Диссертация (1147642), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Сравнение показателей поведения34подростков выявило, что подростки, усыновленные в родной стране, болеесклонны к появлению проблем экстернализации, чем усыновленные в семьидругих стран (Fergusson et al., 1995; Keyes et al., 2008). При этом исследованиядетей в США и Западное Европе указывают, что при международномусыновлении родители сталкиваются с более серьезными трудностями поведениядетей, чем родители, усыновившие детей в пределах страны рождения (Verhulst etal., 1990).Обнаруженные различия могут быть связаны с тем, что дети,усыновленные из экономически менее развитых в более развитую страну, имелиболее тяжелый депривационный опыт, чем дети, усыновленные в пределахстраны рождения с высоким уровнем экономики (Groza & Ryan, 2002; VanIJzendoorn & Juffer, 2006).
В то же время показано, что дети, усыновленные вразные страны из учреждений России и Восточной Европы, находятся в группеповышенного риска развития нарушений поведения, по сравнению с детьми,усыновленными из других регионов мира (Gunnar et al., 2007). Также есть данные,указывающие на отсутствие отличий поведения детей, усыновленных заграницу ив пределах страны рождения (Groza & Ryan, 2002).Изучение детей, усыновленных в семьи другой расы свидетельствуют, чтоэти дети не имеют значимых отличий показателей развития и поведения отпоказателей детей, усыновленных в семьи той же расы (Rushton & Minnis, 1997), схорошим развитием у 75-80% детей (Tizard, 1991). Результаты многихисследований, изучающих особенности поведения дошкольников и младшихшкольников, усыновленных в как в семьи одной расы, так и семьи других рас,говорят об отсутствии различий в поведении адаптации этих детей (Fisher et al.,1997; Levy-Shiff, Zoran, & Shulman, 1997; Marcovitch et al., 1997).
Исследователииз Скандинавии обнаружили, что дети, усыновленные в другую расу, вподростковом и юношеском возрасте имели такие же хорошие показателиразвития, как и неусыновленные дети из национальной выборки, включаяпоказатели проблем поведения и самооценки (Cederblad et al., 1993; Botvar, 1995;Rørbech, 1989).35При изучении поведения подростков и молодых людей в возрасте 13 – 27лет, усыновленных в Швецию из стран Азии и Латинской Америки, обнаружено,что подростки и молодые люди имели меньше проблем интернализации,экстернализации и общего значения нарушений поведения, а также болеевысокую самооценку, в тех случаях, когда ощущали себя шведами, а непринадлежащими к другой нации (Cederblad et al., 1999). Результатыисследований, посвященных изучению развития детей, усыновленных в США изКитая (Tan et al., 2012; Tan & Marfo, 2006; Tan & Yang, 2005) свидетельствуют,что показатели их поведения лучше, чем у детей, усыновленных из России(Pomerleau et al., 2005).
Это может объясняться тем, что в Китае дети (в основномдевочки) попадали в сиротские учреждения из-за законодательного запрета иметьболее одного ребенка в семье, а не по причине бедности, злоупотребленияродителей алкоголем или употребления наркотиков и других негативныхфакторов, как это происходит в Российской Федерации, и на момент усыновлениябыли здоровы (Cohen & Farnia, 2011). При этом в исследовании не представленыданные о качестве условий жизни детей в сиротских учреждениях Китая.
Авторыуказывают на то, что развитие детей, усыновленных в семьи другой расы,обусловлено многими факторами, в том числе особенностями общества семьиусыновления, связанных с отношением к представителям других культур и рас(Cederblad et al., 1999; Tan & Marfo, 2006).Представленные в главе обзора литературы исследования показывают, чтодети, проживающие в условиях сиротского учреждения, имеют значительныезадержки физического и познавательного развития, проявляют нарушенияпривязанности, в частности неразборчивое дружелюбие, а также проблемыповедения. Данные свидетельствуют, что эти нарушения могут сохраняться втечение долгого времени после перевода ребенка из сиротского учреждения всемью и зависят от опыта ребенка до жизни в учреждении, качества условийсиротского учреждения, возраста ребенка на момент перевода в замещающуюсемью, возраста ребенка на момент обследования и характеристик замещающейсемьи.
Результаты большинства исследований получены при изучении детей,36переведенных из учреждений стран экономически менее развитых, в семьидругих стран, экономически более развитых. Анализ исследований, связанных стемой диссертационной работы, свидетельствует, что к настоящему времени внаучной литературе недостаточно данных о поведении детей с ранним опытоминституционализации, переведенных из сиротских учреждений в замещающиесемьи той же страны.
В частности, отсутствуют исследования детей в возрасте 5-8лет, переведенных из российских учреждений для детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, в российские замещающие семьи. Влитературе не изучен вопрос о связи показателей поведения детей в российскихзамещающих семьях с такими характеристиками как возраст ребенка на времяобследования, возраст ребенка при переводе из учреждения в семью и времяжизни в семье. Недостаточно информации о поведении детей с опытоминституционализации в связи с полом ребенка.
В известной нам литературе нетсравнительных данных об особенностях поведения российских детей с раннимопытом институционализации, переведенных в российские и зарубежные семьи.В связи с результатами обзора литературы, настоящее диссертационноеисследование направлено на восполнение научной информации о поведениидетей с опытом институционализации в раннем возрасте, переведенных вроссийские семьи.37ГЛАВА 2. Методы и организация исследованияВданнойглаведаноописаниевыборки,процедурыиметодовисследования. В настоящем исследовании приняли участие дети, имевшие опытпроживания в одном из домов ребенка г. Санкт-Петербурга, который был создан иработает в соответствии с типовым положением о домах ребенка (ПриказМинздравсоцразвития РФ от 12.04.2012 N 344н "Об утверждении типовогоположения о доме ребенка") и, в целом, по своим основным характеристикам(число детей, распределение детей по группам, количество детей с нарушениямиразвития, количество, профессиональный статус и график работы персонала, ит.д.) может рассматриваться как типичный дом ребенка (The St.
Petersburg – USAOrphanage Research Team, 2005). Обследование детей, переведенных из этого домаребенка в замещающие семьи Санкт-Петербурга, проводилось в рамкахроссийско-американского проекта, направленного на сравнительное изучениедолгосрочного влияния раннего опыта институционализации на развитие иповедение детей1.За время проведения проекта 66 детей были переведены из дома ребенка вразличные типы семей. Для приглашения к участию в исследовании удалосьсвязаться с родителями 56 детей (85%). 9 семей отказались участвовать висследовании, в 11 семьях дети не подходили по возрастному критерию дляучастия в исследовании, с 5 семьями так и не удалось договориться о встрече.Исследование выполнено в рамках российско-американского проекта «Долгосрочное влияниераннего социально-эмоционального опыта на развитие ребенка» (грант №HD050212Национального Института Детского Здоровья и Развития Человека, USA National Institute ofChild Health and Human Development).1382.1 Описание выборки исследованияВ исследовании приняли участие 50 детей (19 мальчиков и 31 девочка) ввозрасте от 61 до 104 месяцев (76 ± 11,7) с опытом и без опыта проживания вдоме ребенка и ухаживающие за ними взрослые, представленные в двухсравниваемых между собой группах.
В первую группу вошли дети с опытомпроживания в доме ребенка (с опытом институционализации – группа ОИ) неменее 3 месяцев. Группа ОИ включала 31 ребенка (9 мальчиков и 22 девочки) ввозрасте от 61 до 104 месяцев (средний возраст = 76,6 ± 11,7 месяцев),воспитывающихся в семьях г. Санкт-Петербурга. Все дети имели опыт жизни втипичном доме ребенка (ДР) и находились в нем в течение 4 – 34 месяцев(среднее время пребывания в ДР = 14,0 ± 7,9 месяцев).
Дети в этом учреждениибылиобеспеченыхорошиммедицинскимобслуживанием,питанием,санитарными условиями, игрушками, оборудованием, но находились в условияхчастой смены персонала, нестабильности ближайшего социального окружения,низкого качества социально-эмоционального взаимодействия персонала с детьми(Мухамедрахимов, 1999; The St.
Petersburg–USA Orphanage Research Team, 2005).Часть детей этой группы была переведена из дома ребенка в замещающие семьи семьиусыновителей,приемныхродителейиопекунов,неимеющихбиологического родства с ребенком (ОИ-НБС) (21 ребенок; 7 мальчиков и 14девочек). Другая часть детей из группы ОИ (10 детей - 2 мальчика и 8 девочек)была помещена в семьи родственников – к биологическим родителям или подопеку родственникам (ОИ-БС). Время пребывания детей в семье на моментобследования в общей группе ОИ варьировалось от 20 до 80 месяцев, все дети намомент проведения исследования не имели патологий развития и, согласнопроведенной сотрудниками дома ребенка скрининговой оценке функциональногоразвития, были отнесены к группе типично развивающихся детей. В группу ОИвошли дети, у которых, согласно медицинским данным, не было внутриутробныхинфекций и осложнений в родах, на момент рождения показатели по шкале Апгарварьировались от 7 до 9 баллов.