Диссертация (793260), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Наблюдениязафиксировали, при этом, в обеих группах одинаково высокий уровеньпонимания затруднительного положения экспериментатора (к примеру,переводили взгляд с упавшего предмета на экспериментатора и обратно).Кроме того, было обнаружено, что дети с надежной привязанностью чащеоказывают помощь без подсказок в отличие от детей с ненадежным типомпривязанности,которымчащетребоваласьнагляднаядемонстрацияпотребности в помощи (Юдина, Котова, 2014). Таким образом, можно сделатьвывод, что эмоциональная привязанность, являясь предиктором уровняэмоционального и социального благополучия ребенка, в целом, связана, повсей видимости, и с уровнем просоциального развития.Кроме того, данные в литературе показывают, что проявление эмпатиизависит, в том числе и от сочетания личностных особенностей ребенка исоциальных факторов его развития.
Например, И. Ван Дер Марк и коллеги(2002) исследовали как чувствительность родителей, тревожность ребенка иэмоциональная привязанность влияют на индивидуальную траекториюразвития способности к эмпатии у девочек на втором году жизни, в период с5416 до 22 месяцев (Van der Mark, van IJzendoorn, Bakermans-Kranenburg, 2002)Процедурой было предусмотрено наблюдение за частотой проявленияэмпатической помощи со стороны ребенка в естественных и лабораторныхусловиях, в которых мама или незнакомый взрослый попадая в неприятнуюситуацию, демонстрировали негативное эмоциональное состояние (Van derMark et al., 2002).Результаты наблюдений позволили обнаружить увеличение частотыэмпатических проявлений по отношению к матери в период с 16 до 22 месяцеви, напротив, ее снижение по отношению к незнакомцу.
Что касаетсяличностных характеристик, то было найдено, что тревожные девочки изгруппысненадежнойпривязанностьюзначиморежепроявляютэмпатическую помощь (Van der Mark et al., 2002). По всей видимости, объемсобственных страхов и тревог препятствует проявлению эмпатии тревожнымидетьми, а также детьми с ненадежным качеством привязанности.
Вероятно ито, что, среда, обеспечивающая ребенку с высокой чувствительностьюнервной системы надежную привязанность, что может снижать его уровеньэмоциональногонапряжения,позволяеттакомуребенкувестисебясогласованно со своими естественным способностям к сопереживанию другими проявлять эмпатическое поведение, несмотря на провоцирующую тревогуситуацию.Анализ литературы показал, что многочисленные исследованияотношений в диаде мать-ребенок, проведены Г. Кочанска (2002). Согласномнению Г.
Кочанска и коллег, дети, чье раннее развитие сопровождалосьчувствительностью и отзывчивостью со стороны матери, с большим желаниемусваивают модели поведения и ценности своих родителей, и обладаютвысоким уровнем сознательного поведения в последующих периодах жизни(Kochanska, Forman, Aksan, Dunbar, 2005). Такие отношения в диаде обычносопровождаются взаимным разделением эмоций и реакций в процессевзаимодействий (Kochanska, 2002; Kochanska et al., 2005). Опираясь напроведенные наблюдения, автор предлагает понятие взаимной ориентации55реакций (Mutual Reaction Orientation), которое характеризует подобнуюспецифику отношений в диаде родитель-ребенок (Kochanska, 2002).Рядом других наблюдений, проведенных в естественной среде показанотакже, что дети, чьи родители имеют более высокие показатели эмпатии чащемоделируют родительское просоциальное поведение в соответствующихконтекстах в отношениях со сверстниками (Bryant, 1982; Eisenberg-Berg,Mussen, 1978; Feshbach, 1978).
Кроме влияния родительской моделиповедения, выяснилось, что дети моделируют просоциальное поведение идругих ухаживающих взрослых, а также любимых телевизионных илианимационных персонажей (см. Eisenberg-Berg, Mussen, 1978; Staub, Feinberg1980). То есть, в целом, ряд исследований, проведенных в естественныхусловиях показал, что дети имитируют некоторые формы просоциальногоповедения, которые демонстрирует модель.Итак, в процессе ранних взаимодействий в диаде родитель-ребенок, вслучае, когда мама явно демонстрирует согласованное поведение, теплоту,отзывчивость и сопереживание, ребенку, по всей видимости легче распознатьи освоить такие формы поведения.
То есть, в целом, раннее социальноенаучениеможетигратьзначимуюрольвпроцессеформированияиндивидуального уровня эмпатии.2.2.2 Социальная компетентность, социализация и кооперативноеповедениеЭмпатиюизучаютвеесвязискооперативнымповедением,социализацией и социальной компетентностью. Основания изучать связьэмпатиисперечисленнымиповеденческимипроявлениямиимеетсянесколько.
Во-первых, некоторые авторы рассматривают кооперативное ипросоциальное поведения тесно связанными между собой на концептуальномуровне, вероятно, из-за положительно окрашенных следствий как одного, таки другого поведения (Marcus, Telleen, Roke, 1979; Shure, 1982). Во-вторых, теже авторы предполагают, что, как способность занять позицию другого, так и56эмпатическое переживание, отчасти являются фундаментом для развитиясоциальных компетенций и кооперативного поведения (Marcus, Telleen, Roke,1979; Marsh, Serafica, Barenboim, 1981; Shure, 1982).Среди немногочисленных данных в литературе, одно из масштабныхисследований,посвященноеизучениюсвязиуровняпросоциальногоповедения детей раннего возраста с уровнем социализации и социальнойкомпетентности провели Р.
Гросс и коллеги (2015). Авторы получили данныео том, как индивидуальные отличия в уровне социализации соотносятся счастотой проявления и разнообразие просоциального поведения в раннемвозрасте (Gross, Drummond, Satlof-Bedrick, Waugh, Svetlova, Brownell, 2015).Отметим, что понятие социализации в данной работе было узкоограничено самосознанием и способностью ребенка к пониманию эмоций,состояния, желаний других людей. В процедуре приняли участие 325 детей ввозрасте от 18 до 30 месяцев. Посредством опроса родителей, а такжеспециальных тестов, лабораторных наблюдений и экспериментальныхметодов исследователи замеряли уровень социализации детей и собиралиданные о характере и частоте проявления ряда просоциальных актов детьми(инструментальная помощь, утешение, альтруизм).В результате, в целом, исследователи обнаружили, что уровеньсоциализации ребенка является значимым средовым предиктором проявленияпросоциального поведения в раннем периоде жизни (Gross et al., 2015).
Вчастности, среди полученных авторами содержательных наблюдений ивыводов наиболее интересны для нас данные, которые свидетельствуют, чтоиндивидуальные различия детей по уровню социализации положительносвязаны с разнообразием и частотой проявления эмпатического поведения и,что любопытно, в свою очередь никак не связаны с другими видамипросоциального поведения (инструментальная помощь и альтруизм) (Gross etal., 2015).В целом, исследований, направленных на изучение связи уровнясоциальной компетентности у детей и эмпатического поведения недостаточно57(см. Eisenberg, Miller, 1987). Кроме того, понятия социализация и социальнаякомпетентность часто дублируют друг друга или, так или иначе, пересекаются.Более того, уровень развития социальной компетентности определяется, восновном на основании опроса родителей или рейтингов учителей, которые всвою очередь, часто отражают, субъективные критерии родителя или учителяв отношении характера социализации ребенка (см.
Eisenberg, Miller, 1987).2.2.3 Схожесть опытаВ некоторых исследованиях, анализирующих факторы проявленияэмпатической помощи, в качестве такого фактора рассматривается наличиесобственногоэмоциональногоопыта,аналогичногонаблюдаемому ипроявлением эмпатии. Спецификой исследования связи между наличиемсобственного аналогичного эмоционального опыта и проявлением эмпатии,будь то экспериментально созданный опыт, или воссозданный испытуемымпредыдущийопыт,являетсято,чтобольшинствоисследователейфокусируется на выявлении результатов эмпатического переживания,например, эмоциональном возбуждении или соответствии эмоциональныхпереживаний испытуемого чужому наблюдаемому переживанию, какпоказателя понимания состояния другого.Результаты ряда исследований демонстрируют связь между наличиемсобственного аналогичного эмоционального опыта и проявлением эмпатии(Barnett, 1984; Barnett,Tetreault,Esper, Bristow, 1986; Barnett, Tetreault, Masbad,1987; Hodges, Kiel, Kramer, Veach, Villanueva, 2010).
Например, такая связь между наличием собственного аналогичного эмоционального опыта ипроявлением эмпатии, - была показана М. Барнетом (1984) в отношении детейдошкольного возраста.В рамках процедуры исследования одной группе дошкольниковпредлагали поиграть в одну из игр на выбор (Пазл или Корзины - Puzzle Boardor Buckets), и затем сообщали, выиграли они или проиграли. Другую группуучастников просили наблюдать за чужой игрой. Далее, всем испытуемым58показывали видеозапись с другим ребенком-участником, играющим взнакомую или незнакомую ему игру, с аналогичным или отличным отполученного им результатом, после чего предлагали оценить свои эмоции по7ми балльной шкале. Данные показали, что участники проявляли эмпатиюзначимо чаще к тем, кто как и они, пережил аналогичный негативныйэмоциональный опыт.В ряде качественных исследований, испытуемые сообщали, что вситуации наблюдения чужого переживания, они вовлекают собственныйаналогичный опыт для того, чтобы представить чужое наблюдаемоепереживание (Van Boven, Loewenstein, 2003).
В одном из таких исследований,где испытуемых просили описать стратегии представления себя на местедругого в ситуациях наблюдения ими чужих переживаний, показало, чтособственный эмоциональный опыт часто используется для пониманияпереживаний других людей (Gerace, Day, Casey, Mohr, 2013).Так, испытуемым требовалось найти связи между собственным опытоми наличной ситуацией, и, чем быстрее и легче было отыскать такую связь, темлегче удавалось и представить чужие переживания.
Таким образом, легкостьпри поиске аналогии между собственным эмоциональным опытом инаблюдаемым у другого может быть важным критерием для понимания ролипредыдущего эмоционального опыта в процессе представления себя на местедругого в ситуациях наблюдения чужих переживаний.Интересно, что по свидетельствам ряда исследований, испытуемыесообщают, что могут представить себя в ситуациях, в которых никогда ненаходились, другими словами, способны представить переживание, неимеющее связи с их каким-либо аналогичным опытом (Van Boven,Loewenstein, 2005). В связи с этим ряд авторов задаются вопросом, является лиличный эмоциональный опыт более весомой опорой для представления себяна месте другого, чем понимание чужого состояния (см.