Диссертация (1149079), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Время менялось, менялась экономика,наступала эпоха индустриализации и политических перемен – это привело и кизменениям в потребностях и настроениях женщин, которые, получив доступ ксреднему образованию, ощутили в себе силы и желание идти дальше – бороться засвои гражданские права, получать образование и в том числе заниматься наукой. Вэтот же период происходит стремительное развитие гуманитарных наук, и в Россиив русле формирующихся в академические дисциплины этнографии, антропологии,фольклористикиисоциологиипроисходитстановлениеотечественногорелигиоведения.2.1 Развитие высшего женского образования в России: социокультурный иполитический аспектВ европейских странах, как и в Соединенных Штатах Америки, борьба заправо получения женщинами высшего образования проходила под влияниемлиберального движения.
В 1850-е годы в Англии выходят статьи и петиции,отстаивающиеправаженщин навысшееобразование.Всвоей статье«Освобождение женщин139», ставшей ответом на американскую «Конвенцию заправа женщин» 1850 года, Гарриет Тейлор-Милль (жена и соавтор социолога,одного из родоначальников философии позитивизма Дж.
С. Милля) пишет, чтобольшинство женщин ограничиваются ролью жены и матери только лишь потому,что для них не существует иных вариантов: «Любая подвижка в сторонурасширения их образования и прав, все, что способно сделать женщин болееквалифицированными для любого другого образа жизни, увеличит количество тех,139Mill H. T. The Enfranchisement of Women (1851) // Essays on Sex Equality / Ed. A.
S. Rossi. 1970.Pp. 89– 12351кто осознает свою угнетенность отсутствием какого-либо выбора. Говорить, чтоженщины должны быть исключены из активной жизни, потому что самоматеринство дисквалифицирует их из нее, на самом деле подразумевает, что любаякарьера должна быть им запрещена, чтобы материнство оставалось ихединственным ресурсом 140». Сам Дж. Ст. Милль также выступал за равноправие, иего речь в британском парламенте 1867 г. была даже переведена на русский язык иопубликована141.Современница Тейлор-Милль, Гарриет Мартино, первая женщина социолог(Мартино еще до Огюста Конта использовала термин «социология» в своем труде«Общество в Америке» 1837 года142), пишет статью «Female industry», в которой,не отрицая материнского предназначения женщины, утверждает, что высшееобразование в современном мире необходимо женщинам для развития иприобретения финансовой независимости как самодостаточной личности иработника143.Таким образом, в Англии144, Швейцарии, Германии и других странах Европы,сталипостепеннопоявлятьсявысшиеучебныезаведениядляженщин,способствовавшие утверждению за женщинами права получать полноценноеобразование, не отличающееся от мужского.
145 В 1870-е годы первые европейскиеуниверситеты в Цюрихе и в Париже открыли доступ к полноправному обучениюдля женщин. В Америке женское движение, отстаивающее права на высшееобразование, также добилось определенных успехов, и на протяжение всего XIXвека в различных штатах постепенно открывались сначала частные, а потом иобщественные, колледжи и высшие школы для женщин, а некоторые университеты140Mill H. T.
The Enfranchisement of Women (1851) // Essays on Sex Equality / Ed. A. S. Rossi. 1970. P.Милль Дж. Ст. Избирательныя права женщин: речь Джона Стюарта Милля о признании за женщинамиизбирательных прав, произнесенная в Палате Общин 20 мая 1867 г. / Джон Стюарт Милль / пер. Н.Мирович. М., 1905. 23 с.142Giddens A., Griffiths S. Sociology.
2006. P. 20.143Martineau H. Female Industry. Edinburgh Review. 222, 1859. pp. 293– 336144Русские читатели проявляли интерес к женскому образованию в Англии, и в 1879 г. была опубликовананебольшая брошюра, написанная кузиной писателя Льюиса Кэррола, романисткой Менеллой БьютСмедли (1820 – 1877) «Женское образование в Англии» (Санкт-Петербург : тип. В.Ф. Демакова, 1879).145Лихачева Е. О. Материалы по истории женского образования в России. СПб, 1901.
С. 454– 455.14152начали допускать к обучению студенток 146. Этому также способствовала иГражданская война в США – многие студенты были призваны в армию или ушлидобровольцами, а места в учебных заведениях освободились, значительнорасширив возможности для поступления женщин. Тем более, во время военныхдействий была осознана необходимость в более профессиональной подготовке иобразовании женщин. Однако вопрос о широком распространении совместногообучения в школах, колледжах и университетах решался еще на протяжениедолгого времени, как и проблема присуждения женщинам научных степеней. Вомногом это было обусловлено все еще существовавшей значительной разницей вженском и мужском образовании. Подавляющее число женских колледжейпредоставляложенщинамобразованиеопределеннойнаправленности:педагогическое (с появлением общественных школ возросла потребность вучителях), религиозное или же в русле «санитарного просвещения».
Древниеязыки, точные науки, как и естественнонаучные дисциплины полноценнопреподавались только в университетах и в основном мужчинам147.Тем не менее, непрерывность и социальная однородность женского движенияобеспечило ему политическую и социальную силу, что способствовалонаибольшему прогрессу женского образования и расширения возможностейженщин в профессиональной и академической сферах и устойчивости результатовэтого прогресса в западном обществе.Развитие высшего женского образования в России проходило несколькоиначе.
Подавление восстания декабристов 1825 года усилило внимание власти кобразованию – Николай I занялся реформой, целью которой стало в определенномсмысле подавление «вредных плодов просвещения», унификация методов испособов преподавания в учебных заведениях, их уставов, учебных курсов иматериалов, а также ужесточение сословного разделения образовательных146Harwarth I., Maline M. Women's Colleges in the United States: History, Issues, and Challenges. 1997.
Pp. 13–14Развитие американского образования также освещалось в России в области научно-популярнойлитературы, так, например, в 1898 году была выпущена работа «Женское образование в Америке», СПб:тип. П.П. Сойкина, 1898. 16 с. (Библиотека "Всеобщей энциклопедии" / Под ред. Н. Зинченко).14753учреждений и их государственный контроль 148. Это в значительной мере повлиялои на специфику развития среднего и высшего женского образования в России.В первой четверти XIX века в сфере среднего женского образования помимодомашнего обучения существовало три типа учреждений: закрытые женскиеучебные заведения Ведомства императрицы Марии, женские духовные иепархиальные училища, частные женские пансионы и школы.
Образованиехарактеризовалось строгим сословным разделением, активно поддерживаемымправительством, и значительно отличалось по своему содержанию и полноте отмужского «классического» образования. Девочек обучали в большей степенирукоделию и домашнему хозяйству, чем арифметике, грамматике и другимспециальным наукам. Одну из самых важных тенденций этого времени задалипедагогические задачи обучения девочек, видя в женщинах воспитательниц новогопоколения, правительство осознало необходимость организации специальныхпедагогических институтов и курсов, что привело к возникновению и дальнейшемуразвитию женского педагогического образования149. Институтское женскоеобразование в те времена уже воспринималось обществом, как высшее, хотяуровень подготовки был сравнительно невысок и определял дальнейшуюдеятельность выпускниц односторонне – учителями в начальных классах школ.Поверхностностьженскогообразованиябылаотмеченарусскойинтеллигенцией, а женский вопрос не раз поднимался в российской периодике тоговремени.
Статьи, посвященные положению женщин и их образованию, появлялисьна страницах таких журналов как «Отечественные записки» и «Современник 150»,публиковались отдельные брошюры. В развитии женского образования авторывидели надежду на перемену в жизни всего общества. Н. Е. Зинченко писал:«Женское образование есть, бесспорно, главная основа, на которой построеныинтересы семьи п государства. Женщина имеет неотъемлющее и преобладающееДнепров Э.Д., Усачева Р.Ф.
Женское образование в России. М., 2009. С. 55–56Там же. С. 60150Лихачева Е. О. Материалы по истории женского образования в России. СПб, 1901. С. 453–49214814954значение в семье, как ближайшая воспитательница и руководительница детей иподруга мужа»151.В это время начинает меняться среднее женское образование, открываютсяженские гимназии, учебные программы которых были значительно расширенывплоть до изучения государственного и гражданского законоведения.
152Изменения в отношении высшего образования произошли значительнопозже, а взгляды на способности женщин обучаться точным и естественнымнаукам наравне с мужчинами все еще достаточно прочно держались в обществе.Среди самих женщин, большая их часть, оставаясь верными полученномувоспитанию и боясь общественного порицания, вынуждены были скрывать своивзгляды, а то и вовсе отрицать необходимость «женской учености».Н. В. Брюллова-Шаскольская, вспоминая о своей матери, молодость которойкак раз пришлась на середину XIX века, пишет, отмечая силу общественногодавления на самоопределение женщин того времени: «Ей хотелось стать артисткой,манили и открываемые тогда женские курсы.
Но нельзя же было даме, женекрупного чиновника, матери двух детей стать курсисткой?! Не требовалось дажезапрета, устав цивилизованно-мещанского общества был и для нее законом, и насвои желания она сама взглянула как на несбыточные грезы о путешествии наЛуну153».Но и это мнение начало постепенно меняться к 1860 годам под влияниемзападной литературы и идей, касающихся положения женщины.Этомуспособствовали пришедшие еще в 1840 годах в Россию идеи французскойписательницы Жорж Санд, переосмысляющие в условиях современности взглядына брак, семью, любовные отношения и предназначение женщины. В то время какэти идеи, прозванные «жоржсандизмом», критиковались и порицались в такихжурналах, как «Библиотека для чтения» и «Северная пчела»154, в либеральнодемократических кругах они приобрели большой успех, оказывая на протяженииЗинченко Н.Е.