Диссертация (1097329), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Браки, которые сформировались из неродственных народов, ноисповедующих одну религию. Например, осетины и русские, татары и дагестанцы.4-й тип. Браки, которые сложились из родственных народов, исповедующих разные религии – абхазы-христиане и адыги-мусульмане.5-й тип. Браки, которые состоят из представителей одного народа, испо144ведующего разные религии, – осетины-христиане и осетины-мусульмане, абхазы-христиане и абхазы-мусульмане [Магомедов А.А.,1999, с.
202.].В межнациональных браках формируются отношения, которые во многомотличаются от таковых в однонациональном браке. В межнациональном бракепересекаются разные культуры, обусловливающие специфику психологиимежличностных отношений. Диапазон интерпретаций интеракций в межкультурном браке значительно шире, что создает определенные трудности их«прочтения» и понимания на начальном этапе семейно-брачных отношений.Скромность может восприниматься как замкнутость, жизнерадостность – какбеззаботность и т.д. Интересные примеры и казусные случаи, связанные с различным их осмыслением в контексте межкультурного брака, можно встретитьв книгах западногерманского исследователя арабского происхождения Н.Пезешкиана, разработавшего метод позитивной психотерапии.С чем могут быть связаны психологические проблемы межнациональногобрака? К основным причинам относятся: отсутствие знаний о психологии этноса партнера, неосведомленность о культурных различиях и связанных с ними поведенческих моделях, болезненное восприятие культурных различий как непреодолимых препятствий, ведущих к разобщению, неумение выстраивать собственное поведение с учетом транскультурностисупружеской пары, неспособность принимать в расчет этнически обусловленные особенностиролевых функций, нежелание и неумение развивать этноидентичность у своего ребенка, необязательное отношение к регламентированным нормам жизни, сопряженным с браком и семьей.К достоинствам межкультурной семьи следует отнести то, что благодаряпредставленности в ней общих и культурно-специфических ценностей и норм,145де-факто у детей складывается расширенное представление о разных культурах, и они адекватно на них реагируют.
Становление «Мы-образа» в межнациональной семье происходит значительно легче, формирование у детей толерантных установок происходит проще, поскольку они не замкнуты в рамкаходних культурных традиций.Если исходить из того, что условия обладания равным статусом, а такжепреследование общей цели и зависимость от сотрудничества друг с другом,поддержка обычаев благоприятствуют взаимодействию представителей разных национальностей [Allport G.,1954], то в отношениях между адыгами ирусскими было немало знаменательных событий.
В плане межнациональногобрака можно вспомнить, что в 16 веке русский царь Иван Грозный взял в женыдочь кабардинского князя Темрюка Идарова княжну Кученей, которая впоследствии приняла православное имя Мария.Интенсивность и разнообразие межнациональных отношений, характерныедля всего мира, не привели к преодолению проблем между представителями различных этносов и культур. Современная Россия не стала в этом плане исключением. Открытость и доверительность в межнациональных отношениях положительно отражаются на показателях межнациональной брачности.
Как следуетпредположить, негативизм в отношениях между народами ведет к уменьшениюдоли межнациональных браков в общей структуре заключаемых браков. Современные условия нестабильности на Кавказе создают дополнительные трудностидля межнационального брака. Однако статистика последних лет устойчиво отражает динамику роста межнациональных браков в Кабардино-Балкарии: каждыйчетвертый брак – межнациональный.Мотивом создания семьи у адыгов в подавляющем числе случаев являетсяпотребность в детях. Единственный ребенок в семье воспринимается адыгамиболезненно.
Человек, у которого нет ни братьев, ни сестер, воспринимается почти как сирота, которому не на кого опереться в трудных жизненных ситуациях.Единственному ребенку сложнее постигать нормы и правила, направленные навзаимовыручку и взаимоподдержку, которые необходимы в коллективистской146культуре. Считается, что дети из многодетных семей обладают многими достоинствами. Как правило, они толерантны, понятливы, отзывчивы и менее капризны; обладают развитым чувством коллективизма; острее воспринимаютчужую боль, умеют искренне радоваться успехам других людей; более приспособлены к семейной жизни и ответственнее относятся к браку; лучше адаптируются к новым условиям жизни и легче преодолевают конфликты.Существуют этнически обусловленные способы социализирования ребенка в рамках адыгской семьи, встроенные в ее образ жизни.
Как правило, их игнорирование ведет к конфронтации в детско-родительских отношениях. Приобретение ребенком автономности в системе семьи происходит постепенно изависит от множества факторов. Особое значение имеет наличие определенных компетенций, и в первую очередь в плане построения отношений с окружающими людьми на основе этических норм, предписанных «Адыгэ хабзэ».Только достижение способности быть самостоятельным позволяет молодомучеловеку проявлять волю к отсоединению от родителей, и его субъективныеинтересы приобретают «право на жизнь».
Однако значительную роль в устранении возникающих проблем играет институт старшинства. На протяжениивсей жизни старшие рода или семьи не снимают с себя ответственности за благополучие младших. Как же тогда обстоит дело с вмешательством в делавзрослеющих детей, которое рассматривается в психологии как негативныйфактор? Речь идет о небезразличии и неравнодушии по отношению к близкимлюдям. В категорию близких людей у кавказских народов могут входить родственники нескольких поколений, о чем свидетельствует сохранившаяся и посей день межпоколенная связь до 3-5 «колена». Возвращаясь к «вмешательству» родителей в жизнь взрослеющего сына или дочери, следует указать, чточаще всего это является проявлением способности быть ответственными за детей, особенно в сложные моменты их жизни.Адыги считают, что не следует баловать детей.
Чаще всего ответственность за воспитание ребенка до подросткового возраста несет мать, затем этифункции плавно переходят к отцу, если в семье растет мальчик. В воспитании147девочки отец принимает скорее опосредованное участие. Мать обсуждает сним ключевые моменты воспитания девочки, но отец старается не вмешиваться в этот процесс по поводу и без повода. Скорее всего, он находится на некомавторитетном пьедестале как защитник семьи в моральном и материальномплане. Метафорическое сравнение «Анэр нэщи, адэр – дэщ» (мать – это глаза, аотец – это орех) имеет свою подоплеку. Мать должна создавать психологически комфортные условия в семье, подмечать любые нюансы в настроении домочадцев и реагировать на них.
Если мы говорим о доминировании отца в традиционной семье, то это, как правило, ответственная доминантность. Ответственное и авторитетное доминирование отца проявляется в строгости исправедливости, обоснованности его требований, чувстве такта, способностиобеспечивать стабильное и устойчивое развитие семейной системы. Авторитетотца, тем более умного и мудрого, служит стимулом достойного поведенияостальных членов семьи.
Он не избегает своих детей и их забот. Отец … «неповышает голоса на членов семьи, не кричит на детей, не поднимает, за редким, даже редчайшим случаем, на них руку. Крикливых, дерущихся родителейв народе традиционно не уважают» [Магомедов А.А., 1999, с. 56]. Отец ассоциируется с силой, которая способна уберечь семью от жизненных невзгод.Женщина пользовалась и пользуется особым уважением в адыгской культуре.
Она занимала отдельное от мужчины место и была наделена особымиполномочиями и правами; обладала правом свободного общения с мужчиной;стоило взмахнуть платком между враждующими сторонами, и она могла остановить кровопролитие. Адыгский мужчина считал за долг нарядно и красивоодевать свою жену и дочерей. Скупость мужчины всегда порицалась людьми.Если семейная жизнь не складывалась, то адыгская женщина могла свободноуйти от мужа и вернуться в родительский дом. В разрешение супружескихпроблем включались родители и другие близкие родственники.
Женщина былаотстранена от тяжелого физического труда. Это заблуждение думать, чтоженщины, исповедующие ислам, были закрепощены. Адыгская женщина никогда не относилась к таковым. Мужчина всегда был почтителен к ней, её по148явление приветствовалось вставанием. В присутствии женщины не позволительно было произносить ругательные и оскорбительные слова, курить. Величайшим позором было поднимать руку на женщину. До настоящего временисохранилось требование, согласно которому мужчина не должен появлятьсяперед женщиной в неряшливом виде.Сиблинговые отношения отличаются особой теплотой.
Отношения междубратьями всегда были сердечными. Брат был готов отдать свою жизнь за брата,вынести любые испытания во имя сохранения его безопасности. Не менее душевными являются отношения между братом и сестрой. Брату отводится особая роль защитника сестры. С малых лет ему вменяется в обязанность заботиться и оберегать сестру.