Диссертация (1149079), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Харузина свое знакомство с местнымижителями, встречу с ворожеями, пение былин и рассказывание сказок на вечерних«бесёдах», приходскую жизнь. Во время пребывания на Кенозере 225 ВераНиколаевназаписываетнаблюдениязапроведением«Иваньскойночи»,сохранившимися здесь играми в «Оленя» и «Бабушку», обряд «умыканияневесты», о котором ей поведали местные. Дальнейший маршрут проходил поБелому морю к Лапландии, и автор с присущей ей наблюдательностью описываетжизньлопарей,сохраняяудивительнуюнепринужденностьрассказанапротяжении всей книги226.Путевые заметки получили отклик в научном сообществе: рецензии на ееработу были написаны этнографом А.
Н. Пыпиным227 и археологом В. И. Сизовым.А. Н. Пыпин в журнале «Вестник Европы» писал так: «В последнее времяэтнографическийинтересусиленновейшимразвитиемнародолюбия,составляющего заметную черту известной доли образованного круга и известныйоттенок которого, между прочим, заявлял себя в литературе под именемнародничества. Этим народолюбием, если не народничеством, отличается икнижка, заглавие которой мы выписали228». Литературовед и этнограф,А. Н. Пыпин отметил и художественные достоинства, и этнографическую ценностьнаписанного. Заметив, что автором, очевидно, является женщина (автор очерка былобозначен инициалами В. Х), он характеризует путешествие на Север какуникальную для России экспедицию, предпринятую женщиной – что является для1890 года абсолютно справедливым утверждением.
Замечает рецензент инекоторые недостатки произведения, но достаточно лояльно списывает их наКенозеро и Водлозеро — крупные озера в Архангельской области.Харузина В.Н. На севере. Путевые воспоминания, М., 1890. С. 135–157227В самом «Вестнике Европы» под рецензией значатся инициалы «А. В.» – именно под этимпсевдонимом А. Н. Пыпин писал свои рецензии в этом журнале. Источник: Масанов И.Ф. Словарьпсевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. Т. 1. М., 1956. С. 34228Рецензия на «На Севере. Путевые воспоминания» В. Х. Москва, 1890. // Вестник Европы. 1890. Т.
2,кн. 3. С. 43122522689неопытность автора как в качестве литератора, так и путешественника.Этнографическая ценность очерка также подчеркнута новаторским характеромматериала, собранного женщиной-исследователем: «автор…сближалась с женскимэлементом населения и, внушая ему доверие – вероятно разумно простым иприветливым отношением к нему – между прочим собрала интересныеэтнографические данные229».
Будучи одним из первых полевых исследований,опубликованный женщиной-этнографом, путевой дневник Харузиной произвелдолжное впечатление, доказав, что участие женщин в сборе материалов можетзначительно расширить круг исследовательских интересов в сфере этнографиинародов. Неудивительно, что заканчивается рецензия надеждой на дальнейшееразвитие этнографии в этом направлении: «Нет сомнения, что женскоеэтнографическое наблюдение может именно прибавить для науки многие данные,которые иначе ускользают от изучения: примеры этому можно видеть в настоящейкниге230».В.
И. Сизов на страницах «Этнографического обозрения» отозвался о данномочерке, как о весьма полезном как для широкого круга читателей, так и дляэтнографов, благодаря легкости повествования и наличию в нем интересныхданных о народной жизни, записанных автором231.Позже В. Н. Харузина публикует отдельные очерки, посвященныеэтнографическому описанию некоторых народов России: «Вотяки» (1898 г.),«Лопари» (1902 г.), «Юкагиры» (1904 г.), «Тунгусы» (1928 г.).
Как отмечаетМ. М. Керимова, проделавшая неоценимо большую работу по исследованиюжизни семьи Харузиных: «Очерки стали для В. Н. Харузиной новой формой,которую она только начала осваивать и с которой в итоге блестяще справилась. Онапонимала, что очерки – наиболее характерные для публицистики сочинениядокументального жанра, предназначенные для широкого круга читателей, неРецензия на «На Севере. Путевые воспоминания» В.
Х. Москва, 1890. // Вестник Европы. 1890. Т. 2,кн. 3. С. 433230Там же. С. 435231Сизов В. И. Рецензия на «На Севере. Путевые воспоминания» В. Х. Москва // ЭО. 1890. №1. С.213–21522990должныбытьобремененыпостановкойнаучныхпроблеминаучнойтерминологией232».В каждом из очерков автор систематически уделяла большое вниманиеверованиям и обрядам описываемых народов. Здесь Харузина, соприкасаясь стемой шаманства, часто основывалась на трудах ученых современников(Л. Я. Штернберга, В. Г.
Богораза, В. И. Иохельсона) и раскрывала достаточнорельефные подробности об обрядовой деятельности, сохранившейся у бывшихязыческих народов. Так, например, в очерке «Вотяки» записан обряд, совершаемыйпри выборе нового жреца шаманом туно.В очерке «Лопари» автор указывает, что этот народ был уже довольно давнохристианизирован, однако, приводит описание их веры в прошлом. Здесь онарассказывает о вере лопарей в множество богов: верховном божестве Юмбеле, богесолнца Пейве, грома – Айеке.
Бог Мадератч, его жена Мадеракка и две дочери УксАкка и Саракка связывались лопырями с сотворением человека, а лопарскиеженщины особо их почитали 233. Харузина описывает лопарский анимизм – земноймир лопырей, был наполнен духами-хозяевами: Луот-хозик – хозяйка оленьихстад, перт-хозин – дух охранитель человеческого жилища и т. д. «Кроме того,лопари верили еще, что везде: в лесах, на горах и кегорах, на тундрах и болотахжило множество духов234». Для жертвоприношений почти в каждом доме былсвященный бубен, чтобы, гадая по нему, узнавать, какую жертву требует тот илииной дух или божество. Во время торжественных жертвоприношений совершалслужбу шаман – нойд.
Раскрывая значимость фигуры шамана-нойда, авторраскрывает характерные черты лопарского шаманизма: служба и «путешествия»шамана, его общение с духами и божествами, специфику передачи шаманскогоискусства – оно передавалось по наследству или же в процессе ученичества,однако, бывали и случаи «избранничества» духами.Керимова М. М. Жизнь, отданная науке: семья этнографов Харузиных. М., 2011. С. 410Харузина В.Н. Лопари. Очерк. СПб., 1902.
С. 30234Там же. С. 3223223391Заканчивая очерк, В. Н. Харузина с некоторой долей личного отношения (чтоона позволяла себе крайне редко в последующих своих работах) к данному вопросуотмечает, что христианизация лопарей проходит достаточно трудно – в областимало церквей и школ, евангелие лишь недавно было переведено на местный язык.Поэтому среди лопарей сохранились как суеверия, так и сами шаманы-нойды235. Стеоретическим осмыслением Харузина обращается к шаманству позже – уже вкурсе лекций, посвященных верованиям малокультурных народов.Увлеченное изучение народной жизни, а также внимательный подход кисследованию народного фольклора и устного творчество дали начало еще одномунаправлению деятельности Веры Николаевны – на протяжении своей научнойдеятельности она также издавала сказки народов мира, а также собственногосочинения236.В последующие годы научные статьи В.
Н. Харузиной выходят в основном вжурнале «Этнографическое обозрение». Этот журнал был создан по инициативеВсеволода Федоровича Миллера – близкого друга и наставника Харузиных.Николай Харузин, бывший учеником Миллера, внес значительный вклад как впоявление, так и в дальнейшее существование журнала, являясь его секретарем,редактором и автором многочисленных статей и сообщений 237.Можно предположить, что Вера Николаевна Харузина, стала первойженщиной, чье имя в статусе автора появилось на страницах этого журнала.
Вкраткой автобиографии, которую она посылала с письмом Л. Я. Штернбергу, такжеуказано, что исследовательница являлась с 1889 года сотрудницей этого журналапо отделу библиографии и хроники 238.Впервые ее заметки, написанные в виде дополнений к напечатанным впредыдущих номерах статьям других авторов и помеченные только инициалами«В. Х.», публиковались в специальном разделе журнала 1890 и 1891 года. В нихХарузина В.Н. Лопари.
Очерк. СПб., 1902. С. 37–38 с.Подробнее об этом см. Керимова М. М. Жизнь, отданная науке: семья этнографов Харузиных. М., 2011.С. 444–448. Также о деятельности Харузиной как фольклориста см. Иванова Т. Г. История русскойфольклористики ХХ века:1900 – первая половина 1941 г. СПб., 2009.237Керимова М. М. Жизнь, отданная науке: семья этнографов Харузиных. М., 2011. С. 101–108238СПФ АРАН Ф.282, оп. 2, д. 30423523692исследовательница приводит записанные ею материалы по народному фольклору:различные былички, легенды, суеверия и т.д. Внимание к полноте и последующемунаучному применению собираемого материала относительно религиозныхверований отражает приведенная ею легенда о происхождении змей, записанная вПудожском уезде и представляющая собой сочетание народного фольклора ихристианских сюжетов: «Всякий зверь от чего-нибудь, да зародился.
А от стариковя слышала, да и стих такой есть, змеи будто от Олесафии королевны пошли. Онаверила в Распятого, а король и жена его и весь народ неверные были… 239».Представляют интерес и заметки по народной религиозности, собранныеисследовательницей:«К легендам о хождении Христа и Апостолов по земле: Шел раз Господь сАпостолами, слышат они пение божественное, и говорят Апостолы: «постоим,послушаем». А Господь мимо прошел.
Идут они дальше и видят: хоровод водят ипеснипоют.Господьостановилсяисталслушать.СталиАпостолыпереглядываться: «что-же это?» говорят, «пение божественное было и прошелмимо, а здесь хоровод водят, а Он слушает». Господь знал, что они думали, и сказалим: «Там пели божественное, да без усердия, а здесь хоровод водят, да с усердием».А это всегда бывает, что Господу бывает приятно, когда с усердием что делают.Вот еще как было: один человек все плакал о своих грехах, а другой всерадовался и очень радовался. А отпущение грехов им было равное, потому что тотрадовался с усердием. (Записано со слов крестьянки Калуж. Г. Тарусинскогоуезда)240».Во второй половине XIX в.
в России появился большой интерес кисследованию обычного права народов России и связи «юридических обычаев»этих народов с религиозными верованиями. Развитию этого интереса в научнойсреде способствовало и то, что на юридических факультетах в программу обученияначали входить лекции по этнографии, что позволяло юристам подойти к изучениюправа с новых позиций.