Диссертация (1149079), страница 35
Текст из файла (страница 35)
Л. 4156муж, вследствие известного стечения обстоятельств, вынужден отказаться отхорошего, удовлетворявшего его нравственно дела, и должен жить при жене иизмышлять, в чем он мог бы быть полезен ей, и представь себе, что жена, назамечание мужа, что ему тяжело расстаться с делом, сказала бы ему: «Неужелилюбовь моя к тебе не заменит тебе дела?» Осудил ли бы ты того мужа, решился либы ты сказать, что он неправ, мог ли бы ты сделать из его слов вывод, что любовьего к жене недостаточно сильна? <...> Я не думаю упрекать тебя в том, что из-затебя оставляю школу (ведь если бы не ты, школа давно бы рухнула), но мне горько,обидно, больно за то, что даже и ты, мой хороший, славный всечеловек, сто даже иты в сущности всецело под влиянием господствующих взглядов на женщину, какна существо все же неравноправное вам, мужчинам, обязанное, в конце концов,отдавать первенство вам.
Во мне в данном случае говорит не оскорбленное чувствожены, а женщины вообще <…>373».Покинув, однако, Житомир (вероятнее всего, одной из причин отъезда былиусилившиеся антисемитские настроения) и выйдя замуж за Л. Я. Штернберга,поселилась в Петербурге, где начала работу в Музее антропологии и этнографии.Поступив на должность научного сотрудника в 1910 году, Сарра АркадьевнаРатнер-Штернберг получила к 1917 году должность ученого хранителя.
В 1933году, возглавив музейный отдел Северной Америки, она получила степенькандидата этнографии без защиты диссертации [5, оп., 5. д. 423]. За время научнойдеятельности Саррой Аркадьевной были переведены с английского, французскогои немецкого книги западных исследователей: Гельмонта, Мартилье, Соколовского,часть энциклопедии «Народы мира в нравах и обычаях», изданы путеводители поотделу Северной Америки, и ряд ценных очерков по тлингитам.За время научной деятельности С. А. Ратнер-Штернберг издала несколькосвоих работ, посвященных описанию североамериканских коллекций Музеяантропологии и этнографии имени императора Петра Великого, чем внесла373СПФ АРАН Ф. 282, оп.
2, д. 339, л. 4– 6157огромный вклад в изучение религиозных представлений коренного населенияСеверной Америки.В первую очередь, это «Путеводитель по Музею антропологии и этнографииимени императора Петра Великого: Этаж I. Зал 1. Северная Америка: сэтнографической картой распространения индейцев, эскимосов и алеутов 374». Внем С. А. Ратнер-Штернберг дает общее подробное описание этногенеза,культурно-бытовых особенностей, главных черт духовной и материальнойкультуры этих народов.
Говоря о религиозных представлениях американскихнародов,североамериканских аборигенов,онаособоевниманиеуделяетанимистической теории, которая в тот период была в центре научных споровисследователей религии. Ратнер-Штернберг подчеркивает, что у индейскихплемен, как и прочих народов, стоящих на той же ступени развития,преимущественно развит анимизм, выраженный в одухотворении природы,антропоморфизме, вере загробную жизнь, в существование души и духов.Логически из начального анимизма происходит и существующий среди индейцевкульт животных и «хозяев», населяющих различные природные локусы: горы,поля, реки и т.
д.375. Для осуществления коммуникации с обоготворяемымихозяевами природных локусов и духами у индейцев и эскимосов развиваетсяинститут шаманства, которое автор определяет как веру в «особых людейизбранников, которые обладают сверхъестественной магической силой и способнывходить в сношение с духами, вступая в борьбу со злыми духами, виновникамиболезней,и других бедствий,и призываянапомощь духов добрых,благожелательных человеку376».
У многих североамериканских индейцев, отмечаетРатнер-Штернберг, развита также и такая ранняя форма религии как тотемизм.Будучи явлением и религиозным, и социальным, тотем (чаще всего, животное),объединяет под собою род, давая этому роду название и возможность ограничитьРатнер-Штернберг С. А. Путеводитель по Музею антропологии и этнографии имени императора ПетраВеликого: Этаж I. Зал 1. Северная Америка: с этнографической картой распространения индейцев,эскимосов и алеутов. Петроград, 1917.
72 с.375Ратнер-Штернберг С. А. Путеводитель по Музею антропологии и этнографии. 1917. С. 8–9376Там же. С. 10374158свою территорию, и в том числе почитается всем родом во главе с его«начальником», являясь объектом религиозного поклонения. Часто функцииначальника рода и шамана объединяются в одном человеке. Таким образом,тотемный род, чаще всего экзогамный и матриархальный, является основойсоциального и политического устройства у большинства племен СевернойАмерики.Особое внимание в описании коллекции привлекает описание масок,использовавшихся во время религиозных церемоний, которые по мнениюРатнер- Штернбергукреплялиидеюреальногоприсутствиямифическогоживотного или божества среди племени.
Одно из общих ритуальных действий,носящих также и социальную функцию, автор видит среди ритуальногоразнообразия индейцев в курении табака – знаменитое «раскуривание трубкимира». Отмечает она и религиозное значение татуировок среди индейцев –покрытие рисунками лица и тела широко распространено на всей территорииСеверной Америки, и форма варьируется среди разных областей. Так, например, уплемен, проживающих вдоль побережья Тихого Океана обычно татуировалосьизображение родового тотема, вдоль Атлантического – геометрические орнаменты,носящие характер оберега.Изучение религиозных представлений конкретной культуры невозможно безисследованияпогребальныхпрактик,которыеуиндейцевбылиоченьразнообразны (погребения как под землей, так и на ней, на деревьях и в лодках).Однако, подчеркивает исследовательница, сопутствующие всем погребениямнаходки разнообразных личных предметов при покойном, говорят о повсеместномраспространении веры в загробную жизнь.Отмеченные общие черты среди североамериканских индейцев, однако, непротиворечат определенному разнообразию в области их религиозных воззрений.Так, например, Ратнер-Штернберг отмечает, что у племен пуэбло жречестворазвито сильнее, чем у других племен, и достигает фактически состояниятеократической иерархии, с верой в высшее божество.
В среде современныхиндейцев также имеют место интересные религиозные явления – профетизм и159мессианизм. С XVII века и до конца XIX среди индейцев появлялись личности,объявлявшиесебяпророками,апостолами,воплощеннымимессиями,призванными реформировать религиозный и социальный строй индейцев, либовернуть их к старому строю предков 377. К сожалению, на этом интересном явлениирелигиозной жизни племен Северной Америки С. А.
Ратнер-Штернберг подробноне останавливается, что в целом обусловлено вводным характером очерка.В значимом для изучения религии очерке 1927 года «Материалы потлингитскому шаманству378» С. А. Ратнер-Штернберг описывая предметымузейнойколлекции,привезенныепутешественникамиП.Дорошиным,Ю. Ф. Лисянским, И. Г. Вознесенским и Г. Чудновским, составляет картинумировоззрения и религии одного из североамериканских племен – тлингитов.Именно внутри этого племени, проживающего на территориях бывших русскоамериканских владений (т. е.
прибрежную полосу Аляски и примыкающие к нейостровные архипелаги), шаманство достигло наибольшего развития. Актуальностьэтих данных отмечена автором в контексте формирующихся в научной средеэтнографов, археологов, лингвистов и историков взглядов и вопросов, касающихсяпараллелизма и диффузии всех человеческих культур Земного шара в целом 379.В начале данного очерка автор дает необходимые и довольно обширныеданные о мифологии тлингитов, основанной на почитании Ворона, выполняющегороль мироустроителя и культурного героя. Ворон дарует людям блага: землю,солнце, луну и звезды, пресную воду, которые, однако, существовали и до него, каки сами люди.
Таким образом, он не являлся творцом, но буквально «вывел людейиз блужданий в темноте» и научил их обеспечивать свою жизнь всемнеобходимым, подарив также копья, удочки и лодки, после чего удалился наВосток, лишь периодически обнаруживая себя в качестве карающего элемента.Мифология тлингитов обеспечивает их социальное деление на фратрии: Воронью,чьим родоначальником и считается Ворон, и вторую – Волчью. Появление фигурыРатнер-Штернберг С. А. Путеводитель по Музею антропологии и этнографии. 1917.
С. 8–11Ратнер-Штернберг С. А. Музейные материалы по тлингитскому шаманству // Сборник МАЭ: научныестатьи. Л., 1927, т. 6. С. 79– 114379Там же. С. 79–80377378160Волка и его почитание среди тлингитов достаточно туманно, с одной стороны, онявляется антагонистом и соперником Ворона, так как именно у него Ворон крадетохраняемую им пресную воду, чтобы отдать людям. С другой стороны, часто средитлингитов отождествляют Волчью фратрию с Орлиной, в чем прослеживаетвсеобщее распространение почитание орла, которое присутствует у большинстваплемен Северной Америки.
При этом, Ратнер-Штернберг отмечает отсутствиеданных об отдельном самостоятельном культе Орла среди североамериканскихнародов, помимо тех родов, чьим тотемом он является. Однако фигура орла, какгромовой птицы присутствует и в мифологии, и в общих культовых практиках, гдешироко встречается использование орлиного пуха, лап и когтей в качествешаманской атрибутики.Тем не менее, Ворон, Волк или Орел являются именно родоначальникамифратрий, но внутри этих фратрий существует также деление на кланы. Каждомуклану соответствует свой тотем, а в каждой семье внутри клана есть свой знак илигерб, который также формирует внешние и внутренние особенности культа 380.Общие представления тлингитов о мире анимистичны – вся окружающая ихсреда наполнена духами.