Диссертация (1099204), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Другимисловами, участники исследования из семей с эмоционально-холоднымиотношениями с родителями (1), воспринимающие свою культуру как культурудинамически развивающегося типа, чаще обращаются к родителям за помощьюв ситуациях принятия ответственных решений по сравнению с респондентами изсемей с близкими или сверхвовлеченными отношениями с родителями.Студенты из семей с «близким типом отношений» или «сверхвовлеченнымтипом отношений» при динамически развивающемся типе культуры, наоборот,проявляют более высокую степень самостоятельности и ответственности вситуациях принятия важных решений по сравнению с юношами/девушками и176семей с «отстраненным типом отношений» с родителями.
Полученныерезультаты, с нашей точки зрения, можно объяснить спецификой культурногоконтекста (различных типов культуры). Напомним, что для динамическиразвивающегося типа культуры характерны независимость, самодостаточность,индивидуальность. Процесс принятия решения осуществляется исключительносамостоятельно. Для современного типа культуры характерно самостоятельноепринятие решения с учетом интересов членов семьи. И наконец, длятрадиционного типа культуры – принятие решение происходит коллективно, арезультат зависит от старших по возрасту (от родителей). В ситуации, когдаценности общества (динамически развивающийся тип культуры) отличаются отсемейныхценностейюноши/девушки,по(сверхвовлеченныенашимданным,отношенияотличаютсясвысокимродителями),показателемповеденческого компонента сепарации (вынужденная сепарация).
Например, вситуациях осуществления важных выборов респонденты опираются только насебя, без учета мнения, интересов родителей.Такимобразом,проведенныйкультурно-специфическихианализсемейныхсвидетельствуетфакторовнаовлиянииособенностипсихологической сепарации от родителей в юношеском возрасте.2.2.6.2. Влияние на психологическую сепарацию дополнительных факторовРанее мы показали, что на особенности психологической сепарации отродителей в юношеском возрасте оказывают влияние такие факторы, как возрастреспондентов (показаны внутривозрастные различия и внутривозрастнаядинамика), гендер, этнокультурная принадлежность, тип культуры, типотношений с родителями, особенности функционирования семейной системы.Рассмотрим влияние дополнительных факторов на особенности решенияодной из центральных задач развития юношеского возраста – психологическуюсепарацию от родительской семьи.Тип семьиМы проанализировали особенности психологической сепарации приразных типах семьи (полная/неполная родительская семья) опрошенныхстудентов (Таблица 37).177Таблица 37.Показатели сепарации от родителей студентов из полных и неполных семейСепарация (шкалы PSI)Полная семьяНеполная семья(N=420)(N=114)pMSDMSDСтиль сепарации0,030,55,483,543,39Аффективный компонент0,000,69,782,533,03Когнитивный компонентПоведенческий компонент,76,772,663,012,963,41,78,810,0120,000Участники исследования, выросшие в полной семье, значимо реже(p=0,030) переживают амбивалентные и/или негативные чувства в отношениях сродителями в ситуациях расхождения их мнений, интересов с мнениемродителей по сравнению с юношами и девушками, выросших в неполной семье(СТ).
При этом студенты из полных семей значимо больше (p=0,000) нуждаютсяв эмоционально поддерживающих отношениях с родителями (А), значимо чаще(p=0,012) описывают свое мировоззрение как схожее с мировоозрением ихродителей (К) и значимо чаще (p=0,000) опираются на мнение матери и отца вситуациях принятия ответственных решений (П) по сравнению со студентами изнеполной семьи. Мы считаем, что такие данные отражают характер отношений сродителями, которые и являются одним из условий психологической сепарацииюношей/девушек от родительской семьи.Следующимшагомбылсравнительныйанализпаттерновпсихологического отделения в двух группах: у студентов, выросших в полнойсемье (79%) и у студентов, выросших в неполной семье (развод родителей)(21%).Значение критерия χ2=27,274, уровень значимости p=0,000.
Полученныерезультаты свидетельствуют о наличии значимых различий в распределенииреспондентов из разного типа семей по разным паттернам сепарации отродителей. Ответы юношей и девушек, выросших в полной семье, значимо чащехарактеризуют паттерны «сцепленные» и «ведомые». Ответы студентов,выросших в неполной семье, значимо чаще попадают в пятый паттерн сепарации(«дистанцированные»). Этот паттерн мы считаем неоптимальным. Т.о., можно178наметить линию исследования: развод родителей как фактор, влияющий напсихологическую сепарацию от родителей в юношеском возрасте.В среднем юноши и девушки из неполных семей значимо чаще, чем ихсверстники из полных родительских семей, достигают высокого показателяаффективного, когнитивного и поведенческого компонентов сепарации отродителей.
Важным является вопрос, насколько этот показатель являетсяоптимальным для респондентов изучаемого нами возраста.Анализ частоты представленности паттернов сепарации в двух группахстудентов, выросших в полной и неполной семьях, показал следующиерезультаты (рис. 43).У юношей и девушек из неполных семей значимо чаще встречаютсяпаттерн«дистанцированные»,которыймысчитаемпсихологическинеблагополучным. Период ранней юности принято считать периодом, когда ещенерешеназадачаобретенияустойчивойидентичности.Этопериодсамоопределения личности в различных жизненных сферах.Рис.
43. Распределение студентов из полной и неполной семей по паттернамсепарации от родителейПаттерн «дистанцированные», т.е. когда отношения с родителямиперестают быть близкими, часто описывается респондентами как эмоциональнонейтральный или враждебный, негативный. В такой ситуации юноши/девушки вполной мере так и не получают необходимой на данном возрастном этапеподдержки от родителей.179Таким образом, тип родительской семьи (полная/неполная), по нашимданным, оказывает влияние на психологическую сепарацию от родителей вюношеском возрасте.Тип проживанияДля проверки влияния типа проживания (совместно с родителями илираздельно) на особенности психологической сепарации от родителей вюношеском возрасте мы провели сравнительный анализ респондентов (рис.
44).Тип проживания1.С родителями2.Один (-а)3.С мужем4.С родственниками5.С девушкой, парнем6.ОбщежитиеИтогоСТ – Стиль сепарацииК – когнитивный компонентN (чел.)30437710914381%79,89,71,82,62,43,7100А – аффективный компонентП – поведенческий компонентРис. 44. Диаграммы размаха по шкалам опросника PSIПолучены следующие результаты: Студенты, проживающие с брачным партнером, отдельно от родителейзначимо (p=0,021) реже переживают амбивалентные, негативные чувства180в отношениях с родителями в ситуациях проявления различий вмировоззрении, т.е. стиль сепарации менее конфликтный по сравнению состилем сепарации тех студентов, кто проживает совместно с родителями; Участники исследования, проживающие в общежитии значимо (p=0,004)болеесамостоятельныв функционированиив различных сферахжизнедеятельности, и значимо меньше нуждаются в эмоциональноподдерживающих отношениях с родителями (p=0,050) по сравнению стеми студентами, кто проживают вместе с родителями. В среднем юноши и девушки, проживающие отдельно от родителей,демонстрируют более высокий показатель психологической сепарации вэмоциональной и поведенческой сферах по сравнению с респондентами,которые проживают совместно с родителями.Таким образом, наши данные свидетельствуют о важности такогофактора, как проживание с родителями совместно/раздельно для формированияпсихологической сепарации от матери и отца в юношеском возрасте.Регион проживанияСравним показатели психологической сепарации от родителей у студентовиз разных городов РФ (Таблица 38).
Уточним, что для анализа мы отобралистудентов, кто родились и проживают в одном и том же городе.Города РФМоскваВладикавказКурскАлагирИтогоN (чел.)782348035427%18,355,318,77,7100,0Таблица 38.Показатели сепарации от родителей у респондентов из разных городов РФСепарация (PSI)NМосква78 чел.Курск80 чел.Владикавказ234 чел.Алагир35 чел.Стиль сепарации3,5113,143,6223,243,3831,323,3342,41Аффективный компонент2,89132,622,51312,27Когнитивный компонент2,762,812,562,53Поведенческий компонент12,13,143,47213,07312,972,7441*индексами отмечены показатели сепарации, имеющие значимые различия (p≤0,05)181УчастникиисследованияизМосквызначимо(T-критерий)режепереживают чувства вины, стыда, тревоги или гнева в отношениях с родителямив ситуациях расхождения во взглядах, ценностях по сравнению с ихсверстниками из Владикавказа и Алагира (СТ).
Юноши и девушки из Москвызначимо меньше нуждаются в эмоционально-поддерживающих отношениях сродителями по сравнению со сверстниками из Владикавказа (А). Студенты изМосквы также проявляют значимо более высокий уровень самостоятельности впринятии ответственных решений по сравнению участниками исследования изКурска, Владикавказа и Алагира (П).Юноши и девушки из Курска значимо реже испытывают негативныепереживания в отношениях с матерью и отцом в ситуациях возникающихразногласий во мнениях, убеждениях по сравнению с респондентами изВладикавказа и Алагира (СТ).Отсутствие значимых различий в показателях психологической сепарацииот родительской семьи студентов из городов РСО-Алании, с одной стороны,может объясняться неравномерностью исследованных групп, с другой стороны,спецификой региона.