Диссертация (793539), страница 54
Текст из файла (страница 54)
414.244безнравственностьэтихфактов,нецелесообразность,противоречиерелигиозным убеждениям и проч.Итак, законы следует охарактеризовать не как веления, а какпостановления или распоряжения относительно того, что впредь должно или недолжно признаваться обязанностью для одних, правом для других, или,другими словами, как распоряжения относительно будущего права, или –правовые распоряжения (поскольку они являются нормативными фактами, т.е.соответственно влияют на чью-либо правовую психику)701. При этом авторотмечает, что речь идет об односторонних распоряжениях и о представляемыхв качестве реальных постановлениях тех или иных естественных исверхъестественных существ, независимо от того, состоялись они или нет.Отталкиваясь от данных рассуждений, Л.И.
Петражицкий определяет законноеправокакимперативно-атрибутивныепереживаниясоссылкойнапредставляемые правовые односторонние распоряжения кого-либо, как нанормативные факты. Законы, по Л.И. Петражицкому, – представляемыеодносторонние правовые распоряжения кого-либо, поскольку они являютсянормативными фактами (т.е. поскольку подлежащие представления оказываютсоответствующее влияние на чью-либо правовую психику, возбуждая илиустраняя, или изменяя императивно-атрибутивные переживания)»702.СоответственнотакомупредставлениюозаконахстроитсяЛ.И.Петражицким и учение о видах законов.
Так, законы он делит на:1)божеские и человеческие - по тем представляемым существам, откоторых они представляются исходящими;2)семейные, родовые, общинные, государственные, церковные и т.д.- по разным общественным сферам действия;3)официальные и неофициальные – по наличию или отсутствиюофициального значения в государстве703.701 Там же, с. 429.702 Там же, с. 430.703 Там же, с. 430-431.245Сообразно делению властей на виды и разновидности различаются исоответствующие виды законов: 1) общие, которые могут касаться любыхотношений, и специальные, ограниченные определенным кругом отношений; 2)служебные (законы главы семьи) и господские (распоряжения рабовладельца вотношении раба). В областях множественности властей и их иерархическойсоподчиненности могут выстраиваться и соответствующие иерархическиеструктуры законов.
Правда, автор ниже совершенно верно подмечает, что«отношения преимущества и иерархического подчинения между разнымикатегориями законов, вообще различия рангов законов могут устанавливаться инезависимо от соответствующих отношений между властями»704, ведь закон жеявление психическое, а не действительное. В этой связи нельзя не обратитьвнимание на тот факт, что критерии классификации законов у Л.И.Петражицкого лежат в большинстве случаев вне пределов психики человека, вобласти реальной действительности, тогда как по логике предлагаемой теориии понятия закона, эти критерии должны быть психологическими.В своих работах Л.И.
Петражицкий поднимает и другие важные вопросытеории закона: о началах, лежащих в основе законодательной деятельности, обисточнике закона, в качестве которого выступает общественное правосознаниеили правовая психика. Закон у Л.И. Петражицкого, как уже говорилось,разновидность позитивного права - императивно-атрибутивных правовыхпереживаний,определяемыхпредставленияминормативныхфактов,-способного доставлять соответствующий однообразный шаблон правил дляболее или менее значительных масс людей. Этим он отличается отинтуитивного права, в котором правовые переживания, индивидуальноразнообразные по содержанию, не связаны со ссылками на нормативные факты- они формируются в психике без всякой привязки к нормативным фактам705.704 Там же, с. 432-433.705 Там же, с.
382-383.246Интуитивное право – источник, «создатель» закона706. Законы представляют взначительной степени не что иное, как продукты и проявления интуитивногоправа соответствующих лиц, индивидов и масс, получающих затем в психикедругих самостоятельное значение в качестве определителей их позитивноправовых переживаний. Под влиянием интуитивного права возникает ираспространяется идея об отмене закона и замене его иным, предъявляются всенастоятельнее требования реформы и т.д. 707 Интуитивное право – основаполитики права.Не менее значимо обратное влияние – позитивного права на интуитивное.Передовое,интуитивногопрогрессивноеправазаконодательство,известныхэлементов«опережающееобщества,развитиенапример,менеекультурных слоев народонаселения, ускоряет развитие соответствующегоинтуитивного права», является источником реформ 708 .
Эти идеи о связизаконодательной деятельности с правосознанием стали хрестоматийными вотечественной юридической науке.Психологическая теория права Л.И. Петражицкого подверглась в своевремя самой острой критике. Б.Н. Чичерин высказал обоснованные сомнения напредметкачестватойнаучнойосновы,накоторойформируетсяпсихологическая теория Л.И. Петражицкого: психология не имеет характерточной и достоверной науки, чтобы служить основанием каких бы то ни быловыводов, пишет Б.Н.
Чичерин709. Однако Л.И. Петражицкий, по мнению Б.Н.Чичерина, и не пытается основать свою теорию на научных выводахпсихологии, он пользуется лишь тем психологическим опытом, которыйнаходит в себе самом, и признает за достоверный психологический факт то, что706 Закон призывается лишь в качестве позитивного шаблона для уже существующихнорм, пишет А.А. Кролик (См.: Кролик А.А. Идеи законодательного творчества изакономерного развития права в новейшей юриспруденции. С.
94).707 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.С. 395, 396.708 Там же, с. 400.709 Чичерин Б.Н. Психологическая теория права // Чичерин Б.Н. Избранные труды. С.506.247отрицают другие (или наоборот – так, например, В.С. Соловьев признавалсуществование нравственных обязанностей)710.У Б.Н. Чичерина вызывает сомнение сама попытка искать существо правав психике, которая не только, в отличие от реальной действительности,субъективна и различна у различных людей, но и является источником всего,что человек делает, однако никому не приходит в голову класть в основуобъяснений явлений реальной действительности и продуктов деятельностилюдей исключительно психические факты711.Оригинальное учение о законе Л.И.
Петражицкого страдает тем жепороком, что и «широкая» трактовка закона как любой юридической нормы:она стирает всякие различия между законом и другими формами или видамиправа. Несмотря на то что автор пытается провести отличие закона от другихвидов права, закон у Л.И. Петражицкого ничем не отличается не только отвелений богов, постановлений церковных соборов, пап, патриархов, веленийхозяина, отца, матери, владельца имения, фабрики, торгового заведения,постановлений правлений, общих собраний, ученых обществ, политическихпартий, преступных организаций и проч., но и от правового обычая, судебногопрецедента и учения юристов712. В понятие закона вновь вошло все то, «что такстарательно удалено из него усилиями долгой, вековой борьбы»713. Научный ипрактический смысл выделения данного вида права теряется.
Не случайно,когда автор пишет об особенностях законного права, его преимуществах илиотрицательных сторонах, он интуитивно оперирует понятием закона во всемизвестном узком, а не широком смысле.В теории Л.И. Петражицкого законное право должно отличаться отдругих его видов характером психических представлений о нормативныхфактах. Но автор в качестве такого отличия предлагает нам только сам710 Там же.711 Там же, с.
505-506.712 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.С. 430 и сл.713 Рейснер М.А. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология.СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1908. С. 70.248нормативный факт. Если представляется нормативный факт обычая – этоправовой обычай, если представляется факт одностороннего распоряжения –это законное право. Именно фактами действительности вызывается разность ихпсихических представлений. И Л.И. Петражицкий сам об этом пишет:«характерной особенностью законодательства и законного права по отношениюк другим видам нормативных фактов и позитивного права, в частности, поотношению к обычному праву является то, что здесь одно лицо или известнаягруппа лиц может по своему усмотрению вызывать в психике других, вчастности, в психике более или менее обширных масс, такое право на будущеевремя, какое ему или ей представляется с какой-либо точки зренияжелательным, а равно устранять, отменять существующее право и производитьразные другие изменения в чужой правовой психике и жизни…»714.
В данномслучае мы вновь частично (в объеме государственного законодательства)возвращаемся к господствовавшему и критикуемому Л.И. Петражицкимпонятию закона. Ведь в самих психических представления о нормативныхфактах нет никакого своеобразия, оно вызывается внешним по отношению кним фактором (событием или действием). Своеобразие обусловливается толькотем, что представляется, какое событие.