Диссертация (1149079), страница 27
Текст из файла (страница 27)
Так,СПФ АРАН Ф. 282, оп. 2, д. 304В письме 1916 года она пишет: «Я взялась написать для Словаря статью «Юрта» – не укажите ли Вымне каких-нибудь новых источников – я была бы Вам очень благодарна». СПФ АРАН Ф. 282, оп. 2, д. 304291292121она пишет: «Завтра надеюсь отправить Вам мою рукопись. Не откажите, прошу Васочень, уведомить меня о получении её.
Боюсь, что доставлю Вам много хлопот снею. … И без того некоторые материалы для этой работы утрачены мной во времяпожара, и я не имела возможность их восстановить. Сердечно благодарна я Вам зато, что Вы делаете для меня. Благодарю Вас от всего сердца. Относительногонорара признаюсь, что мне было бы большим подспорьем получить его при моемстесненном материальном положении, но, если нельзя получить его, я ничего несказала бы против – мне больше всего хочется видеть напечатанной эту работу.
Ноя Вас попрошу, глубокоуважаемый Лев Яковлевич, не найдется ли для меня какойнибудь платной работы: перевода или писания рецензий по специальности. У меняесть очерк для юношества из быта Масаи – не можете ли Вы указать какого-нибудькнигоиздательства, которому можно было бы предложить его 293».Обладавшая с детства слабым здоровьем В.Н. Харузина, последние годыжизни провела в работе на дому, в 1926 году она выражает свои глубокиепереживания по этому поводу: «Но главное мое страдание – то, что я не могуработать, что, не имея возможности следить за новой литературой, я ужасноотстала.
И что, при состоянии моего здоровья, это непоправимо. Что делать?Приходится переносить и это страдание294». Очевидно, что плохо перенесла она исобытия революции, и трагические события, произошедшие за последниедесятилетия в ее семье. Волна арестов не обошла и ее семью – в 1927 году временноарестовывают ее брата Алексея, этнографа и специалиста по агрономии. Уже послесмерти Веры Николаевны, он, приговоренный к высылке за антисоветскуюдеятельность, умер в больнице Бутырской тюрьмы. В 1937 году был расстрелян ееплемянник Всеволод, сын Алексея Харузина 295.
Однако, несмотря на тяжелоесостояние здоровья, на сильное материальное стеснение, Вера Николаевна допоследнего сохраняла желание работать и заниматься наукой 296.СПФ АРАН Ф. 282, оп. 2, д. 304Там же.295Керимова М. М. Жизнь, отданная науке: семья этнографов Харузиных. М., 2011. С. 385– 387296Материалы параграфа были частично опубликованы автором в статьях: Хорина В.В. В.Н. Харузина какисторик религии // Религиоведение. №3. 2017. С.
164–172; Хорина В. В. Описания шаманизма висследованиях Н.Н. Харузина и В.Н. Харузиной (на англ. языке) // Религиоведение. № 4. 2017. С. С. 171–1762932941223.2 Изучение религии в русле отечественной фольклористики конца XIX –начала XX века. Е.
Н. Елеонская и В. П. Адрианова-Перетц.В общем контексте развития гуманитарных наук в конце XIX – начале XXвека необходимо отметить развитие отечественной фольклористики. Ставившаясвоей главной задачей фиксацию и исследование многообразия устной народнойтрадиции, эта наука обрела свой междисциплинарный характер, развиваясьпараллельно с этнографией, лингвистикой, социологией и наукой о религии.Начало двадцатого столетия для отечественной фольклористики отмечено особымплюрализмом взглядов и подходов к изучению народной культуры. Так, например,Е. Н.
Елеонская одной из первых подошла к изучению народных сказок с позициипоиска их мифологических корней в народных верованиях.Елена Николаевна Елеонская (1873–1951) родилась в Сергиевом Посаде, ееотец, Н. А. Елеонский был священником, с 1892 года преподававшим в Московскомуниверситете, где возглавлял кафедру богословия. Будучи университетскимпрофессором, Н. А. Елеонский занимался изучением Ветхого и Нового Завета висторическом, культурном и хронологических аспектах 297 и поддерживал дочь в еестремлении к образованию.
В 1902 году Елена Николаевна поступила на Высшиеженские курсы в Москве, после успешного окончания которых была оставлена прикафедре русского языка и словесности, где работала под руководствомВ. Ф Миллера, который сыграл важную роль в ее становлении как исследователяфольклора. В 1906 году Е. Н. Елеонская начала преподавательскую деятельностьна Московский высших женских курсах, где вела практические занятия по курсуфольклора и этнографии.В. Ф. Миллер стал для Е. Н. Елеонской учителем и наставником в ее научнойдеятельности. Будучи его помощницей, она выполняла подготовку к публикации297Запальский Г.
М. Елеонский // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. XVIII. С. 316123нескольких его трудов и научных сборников по изучению былин 298, песен299, атакже сборника народных частушек 300. Именно на страницах его журнала«Этнографическое обозрение», начиная с 1903 года301, появились ее первыепубликации. Среди многочисленных рецензий, опубликованных в 1904 –1907годах,можно обнаружить емкиеотзывы исследовательницы натруды,посвященные русскому церковному зодчеству и искусству302, а также на очерки посектантству303 и зарубежные (в основном немецкие) исследования в областиистории религии и этнографии 304.Первая самостоятельная исследовательская статья Е. Н.
Елеонской в«Этнографическом обозрении» выходит в 1905 году под названием «Несколькозамечаний по поводу русских сказок 305». Это исследование можно назватьначальным этапом в научном изучении сказок Елены Николаевны. Посвятив егоанализу устойчивых тем и изменяющихся элементов русской сказки, она напримере повести о Бове-королевиче, исследовательница рассматривает на основеее различных вариаций внешние влияния на изменение деталей, окружающихосновной сюжет повествования. В основу этого анализа была положена гипотеза осильном воздействии распространения переводной литературы, которая, находяотклик у читателей, быстро распространялась и проникала в самые глубокие слоиБылины новой и недавней записи из разных местностей России / Ред. В. Ф Миллера при ближайшемучастии Е.
Н. Елеонской и А. В. Маркова. М., 1908. 312 с.299Е. Н. Елеонская под руководством А. А. Шахматова заканчивала печать сборника русских песен послесмерти В. Ф. Миллера. См. Миллер В. Ф. Исторические песни русского народа XVI – XVII вв. // СборникОтделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Петроград, 1915. VIII, 793 с.300Е. Н. Елеонская. Сборник великорусских частушек. М., 1914. 539 с.301Первой была напечатана рецензия Е. Н.
Елеонской на брошюру П. Д. Первова «Эпитеты в русскихбылинах». Рец. на: П. Д. Первов Эпитеты в русских былинах // ЭО. 1903. №4. С. 159302См. Е. Е. (Е. Н. Елеонская) Рец. на: Московская церковная старина. Труды комиссии по осмотру иизучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии… // ЭО. 1904. №3. С. 93–94;Рец. на В. Нарбеков.
Южнорусское религиозное искусство XVII – XVIII вв. Казань. 1903 г. // ЭО. 1904.№3. С. 98–99303Рец. на Пругавин А. С. Религиозные отщепенцы (очерки современного сектантства). Вып. I–II. СПб. //ЭО. 1904. №3. С. 100–101304Е. Е. (Е. Н. Елеонская) Рец. на: Morris Jastrow. Die Religion Babyloniens und Assyriens // ЭО. 1904. №3.С. 79–80; Е. Н.
Е-я (Е. Н. Елеонская) Рец. на: De Milloué Bod-Joul ou Tibet // ЭО. 1907. №3. С. 101–102; Е.Н. Е-я (Е. Н. Елеонская) Рец. на: O. Weber. Die Literatur der Babylonier und Assyrier (Там же. С. 102–103);Рец на: F. Pradel. Griechische und süditalienische Gebete (Там же. С. 104 –105) и др.305Елеонская Е.Н. Несколько замечаний по поводу русских сказок // ЭО. 1905. №1.
С. 158–166298124общества, что и вызвало многократное изменение некоторых обстоятельств иподробностей сказки в процессе ее устной передачи.Начав свои «замечания» с культурно-исторического анализа трансформацииэлементов сказки, во второй их части, опубликованной в одном из следующихномеров журнала 306, Е. Елеонская подходит к изучению вопроса влияниярелигиозных верований на формирование сказочных сюжетов. Присутствие воснове сказок глубоких религиозных воззрений и верований варьируется от совсемслабых проявлений в деталях повествования до сюжетообразующего их значения.В сказках, главною темой которых становится то или иное верование, практическиотсутствую реальные черты, «развитие же бытовой стороны сказки ведетобыкновенно к тому, что главная сказочная тема, заключающая в себе древнееверование,сводитсянастепенькрупнойилидаженезначительнойподробности307».
Исследовательница отмечает, что изучение таких типов сказокдает исследователю возможность восстановить заложенное в их основу древнееверование, которое с течением времени и при определенных изменениях,обусловленных неоднократным устным пересказыванием, было вытесненообилием бытовых подробностей.В этой части исследования Е. Н. Елеонская основывается на примереобщечеловеческих воззрений на живительную, очистительную, предохраняющуюсилу воды и отражении этой веры в сюжетах народных сказок.