заботам о котором она посвящает много времени, и прямо,когда она пытается анализировать причины своих поступков.
Показательныразмышления героини о роли женщины в семье. Их поначалу можноинтерпретировать как вызов буржуазным условностям, но завершаются онисловами, снижающими значение внутреннего монолога: «Это философскоенастроение посетило меня, вероятно, оттого, что я ела сегодня за обедом камбалу;это очень тяжелая и трудно перевариваемая рыба» 329 (хотя в этом можноусмотреть и самоиронию!). В романе удачно соблюдено «равновесие» междузарисовками сцен повседневной жизни и самоанализом героини.Но трудности «разведения» авторской позиции с самооценкой Эльзитребовали от читателя и критика серьезных раздумий. Они, собственно, и привеликпредельноразноречивымоценкамромана.Врезультатепоявилисьразнообразные суждения: одни брали Эльзи под свою защиту, другие выражалинегодование по поводу ее поведения и запросов330.После публикации в «Огоньке» романа «Опасный возраст» был проведенопрос читательниц по поводу прочитанного.
Как и критики, женщиныразделились на противниц и сторонниц романа. Показательно, что большинствопростых читательниц, не занимающихся критикой профессионально, оцениваетроман как «сплошную клевету на женщину»331. Анонимные рецензентки считают,что образ главной героини далек от реальности, «какого-то маниака автор выдает329Михаэлис К. Опасный возраст.
Дневник и письма / Пер. с дат. Р.М. Маркович. СПб.: С.-Петерб. кн. экспедиция,1911. С. 38.330Подробнее о психологическом анализе в женской прозе начала ХХ в. см.: Михайлова М.В. Внутренний мирженщины и его изображение в русской женской прозе Серебряного века // Преображение. 1996. № 4. С. 150–158.331Отзывы читательниц на анкету «Огонька», напечатанные в газете «Биржевые ведомости» // Михаэлис К.Опасный возраст. Варшава: Печатное слово, [1911]. С. IV.105за основной тип женщины!» 332 .
Читательницы опасаются, что образ героиниможет быть воспринят как обобщение, а это принизит их в глазах мужчин.«Пощадите нас, старух, не забрасывайте наши седеющие головы грязью» 333 , –взывали они. Достаточно многочисленную группу составили негативные отзывычитателей, не принявших героиню и ее жизнь, посчитавших, что произведениедалеко от действительности: «Роман надо сжечь рукой палача… Он клевещет нанас, проживших чистую и полезную жизнь…» 334 . Этим откликам вторили инекоторые критики, увидевшие в романе датской писательницы лишь едкуюзарисовку праздной жизни высшего света: «Вывод из него [романа] тот, что средисостоятельных кругов имеется немало никчемных и бездельных лиц, которые оттоски и безделья исключительно занимаются разнообразными любовными деламии на эту тему философствуют»335. Некоторые из просвещенных женщин,заполнивших анкету, предлагали исключительно физиологическое объяснениеметаний героини: «Не рожала, не любила, жила с нелюбимым – вот и разгадка»336.Другая читательница «Огонька» усмотрела в драматичной судьбе героини необщую жизненную закономерность, а лишь личные недостатки: «Нужно былобороться со своей ленью, праздностью, создать себе умственный или душевныйздоровый интерес, а не тратить себя на пошлое занятие своим телом, чтобы непереставать нравиться мужчинам»337.
Некоторые читательницы в анкетезатронули и политический аспект: «Дайте женщине права, и всякие опасностиотпадут сами»338. Однако среди откликнувшихся на анкету встречаются и такие,кто смог по достоинству оценить способность писательницы изобразитьповседневные мысли и переживания героини: «Михаэлис талантлива. Это должен332Отзывы читательниц на анкету «Огонька»… С. V.Отзывы читательниц на анкету «Огонька»… С. IV.334Отзывы читательниц на анкету «Огонька»… С. II.335П-ч. Рец. на: Карин Михаэлис. Опасный возраст (Отрывки из дневника и писем). Книга I.