Диссертация (1148795), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Кроме того,необходимость выработки определённых физиологических и психологическихнавыков необходима также и в контексте большого спорта. Отечественныеисследователи технологии спорта В. П. Губа и Р. Н. Дорохов отмечают, чтоподход к тренировкам будущих спортсменов должен начинаться уже с детскогосада и варьироваться в течении всей спортивной карьеры47.Изначально спортивная игра неизменно соревновательна и направлена напобеду, причём победитель возможен только один — самый достойный,увенченный лавровым венком.
Однако после возрождения (в современномвиде) Олимпийских игр в 1896 году и, по мере их развития, число победителейувеличилось до трёх (что вероятно было связано с троичностью европейскогохристианского сознания). Возникает необычная коллизия при анализепрестижности занимаемого спортсменами места в этом лидерском триединстве.Наиболее почётными и желаемыми для достижения являются первое и третьеместа, поскольку обладатель первого места – победитель, неоспоримый лидер,третьего – чемпион, который сумел попасть в тройку лидеров. Обладатель жевторого места в этом триединстве оказывается практически проигравшим, таккак хоть он и стал чемпионом, но всё-таки уступил сопернику, иногда дажевсего лишь несколько секунд.Кыласов А.В. Этнодвигательность//статья [Эектронный ресурс]- Загл.
с экрана,URL: //http://ethnosport.ru/library/, [Дата обращения 17.07.2016]46Там же.47Губа В. П., Дорохов Р. Н. Вопросы интегративной антропологии в подготовкевысококвалифицированных спортсменов// Математическая морфология (электронныйматематический и медико-биологический журнал) - Том 3., Выпуск 2, 1999. URL:http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-5-html/J-5/j-5.htm,[Датаобращения07.05.2016].4546Существует строгое различие спорта — с одной стороны, какфиксированного коммерческого предприятия, с жёсткойсистемой правил,завязанных на времени и судейской оценке, в рамках которого человеческойтело становиться инструментом для работы и достижения спортивных целей и сдругой, как любительского спорта: физической культуры, практик укрепленияздоровья и культивирования тела – сравнимой с идеалами греческих палестр.Спортивное соревнование, несмотря на строгость правил, тем не менее,зрелищно.
Кроме того участие зрителей в качестве болельщиков более активно,чем, например, театральных. Болельщик ассоциируют себя не со спортсменом,а со спортивным событием. Спортсмены и участники команд являютсявыразительной частью спортивного события, позволяя болельщикам черезидентификационные механизмы, стать полноправными соучастниками, вместес арбитрами, судьями, спортивными комментаторами и т. д. М. М. Предовскаяпишет по этому поводу: «Непредсказуемость и неповторимость спортивногосоревнования как зрелища в этом смысле предлагает наиболее яркиепереживания, отличающиеся неповторимостью соучастия «здесь» и «сейчас»,которые становятся аналогом участия или наблюдения за историческимсобытием»48.В то время как идея олимпийского движения, в качестве непрерывного,повторяющегося спортивного события, позволяет, благодаря своей массовостии зрелищности, собрать коммунальное тело народа в единое целое, становясьчастью идеологической идентичности, эксплуатирующей идею «болеем занаших», «наша победа» и многие другие.
Тем самым весь этнос становитьсячастью спортивного события, не говоря о маркетинговом и коммерческоматрибутах (спортивные товары, значки и символика Олимпиады, коммерческиетовары с олимпийскими символами, спортивное оборудование и атрибуты). Как48Предовская М.М. Спорт для всех как способ адаптации к современности.// МолодежнаяГалактика. 2017. № 13. С.
199-210,с. 206.47отмечает профессор Б.В. Марков, описывая данную ситуацию в своей книге«Человек в условиях современности»: «Спортивная идеология эксплуатируетолимпийскую идею, но на деле мотивом государственной поддержки спортаявляется стремление к психической «сборке» этнически и медиально»разобщённой массы в одно целое49».Спортивная зрелищность определяется ещё и тем, что несмотря настрогую заданность правил и изначальных условий, результат остаётсянепредсказуемым. Как отмечает Ален Деженн50, в своей статье «Пьер Парлеба,Элементы социологии спорта» - именно напряженность в серединном моментеспортивного состязания в большинстве своём определяет зрелищность,поскольку спортивные являются замкнутой системой, подчинённой строгимправилам, причём этим правилам подчинены не только игроки, судьи иболельщики, но и само пространство для спортивной игры (стадионы,специальная разметка на полях, цвета командной формы и т.д.).Азартные игрыЭтот тип игр представляет собой полная пассивность человека передлицом Рока и неумолимой судьбы.
С одной стороны, от игрока зависит оченьнемногое (сделать ставку, купить билет), но именно это обстоятельство даётему почувствовать безграничность власти, а именно власти над судьбой — верав приметы, талисманы. А с другой, именно пассивные вид игры вызываетболезненную игрозависимость. А ряд отечественных и зарубежных психологовклиницистовразрабатываютигрозависимости.Такметодикипсихолог-клиницистлеченияА.Д.идиагностикиАвтомоноввсвоёмисследовании зависимости от азартных игр (в частности карточных - покера,или, напротив, рулетки) не только делает выборку среди пациентов разныхМарков Б. В. Человек в условиях современности. - СПб.: Филологический факультетСПбГУ; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2013.
- 432 с., с.238.50Degenne Alain. Parlebas Pierre, Eléments de sociologie du sport. [Электронныйресурс] In: Revue française de sociologie, 1987, 28-3. pp. 547-550; Загл. с экранаURL: http://www.persee.fr/doc/rfsoc_0035-2969_1987_num_28_3_24354948возрастов, социальных статусов и материального достатка, но и пытаетсяобнаружить мотивы, побуждающие играть и впадать в зависимость. (см.подробнее Автомонов А.Д.«Исследование обстоятельств приобщения,мотивации и отношения к участию в азартных играх у пациентов на разныхэтапах формирования зависимости»51).
Чаще всего наиболее азартнымиоказываются игры, в которых игрок, пусть и зачастую мнимо, оказывается всилах контролировать игровую ситуацию. Подобные игры, или основанные наматематическомрасчётеипсихологическоммоменте(как,например,большинство карточных игр - покер, вист и т.д.) или напротив, наиболеенезависимые от игрока - лотерее, игровые автоматы - дарят наибольшееощущение власти. Хотя даже во втором типе игр также неисключён некоторыйэлемент расчёта, поскольку они так или иначе просчитываются вероятностью,но при этом многократно возрастает число комбинаций.
Поэтому на местоматематически ограниченного числа возможные просчитываемых вариантовприходит мнимая подмены верой в приметы, о которой писал Ф. Г. Юнгер 52. Иименно приметы и талисманы становятся рычагами для управления судьбой.Но, как ни парадоксально, подлинное удовольствие от азартной игры можнополучить только путём выигрыша, не связанного ни с каким расчётом. Так В.А.Подорога, анализируя в своей работе «Мимесис. Материалы по аналитическойантропологии литературы. Том 1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский» письмаФ.М.Достоевского к супруге после проигрыша огромной суммы денег вГамбурге, пишет: «Если играть правильно, действовать хладнокровно и срасчётом, то можно выигрывать.
Однако расчёт игры трудно ввести в самуигру, на то она и игра, чтобы упразднять каждый намеченный план и все51Автомонов А.Д. Исследование обстоятельств приобщения, мотивации и отношения кучастию в азартных играх у пациентов на разных этапах формирования зависимости//Журналпрактическойпсихологииипсихоанализа,2014№3,Загл.сэкранаhttps://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3699 [Дата обращения 17.07.2016].52Юнгер Ф.
Г. Игры. Ключ к их значению / Пер с нем. А. В. Перцева. — СПб.:Владимир Даль, 2012. — 335 с.49последующие. Да и как можно получить удовольствие от игры - игры безазарта, куража, риска - если всё сведётся к одному удачному расчёту? Всовершенстве рассчитанная игры - нелепость. Ведь игра и задумана какпревосходство случая над закономерностью, следствий над причинами. Нельзярассчитать случай, случаю можно только подчиниться». 53 Именно поэтомусовременные профессиональные игроки в покер, сделавшие игру в покер своейосновной деятельностью (а значит принимающие игру всерьёз, как работу иисточник дохода) - становятся, согласно Ф.Г.
Юнгеру, «ремесленниками», ужене играющими, а зарабатывающими игрой и на игре. Кроме того, выигрыш вазартной игре не является конечной целью самой игры, поскольку означает еёзавершение. Более того, именно проигрыш позволяет игре, основанной наазартеудерживатьигроковвнутриигровогопространствавчувствепостоянного экзистенциального и психологического напряжения, заставляярисковать вновь и вновь, чтобы испытать это пьянящее, почти наркотическоечувство. Как замечает по этому поводу уже упоминавшийся нами В.А.Подорога: «Выигрыш мало интересен, интересен проигрыш, риск, хождение покраю пропасти, жуть от возможного и скорого падения... Проиграть - вот смыслигры.
К тому же проигрыш даёт возможность повторного входа в игру, невыигрыш, именно проигрыш желаем, он вызывает перепад душевных сил,позволяет восстановить попранное достоинство. Ничего нет, ничто не можетспасти, но именно это «ничто» и спасает». 54 Именно жажда риска, желание«отыграть» проигранное и вызывают мучительную зависимость от азартныхигр. Данный феномен Р.Кайуа именует «головокружением». В одноимённойстатье он отмечает, что вызванное азартной игрой головокружение, это непросто ницшеанское стремление «взглянуть в глаза бездне» или выражениеПодорога В. А.
Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы.Том 1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский. М.: Культурная революция, Логос, Logos-altera. 2006. 688 c., с 419.54Подорога В. А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы.Том 1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский. М.: Культурная революция, Логос, Logos-altera. 2006. 688 c., с 4205350шеллеровской «духовности» в акте самоуничтожения, но всепоглащающаястрасть, поддавшись которой игрок навсегда лишается возможности выбора истановится её рабом и извечным заложником 55.
Более того, как пишет сам Р.Кайуа: «Играть — значит отказываться от труда, терпения, бережливости радиудачного броска костей, который в один миг дает столько, сколько не дастцелая жизнь в изнурительных трудах и лишениях, если только в нее невмешается удача и если не прибегать к спекуляции, которая отчасти связанаименно с удачей»56. Азартная игра - это страстное подсознательно стремление кничто, проигрышу, полному краху, поражению и даже гибели, заставляязаведомо делать невыигрушные (с точки зрения логики, статистики и теориивероятности, но никак не с точки зрения увлечённого азартного игрока) ставки ставить несколько раз подряд на «удачный» номер, повторять бывшие когда-товыигрышными комбинации, например, знаменитые «тройка-семёрка-туз» и т.д.Поскольку, словно приспешник карго-культа, полагается на симпатическуюмагию и притяжение подобного подобным.Актёрская играАктёрская игра - срежиссированное и тщательно отрепетированноедейство, обязательно ориентированное на внешнего наблюдателя - зрителя(бессмысленно играть для себя).