Диссертация (1149079), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Как и дляхристианского направления немаловажным остается проблема обнаружения какмаскулинных, так и феминных аспектов природы Бога, так, например, Рита Гросспредлагает обращение к Господу «Наш Отец и Мать», что поспособствуетсмещению маскулинного акцента на гендерно-нейтральный.Говоря об интерпретации Талмуда, Джудит Хауптман, раввин и профессорЕврейской теологической семинарии Америки, автор нескольких монографий потолкованию иудейских религиозных текстов, отмечает аспекты своей работы:«…во-первых, нужно вычленить все до единого фрагменты текста, в которыхженщины фигурируют или не фигурируют, но по идее должны фигурировать… Вовторых, каждый фрагмент анализируется с точки зрения репрезентации женщин иих статуса. Конечно, «голоса женщин» в Талмуде доходят до нас через посредствомужчин, но мы видим, что мужья обсуждали с женами новые галахическиепостановления, а значит, считали женщин достаточно умными для этого.
Так чтогалахический, социальный и семейный статус женщин был выше, нежели мы моглиподумать»120.К иудейскому направлению феминистской теологии можно отнести ДжудитПласкоу, Наоми Гольденберг, Рейчел Адлер.Копелян С. Феминизм + иудаизм = Справедливость // Журнал Booknik. 19.10.2010. [Электронныйресурс] http://booknik.ru/today/all/feminizm-iudaizm-spravedlivost/(дата обращения: 18.04.2017)12041В рамках исламской религиозной традиции феминистская теологияобращается к тексту Корана, который, несмотря на попытки интерпретации,остается для мусульманских феминисток священной книгой, и авторство ее неоспаривается. В.
Суковатая относительно исламской феминистской теологииотмечает, одну из ее черт: «Некоторые мусульманские феминистки говорят, что,хотя исламский мир жестко гендеризирован – разделен на “мужской” и “женский”,они не имеют проблем с духовной идентичностью, так как исламский Аллах, вотличие от иудейского и христианского Бога, не обладает характеристиками Отца,у него есть феминные качества»121. Основные темы, которые затрагивает исламскаяфеминистская теология это права женщины и семейное право, артикуляциикоторого уделяется много внимание в Коране, вопросы сексуальности и ношенияпаранджи.122 Среди представительниц направления исламской женской теологии запоследнее десятилетие можно отметить: Риффат Хасан123, Амину Вадуд 124, ЛейлуАхмед125.Феминистская теология, как мы видим, напрямую связана с герменевтикой иновым прочтением священных текстов, а также пересмотром различныхрелигиозных традиций.Применениегендерногоподходаврелигиоведенииотличаетсяотметодологии феминистской теологии в первую очередь тем, что являетсявнеконфессиональным подходом к изучению религии и религиозных феноменов, впервую очередь опираясь на методы религиоведческого исследования, что такжеопределяет наименьшую ангажированность по отношению к феминистскомудвижению.Суковатая В.
Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы //GROSSVITA: история, теория, методология гендера. Центр ГИАЦ. [Электронный ресурс]http://giacgender.narod.ru/n2t1.htm. (дата обращения 27.02.2017)122Там же.123Hassan R. Woman and Man's Fall: A Quarnic Theological Perspective // Muslima Theology: The Voices ofMuslim Women Theologians / Ed.
E. Aslan. Pp. 101–115124Wadud A. Qurʼan and Woman Rereading the Sacred Text from a Woman's Perspective. New York: OxfordUniversity Press. 1999. 144 p.125Ahmed L. The Discourse of the Veil // Post Colonialisms: an Anthology of Cultural Theory and Criticism. Ed.Gaurav Desai and Supriya Nair.
New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 2005. 315–338.12142Начав свое становление в контексте других гуманитарных наук в началеXVIII века, в последние десятилетия XIX века история религии постепенносформировалась в академическую дисциплину на Западе и чуть позже в России.Однако многообразие методов и подходов к изучению религии все еще развиваетсяи с течением времени расширяется. Так, например, уже во второй половине XXвека появляется когнитивное религиоведение, направленное на объяснениерелигии путем изучения особенностей языка и мышления 126.Новым в религиоведении становится и гендерный подход.
В рамкахпересмотра истории науки с позиций гендерного подхода, в истории религии,направленной на изучение религий и религиозных феноменов во всех проявленияхи на всех ступенях развития человечества, проявился значительный недостатокданных о месте женщин в религии, о проявлении женской религиозности. Наука орелигии, как и другие области, организовывалась мужчинами, что объяснялоисследование религий с позиции мужчин.
Множество женских ритуалов, обрядов,особенностейженскогорелигиозногоповедениябылималоизучены.Висследованиях конца XIX – начала XX века, когда произошел прорыв в изучениирелигии коренного населения Америки, Австралии, народов Южной Азии иДальнего Востока, внимание, уделенное женскому участию в религиозной жизни,выражалось в кратких и чрезвычайно обобщенных данных, которые исследователиполучали от мужчин изучаемого народа 127.Гендерный подход в религиоведении предполагает не только выявлениеотсутствия актуальных данных о роли женщин в религиях, но и утверждениепоследующих выводов о том, что мужское участие в религиозной жизни сильноотличается от женского.
Зачастую исследование женских религиозных практик исравнительный анализ этих данных с полученными ранее сведениями о «мужской»религии полностью меняет представление о том или ином религиозном явлении,будьторитуально-обрядоваядеятельностьилижеразличныеаспектыШахнович М. М. Когнитивная наука и исследования религии // Государство, религия, церковь в Россиии за рубежом. 2013. № 3. С.
32 – 63127Kinsley D. Women’s Studies and the History of Religion // Methodology in Religious Studies: The Interfacewith Women’s Studies / Ed. A. Sharma. 2002. P. 312643религиозности. Так Дэвид Кинсли приводит пример: когда история религийобратилась к изучению религиозной жизни женщин в индуизме, оказалось, чтоиндуизм для мужчин и женщин открывается в совершенно разных аспектах –значение ритуалов и даже мифологию они воспринимают по-разному. Это привелок переоценке женских и мужских религиозных групп и выделению их внутриобщего религиозного течения, а также определению их индивидуальныхособенностей и характерных черт 128.Обращаясь к изучению сакральных текстов и истории их появления,гендерный подход практически во всех письменных культурах определяет, чтограмотными были только мужчины, соответственно женщины, которые не имелидоступа к обучению, исключались из сферы чтения, написания, комментированияэтих текстов, которые регламентировали жизнь общества.
Это способствовалоподдержанию иерархических отношений и подчиненного положения женщин.Таким образом, центральная проблематика религиозных текстов складываласьвокруг мужчин и учитывала их опыт, в то время как женский опыт и практики посравнению с мужскими представлялись как низшие и незначительные.
Этот вопросставится значительно остро, в силу того, что изучение некоторых религий(например, шумерской или древнеегипетской) возможно только по материальными письменным источникам, которые почти ничего не говорят о женскихрелигиозных практиках и опыте. Поэтому в таких случаях исследователи, выявляянехватку данных о женщинах в той или иной религии, обращаются к другимисточникам, не носящим иногда религиозный характер, чтобы хотя бы частичновосстановить объективную картину и мужского, и женского участия в той или инойрелигии.Гендерные исследования интегрируют категорию гендера в изучениерелигии таким образом, что интерпретация того или иного текста, мифа илиритуала в этом ключе подразумевает также и социокультурный анализ гендерныхотношений и религиозных представлений.
В данном контексте важным являетсяKinsley D. Women’s Studies and the History of Religion // Methodology in Religious Studies: The Interfacewith Women’s Studies / Ed. A. Sharma. 2002. P. 412844объединение полученных результатов, а не предпочтение одной интерпретации(женской или мужской), как наиболее правильной и достоверной, в силуигнорирования другой129.Таким образом, включение гендерного подхода в изучение истории религийделает устную традицию, фольклор, интервьюирование женщин и проявлениянародной религиозности предметом исследования, чтобы собрать наиболееполную информацию о женском восприятии религии и их участия в ней.Этот же подход проявляется и в антропологии религии.
ИсследовательницаРита М. Гросс в своей статье «Феминистская проблематика и методы вантропологии религии» говорит о том, что недостаточно просто обновить данныео женщинах и добавить их в уже созданные труды по антропологии религии.Включение категории «женского» в поле антропологии религии, по ее мнению,предполагает полное переосмысление выводов предыдущих исследований сучетом новых материалов. Одним из первых шагов к этому является изучение«антропологии женщин130», направленной на анализ причин, по которым женщинызанимают подчиненные позиции в большинстве культур, стоящих на разныхступенях развития, без сведения этих причин только к биологическим 131.Антропология религии, занимаясь изучением коренных народов, обладаетпреимуществом в сборе информации о женщинах в бесписьменных культурах.Составляя как минимум половину племени, женщины в этих культурах занимаютболее заметные позиции, что позволяет в процессе полевого исследованияизбежать их игнорирования (как это происходит в случаях с исследованиямиклассическихрелигиозныхтекстов).Однакодоопределенногомоментаэтнография и антропология были, как и другие науки, андроцентричны,подавляющее большинство исследователей составляли мужчины, что также моглопривести к искажению получаемых в полевой работе данных.
Это былообусловлено тем, что женщины редко допускались до общения с исследователем,Kinsley D. Women’s Studies and the History of Religion // Methodology in Religious Studies: The Interfacewith Women’s Studies / Ed. A. Sharma. 2002. P. 6–7130См.: Toward an Anthropology of Women / Ed. R. R. Reiter. New York, 1975. 416 p.131Mead M. Sex and the Temperament in Three Primitive Societies. London, 1963. 335 p.12945если даже интерес к ним был проявлен, а количество информации, которую онимогли предоставить было минимальным. Скудность данных о женскойрелигиозной жизни в различных племенах, тем не менее, нельзя объяснять ихневовлеченностью в религиозные практики – гендерный анализ, применяемый вантропологии религии доказывает, что женщины-информантки просто не моглиоткрыться чужому мужчине, тем более мужчине, представляющему другуюкультуру. В представлениях большинства коренных народов мужская и женскаядеятельность четко разграничена практически во всех сферах, поэтому, очевидно,что мужчинам было легче делиться информацией о своей деятельности с другиммужчиной.