Диссертация (1149079), страница 32
Текст из файла (страница 32)
Оценку Музея, как стоящего навысоте отличных, нам как раз за последнее время давали различные научные работники Центра. Из этогоясно, что противопоставление «научно-советской точки зрения» Цвибака и «архаической» у Музея несуществует. У меня не было существенных различий с теоретическими взглядами Цвибака по музейномустроительству, но разногласия начались по линии его административной системы» Цит. по: Германов В.А.«Восточный фронт//Восток – Oriens. Афро-азиатские общества: история и современность. М., Наука,1996. №3. С.
124– 125.344345143прежнему образ его, величайшего человека, которого я знала, является светом исмыслом моей жизни346».В 1933 году последовал следующий арест и продление ссылки в Ташкенте, скоторыми поступил запрет на любую деятельность в области истории(соответственно, этнографические исследования тоже попадали под запрет). Этопривело Н. В. Брюллову-Шаскольскую к преподаванию иностранных языковСреднеазиатского финансово-экономического Института и полному прекращениюнаучной деятельности347.Последним стал арест 1937 года – Надежду Владимировну судили запроведение контрреволюционной агитации и пропаганду антисоветских идей.Страшный приговор – высшая мера наказания, расстрел – был приведен висполнение 9 октября 1937 года348.К сожалению, научных работ Надежды Владимировны БрюлловойШаскольской до нас дошло немного. Ее трагическая судьба, многочисленныеаресты, ссылки, повлияли на то, что скорее всего, большинство работ по историирелигии были либо не закончены, либо не опубликованы.
Однако тот факт, что онастала одной из первых университетских преподавателей истории религии, итексты, которые мы имеем возможность читать, говорят о ней как об ученом новогопоколения, обладающего широким спектром знаний, подкрепленных прекраснымзнанием философии и древних языков, а также пониманием важнейших основнаучного изучения религии.Изучением религии в контексте истории средневековья занималисьотечественные ученые-медиевисты, среди которых была и выпускница историкофилологического факультета, доктор всеобщей истории и первая женщина –член - корреспондент Академии Наук Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская.Получив среднее образование в Нежинской женской гимназии, в 1895 году она, каки многие девушки того времени, желавшие посвятить себя науке, поступила наСПФ АРАН Ф.282, оп.
1, ед. 110Решетов А. М. Репрессированная этнография // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 4. 1994.С. 191348Там же. С. 191346347144Бестужевские курсы, где стала ученицей историка-медиевиста и знатокаантичности И. М. Гревса. Однако, несмотря на успехи в учебе, в связи состуденческими волнениями в 1899 году она была отчислена, с трехлетним запретомна преподавание в государственных учебных заведениях. Поэтому педагогическуюдеятельность Добиаш-Рождественская начала с частных уроков, а также проводилаотдельные лекции в различных воскресных школах вплоть до 1903 года, когдасмогла поступить преподавателем в частные гимназии.Отдавая все силы преподаванию, в эти годы она практически не вела научнойдеятельности, поэтому возвращение в университет по приглашению И.
М. Гревсав качестве преподавателя на женских курсах стало для Ольги Антоновнывозможностью вновь посвятить себяисследованиям.Ееучитель такжепоспособствовал заграничной командировке во Францию для подготовки к званиюпрофессора349. В течении трех лет О. А. Добиаш-Рождественская проходилаобучение в лучших высших школах: Сорбонне, Национальной школе хартий иВысшей школе социальных наук, где слушала лекции профессоров Ш.-В.
Ланглуа,Э. Берже и Ф. Лота. В 1911 году в Париже выходит ее работа, посвященная историикатолической церкви «Жизнь духовенства во Франции XIII века по епископскимактам» («La vie paroissiale en France au XIII-e siècle ďaprès les actes episcopaux350»),которая оказалась очень успешной 351, и исследовательнице присвоили степеньдоктора Парижского университета с отличием352. Изучение приходской жизни в этовремя только начиналось, и работа без сомнения носила пионерский характер.
ВоФранции эта тема активно развивалась одним из родоначальников современнойсоциологии религии Габриелем ле Бра.Ершова В. М. О. А. Добиаш-Рождественская – педагог (По материалам архива О. А. ДобиашРождественской в ГПБ) // Археологический ежегодник. 1974. С. 206–208350Dobiache-Rojdestvensky O. La vie paroissiale en France au XIIIe siecle: D'apres les actes episcopaux.Paris,1911.190 P.351Помимо признания работы в Сорбонне, это исследование получило хороший отзыв в США: KrehbielE. Reviewed Work: La Vie Paroissiale en France au XIIIe Siecle d'apres les Actes Episcopaux by Olga DoblacheRojdestvensky // The American Historical Review. Vol.
17. No. 2 (Jan., 1912). Pp. 363–364352Киселева Л. И. О. А. Добиаш-Рождественская и ее рекомендации студенту-медиевисту // Albo diesnotanda lapillo: коллеги и ученики – Г. Е. Лебедевой / Отв. ред. В. А. Якубский. СПб., 2005. С. 162349145После возвращения в Петербург она продолжает преподавательскуюдеятельность на высших женских курсах. О.
А. Добиаш-Рождественская обладалаталантом преподавателя, что отразилось в воспоминаниях ее слушательниц:«Дар речи, большой художественный талант и тонкая блестящая интуицияделали ее лекции увлекательными. Для тех, кто не специализировался на научнойработе,ктонемогдажеовладетьогромнымматериалом,даваемымО. А. Добиаш - Рождественской, для тех главное значение этих лекций былоименно в усвоении метода научного мышления 353».Значительно расширив и дополнив свою работу, написанную во Франции,О. А.
Добиаш-Рождественская в 1915 году защищает в Петрограде магистерскуюдиссертацию «Церковное общество Франции в XIII веке 354», став при этом первойв России женщиной магистром Петербургского университета по всеобщейистории.В 1918 году выходит ее исследование «Культ святого Михаила в латинскомсредневековье 355», в значительной мере повлиявшее на изучение истории религиив контексте средневековья. Автор объясняет выбор темы таким образом: «Храмыего не многочисленнее других; имя его не чаще, а конечно реже на устах, чем именаВерховного Божества и его Ипостасей; реже, чем имена длинного ряда земныхпокровителей – свв.
Мартина и Ремигия, Медарда и Карилефа, не говоря уже о св.Деве Марии. Но обозначились заметно какие-то особенные, не находящие себеаналогии черты в его культе, которые давали основание остановиться на нем спреимущественным вниманием 356». Под особенностями культа, привлекшими еевнимание, исследовательница понимает и культурно-исторические процессы,приведшие к особому почитанию Архангела Михаила в определенные периоды, кособой легендарной традиции, сложившейся вокруг него и даже характерныеместа, где возникали храмы, ему посвященные. Все эти характерные черты далиЧехова Е.Н.
Воспоминания о женщинах-профессорах. Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская //Санкт-Петербургские Высшие женские (Бестужевские) курсы (1878–1918 гг.). Л., 1965. C. 191354Добиаш-Рождественская О. А. Церковное общество Франции в XIII-м веке: Ч.
1. Приход. Петроград,1915. 181 с.355Добиаш-Рождественская О. А. Культ святого Михаила в латинском средневековье. Петроград, 1917. 392 с.356Добиаш-Рождественская О. А. Указ. соч. 1917. С. 2353146почву для предположений о том, что почитание Архангела Михаила особымобразом связано с религиозно-общественными настроениями эпохи. Обращаясь кистокам этого почитания, автор пытается проследить не только развитие этогокульта, но и вывести «законы мифологических образов вообще, и в частности –религиозной эволюции средневековья 357». Таким образом, в исследованиипроводится сравнительно-исторический анализ, направленный на выявлениеобщих черт и преемственности почитания бога Меркурия и Архангела Михаила,культ которого очень долго не поддавался христианизации и был прочно закрепленв народе.
К исследованию легендарного материала, сложившегося в связи спочитанием Михаила, особых мест, связанных с его культом, а также к вопросу обисторической или национальной обусловленности этого почитания, ДобиашРождественская обращается в следующих главах. Прослеживая исторический путькультаАрхангелаМихаилаотПалестиныдотерриторииБритании,исследовательница пытается ответить на вопросы, насколько вероятно то, что этоткульт заменил почитание тех или иных языческих богов, рассматривает развитиеегововремякрестовыхпоходов,анализируетсвязьполитическихигосударственных целей с развитием этого культа, а также формированиеопределенных черт Михаила в столкновении с сюжетами о Жанне Д’Арк358.Этотобъемный,богатыйфактографическимматериаломтруд,представляющий собой на начало XX века одно из самых значительных научныхисследований религии в период средневековья, однако, был практически забытпослереволюции,ивотличиеотнекоторыхдругихтекстовО.