Диссертация (1149079), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Поэтому, до появления «в поле» первых женщин-этнографов иантропологов в начале XX века (активно женщины начали заниматься полевымиисследованиями только к середине столетия), антропология религии обладалаочень размытыми представлениями о религиозной жизни женщин у исследуемыхнародов.Интересуясь «живой» религией, антропологи, применяя гендерный подход,обнаружили, что религиозная жизнь женщин во многих традиционных культурахне менее разнообразна, чем мужская. Эти выводы подтвердились и в изучениимировых религий в их современном состоянии 132.Социология религии при использовании методологии гендерного подходавключает гендер, как социальный конструкт в ряд других категорий анализасовременных религиозных процессов: расы и класса.
В отношении гендерногоанализасоциологамирелигииисследуютсявопросыосоотношениичастного/приватного и публичного в культуре в целом, и в религии в частности.Таким образом, прослеживается влияние на религиозную жизнь женщин состороны «официальной» доминирующей религии и религиозных практик,существующих вне регламентированных ею предписаний 133.132Gross R. M. Feminist Issues and Methods in the Anthropology of Religion // Methodology in Religious Studies:The Interface with Women’s Studies / Ed. A. Sharma. 2002.
P.44–47133Jones C. A. Feminist Research in the Sociology of Religion // Methodology in Religious Studies: The Interfacewith Women’s Studies / Ed. A. Sharma. 2002. P. 67–9646В социологии религии также рассматриваются вопросы методологии, однойиз которых, например, является подход «исследование как часть социальноговоздействия» или «активистское исследование», который подразумевает не тольковключенность исследователя в социальную проблематику изучаемой культуры, нои использование результатов своего исследования для последующих социальныхизменений, борьбы с неравенством или угнетением посредством религии 134.Таким образом, гендерный подход в религиоведении стремится кисследованию тех областей, где прежде женщины оказывались вне поле зренияученых, в том числе, за счет их подчиненного положения в исследуемом обществе.Обнаружение этих областей приводит к последовательному их заполнениюновыми данными о женской религиозности, практиках и участии в религиознойжизни, для последующей переоценки или пересмотра уже сложившихся теорий.1.3.Гендер как категория исторического анализа.
Методология гендернойисторииС развитием гендерных исследований и включением категории гендера всоциальныенаукиихпроблемнаяобластьзначительнорасширялась,сформировалась новая методология, которая учитывала гендер как основнуюкатегорию культурно-исторического, экономического, социально-политическогоанализа. Вместе с осознанием отсутствия женских имен в каких-либоопределенных сферах деятельности человека, таких как искусство, политика,наука, пришло и целостное понимание их практически полного отсутствия вистории вообще. Таким образом, во второй половине XX века внутри гендерных иМатериалы данной главы были частично опубликованы автором в статьях: Хорина В.В. Выборрелигиозной проблематики в феминистском искусстве // Человек перед выбором в современном мире:проблемы, возможности, решения.
Материалы Всероссийской научной конференции 27-28 октября 2015г., ИФ РАН (Москва) / Отв. ред. М. С. Киселева. М., 2015. Т. 2. С. 150–156; Хорина В.В. Эсхатология вфеминистской теологии // Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке:традиции и новые вызовы / Сборник материалов Третьего конгресса российских исследователей религии.В 6 т. Т. 5. С. 16813447женских исследований созрела необходимость, как выразилась Джоан Келли«возрождения истории для женщин и женщин для истории 135».Изначально для этих целей предназначалась «женская история», однако впоследствии, объект исследований был переосмыслен в пользу того, что понятие«гендер» вносит характер относительности восприятия как женского, так имужского, что, в целом, отражает его социокультурный характер.
Предполагаетсячто «гендер» является более нейтральным и объективным в изучении не женщинизолированно, а, как минимум, женщин во взаимодействии как с мужчинами, так ис историческими контекстами.Дж. Келли – исследовательница женской истории, в своей работе«Существовал ли Ренессанс для женщин?» выводит темы, которые она используетдля оценки истории периода итальянского Возрождения, чтобы понять иопределить роль и место женщины в эту эпоху. Она предлагает проанализировать:степень контроля над женской сексуальностью по сравнению с мужской (к этомуприсоединяются и восприятие женской телесности, определение допустимых нормповедения в обществе и сексуального поведения в том числе, регламентируемыхобществом и религией); экономическое и политическое положение женщин, чтобыопределить то, какие позиции женщина занимала в обществе относительновыполняемой ею работы, степени финансовой независимости и права частнойсобственности, участие женщин в политической жизни, профессиональнойдеятельности;культурныеролиженщины,обусловленныедоступностьюобразования; идеологический контекст жизни женщины, направленную на неесистему символов, формирующую поло-ролевую систему с помощью искусства,литературы, философии136.Все эти темы определяют цель гендерной истории – определениесоциокультурного контекста, в котором формируются определенные гендерныевзаимоотношения, в которых мужчины и женщины занимают разные социальныеКелли Дж.
Женщины, история и теория // Феминизм: перспективы социального развития / Ред. О. А.Воронина, Э. П. Васильева. М., 1992. С. 109136Там же. С. 10913548позиции. Как и в остальных сферах применения гендерного подхода, определениероли женщины в истории и обоснование того, что у женщин, действительно, естьсвоя история, отличная от мужской – это только начальный этап.
Важно выявитьте процессы и условия, которые ответят на вопрос, как складывались определенныеиерархические позиции, и каким образом история, которую мы знали раньше, былавоспринята нами как универсальная 137.Отсутствие женщин в истории обосновывалось тем, что на протяжениидолгого времени сферы деятельности определялись как «женская» – «приватная» и«мужская» – «общественная». Как пишет Л.
А. Репина: «При этом гендерныеисторики, в значительной степени опираясь на антропологические исследования,которые связывают доминирующее положение мужчин и неравенство половнепосредственно с функциональным разделением человеческой деятельности начастную (домашнюю) и публичную сферы и с вытеснением женщин из последней,вносили эту схему свои коррективы. Например, во многих работах вопрос о такназываемой автономизации частной сферы уходит на задний план.
Исходныммоментомявляетсяфункционированияпониманиепубличнойзависимостисферы,видажевозможностикоторойпочтибезраздельнодоминировали мужчины, от созидательной деятельности женщин в домашнейчастной жизни. Семья становится фокусом исследования не только из-за того, чтов ней реализуется взаимодействие полов, а потому что именно она является темместом, где перекрещиваются и воздействуют друг на друга приватная и публичнаясферы жизни, местом координации и взаимного регулирования репродуктивной ивсех других форм человеческой деятельности. 138».В гендерной истории при этом рассматриваются и вопросы, касающиесяспособов проявления женской власти (например, власть настоятельниц вмонастырях), а также гендерно-дифференцированных общественных социальныхинститутов: системы образования, государственного устройства, биржи труда.137138Пушкарева Н.Л.
Гендерная теория и историческое знание. СПб., 2007. С.Репина Л.П. Новая историческая наука и социальная история. М., 2009. С. 21349Таким образом, мы подходим к теме женщин-исследовательниц религии вРоссии на рубеже XIX –XX веков с позиций гендерной истории, вписанной вобщую интеллектуальную историю страны, для того чтобы проанализироватьсоциокультурный контекст, в котором их появление оказалось возможным.Важными сферами анализа в данном исследовании становятся: историкокультурные предпосылки роста женского самосознания и влияния на этот процессзападных идей о положении женщин, развитие женского образования в России иего политические аспекты, отношение общества к образованным женщинам иженщинам-ученым,атакжерассмотримрелигиоведческого дискурса в данный период.формированиеотечественного50Глава 2. Социокультурный контекст включения женщин в науку иформирование религиоведческого дискурса в конце XIX – начале XX в.Во второй половине XIX века вопрос о женском высшем образовании стоялособенно остро как в России, так и на Западе.