Диссертация (1147642), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Однако, согласно полученным нами данным, у детей избез опыта институционализации отмечается меньше критических проявленийагрессивного поведения, но больше замкнутого/депрессивного поведения ипроблем интернализации. Кроме того, в этой группе детей чаще, по сравнению снормативными данными использованного опросника, встречаются дети с102критическими проявлениями проблем замкнутого/депрессивного поведения,интернализации и нарушения правил поведения. Результаты исследованияпривязанностиуроссийскихдетейраннеговозрастабезопытаинституционализации свидетельствуют, что большая их часть проявляетнебезопасныйилидезорганизованный(поAinsworthetal.,1978)типпривязанности (Плешкова, Мухамедрахимов, 2008; Pleshkova & Muhamedrahimov,2010).
Дальнейшие исследования показали формирование у этих детей такихпаттернов поведения адаптации к социальному окружению, как агрессивное ипритворнобеспомощное (пред-С3-4, по Crittenden, 2000; Spieker & Crittenden,2010), послушание и вынужденная забота о родителе (пред-А3-4), и вариантысочетания этих стратегий (А/С) (Pleshkova & Muhamedrahimov, 2010). Можнопредположить, что проблемы интернализации у детей в возрасте 5 – 8 лет изроссийских семей, в частности, замкнутое/депрессивное поведение, могут бытьследствием сформированной в младенческом и раннем возрасте небезопаснойпривязанности и паттерна поведения адаптации по типу А, а высокие показателипо шкале нарушения правил поведения – следствием небезопасной привязанностии паттерна поведения адаптации по типу С.Таким образом, полученные в ходе работы результаты подтверждаютпредставления о критическом значении раннего социально-эмоциональногоокружения ребенка для его дальнейшего развития и поведения (Rutter, 1998;Rutter et al., 2010; The St.
Petersbusrg – USA Orphanage Research Team, 2008;Мухамедрахимов, 1999, 2008). Выделенные в процессе исследования данныевосполняют недостаток научной информации о поведении детей с опытоминституционализации, воспитывающихся в российских семьях, в связи сусловиями сиротского учреждения, с возрастом перевода в семью из социальноэмоционально депривационных условиях, длительностью проживания в семьепосле перевода из учреждения, полом ребенка и типом семьи проживания.Полученныенеобходимостьвданноморганизацииисследованиикакрезультатыпрофилактическихуказываютнамероприятийпо103предупреждениюпроблемповедения,такипрограммсопровождения,способствующих снижению уровня проблем поведения у детей. Проведенныеисследования доказывают, что раннее психологическое вмешательство в рамкахсиротскогоучреждениязначительноснижаетнегативноевлияниедепривационных условий на развитие ребенка (Jump et al., 2006; Kim et al., 2003;Smyke et al., 2002; Sparling et al., 2005; Taneja et al., 2002; The St.
Petersbusrg – USAResearch Team, 2008) (Приводится по Чернего, 2015). Следует отметить, чтонаиболее эффективными оказались программы, направленные на изменениесоциально-эмоционального окружения в учреждении (Мухамедрахимов, 1999;Smyke et al., 2002; Sparling et al., 2005; The St. Petersbusrg – USA Research Team,2008).Учитываяфакт,чтонарушенияповеденияудетейсопытоминституционализации связаны с негативным опытом жизни в доме ребенка, мерыпрофилактики этих нарушений могут заключаться в изменении социальноэмоционального окружения детей, проживающих в доме ребенка: уменьшениесоотношения числа детей на одного воспитателя, уменьшение количества детей,проживающих в одной группе, выделение «основного» взрослого, уменьшениечисла взрослых, с которыми контактирует ребенок, обучение и регулярныесупервизии персонала дома ребенка, направленные на улучшение качестваобщения и взаимодействия взрослого с ребенком, то есть организациястабильного и предсказуемого пространства и социального окружения ребенка.Общие практические рекомендации специалистам, сопровождающим семьис детьми с нарушениями поведения, могут заключатся в выделении основныхлинийработы:психологическаяработассемьей,индивидуальнаяпсихологическая работа с ребенком и групповая (тренинговая) работа.
Работа ссемьей может быть направлена на улучшение качества взаимодействия родителейи ребенка – установление контакта родитель-ребенок, помощь в пониманиичувств,состоянийипотребностейребенка,налаживаниесовместнойдеятельности, игры, работа с чувствами и эмоциями родителей, в том числе поотношению к ребенку. Групповая работа может быть направлена на практическоенаучениевзаимодействиюсосверстниками,вовлечениевсовместную104деятельность и игру с другими детьми, снижение напряжения в процессесоциального взаимодействия.
Основу индивидуальной работы с ребенком должнасоставлять организация безопасного психологического пространства для ребенка,в рамках которого могут проводиться занятия по индивидуальному планусопровождения ребенка.105ВЫВОДЫ1. У детей в возрасте 5 – 8 лет с опытом институционализации в раннемвозрасте, по сравнению со сверстниками без опыта институционализации,воспитывающимися в семьях от рождения, чаще встречаются критически высокиезначения агрессивного поведения, и реже – замкнутого/депрессивного поведенияи интернализации; в среднем по группе они отличаются от сверстников болеенизкими значениями замкнутого/депрессивного поведения, а также большимпроявлением неразборчивого дружелюбия и вызывающего/провоцирующегоповедения по отношению к незнакомому человеку.2.
У детей в возрасте 5 – 8 лет с ранним опытом институционализации, посравнению с нормативными данными, чаще встречаются критически высокиезначения агрессивного поведения, нарушения правил поведения, экстернализациии социальных проблем, тогда как у детей без опыта институционализации –нарушенияправилповедения,замкнутого/депрессивногоповеденияиинтернализации.3. Показатели поведения детей с опытом институционализации отличаютсяот нормативных данных в связи с возрастом перевода из сиротского учреждения всемью: у детей, переведенных из дома ребенка в семью в возрасте 18 месяцев истарше, чаще встречаются критически высокие значения агрессивного поведения,нарушения правил поведения, экстернализации и социальных проблем, тогда какотличий в частоте встречаемости критических значений показателей поведения удетей, переведенных в семьи ранее 18 месяцев, по сравнению с нормативнымиданными не обнаружено.4.
Поведение детей с опытом и без опыта институционализации отличаетсяв связи с полом детей: по сравнению с мальчиками, среднегрупповые значенияпоказателей поведения по опроснику для родителей у девочек с опытом106институционализации выше по шкалам нарушения правил поведения и общегозначения нарушений поведения, а у девочек, от рождения воспитывающихся всемье – по шкале нарушения правил поведения.5. У детей в возрасте 5 – 8 лет с ранним опытом институционализации прибольшем проявлении неразборчивого дружелюбия по отношению к незнакомомучеловеку в первые минуты встречи, отмечаются более высокие показателинарушения правил поведения, агрессивного поведения, экстернализации и общегозначения нарушений поведения.107ЗАКЛЮЧЕНИЕНастоящее исследование посвящено изучению особенностей поведениядетей с опытом институционализации и жизни в условиях дома ребенка.
Впроведенном обзоре литературы представлены данные исследований по темедиссертации о развитии и поведении детей с опытом институционализации, в томчисле в социально-эмоционально депривационных учреждениях. Описанырезультатыизучениядетейсопытоминституционализациивобластифизического, познавательного, социально-эмоционального развития, в частностиразвития привязанности, а также поведения. Представлены данные исследованияповедения в связи с такими факторами, как тип депривационных условийсиротского учреждения, возраст перевода из учреждения в семью, возрастобследования, пол ребенка и характеристики семьи проживания после сиротскогоучреждения; определены области, в которых информация была противоречивойили недостаточной.
В эмпирической части исследования осуществлен анализпоказателей поведения детей с опытом жизни в доме ребенка, переведенных вроссийские семьи, по сравнению с показателями поведения сверстников, отрождения проживающими в семьях биологических родителей, и детей,исследованных в предыдущих работах. Поведение детей было изучено в связи сразличными половозрастными характеристиками детей и типом семьи, в которуюребенок был переведен после учреждения. В результате исследования выявлены иобсуждены в связи с данными литературы, особенности поведения детей сопытоминституционализациивсоциально-эмоциональнодепривационномучреждении, переведенных в различные типы семей Санкт-Петербурга.Полученные в работе данные поддерживают необходимость разработки иреализации систем поддержки и сопровождения семей с детьми, вне зависимостиот наличия у них опыта институционализации, и могут быть использованы при108разработкенаучнообоснованныхпрограммсопровожденияипрограммподготовки семей, желающих принять на воспитание детей с опытоминституционализации.