Диссертация (1147625), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Р., 2000). У детей, страдающих РАС, существуют проблемы с распознаванием эмоций по невербальным сигналам (мимике ижестам, пантомимике, голосу). Как пишут (Weeks, S.J., & Hobson, R.P., 1987),аутичные дети «не могут сказать о человеке, доволен он, печален, заинтересованили раздражен», так как не способны отследить и заострить свое внимание наэмоциональных сигналах, исходящих от других людей.С момента рождения наблюдается типичное сочетание двух клиническихсимптомов или факторов поведения (Никольская О.
С, 2000).•нарушение возможности активно взаимодействовать со средой, чтопроявляется в сниженном жизненном тонусе;16•снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром,которое проявляется в мимозоподобной чувствительности при контактах с людьми и неадекватных реакциях при сенсорной перегрузке.Оба фактора поведения указывают на повреждение базовых механизмоваффективной регуляции, обусловливающих искажения и задержку развития системы эмоциональной организации в целом, что в дальнейшем осложняет адаптацию детей к социальным условиям.Таким образом, у больных аутизмом детей существуют когнитивные и эмоциональные проблемы, обусловленные общим и специфическим когнитивнымдефицитом, приводящим к нарушениям процессов социального взаимодействия икоммуникации. Мы предполагаем, что аутистическое расстройство, представляясобой сложный когнитивный дефект, влияет на качество социальных отношений,в том числе детско-родительских, которые, включая особенности родительскоговосприятия и способы социального взаимодействия с ребенком, выражаются вродительской позиции и родительском отношении.Дети с аутизмом имеют серьезные коммуникативные нарушения, которыепроявляются с раннего возраста и, как правило, могут сохраняться в течение жизни.
Особенности речи и общения детей с РАС проявляются на трех уровнях:1. Информационно-коммуникативный уровень (процессы приема - передачиинформации). Дети с РАС зачастую с трудом воспринимают переносноезначение чужих слов и имеют ослабленную способность к адаптациисобственной речи к требованиям текущей ситуации, так как не имеютнавыков прагматического использования речи.
Для них характерно понимание слов в буквальном смысле. Значение того или иного словажестко закрепляется за контекстом, в котором оно впервые было усвоено, и не претерпевает никаких дальнейших изменений (Мэш Э., 2003),что обусловливает информационно-коммуникативный дефицит.172.Регулятивно-коммуникативный уровень, что означает взаимную корректи-ровку действий при осуществлении совместной деятельности (Каган В.Е., 1981).3.Аффективно-коммуникативный уровень (обмен эмоциональными состояни-ями, выразительность передаваемой информации).Для осуществления этого уровня коммуникации участники должны использовать выразительные средства общения: речь, оптико-кинетическую системузнаков (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистическую систему(интонация, паузы и т.п.), системы организации пространства и времени коммуникации, системы «контакта глазами».
Вышеперечисленные особенности невербальной и вербальной коммуникации имеют искаженный характер у детей с РАС,так они используют лишь протоимперативные жесты — жесты или вокализации,которые используются для декларации своих нужд, но никогда не прибегают кпротодекларативным, целью которых является вовлечение других людей в процесс взаимодействия и подразумевает навыки привлечения и поддержки социального внимания, равно как и способность к предугадыванию намерений другихлюдей. Эти умения отсутствуют у детей с РАС.Почти для всех детей, страдающих аутизмом, характерна ретардация речевого развития, которая проявляется в качественно неполноценной коммуникации(неумение использовать свою речь с социальной целью) и дефиците речевого общения (Питерс Т., 2003, Лебединская К.
С., 1989, Никольская О.С., Баенская Е.Р.,Либлинг М.М., 2005, Мамайчук И.И., 2008 и др.).О.С. Никольская в своей книге «Аффективная сфера человека: взгляд сквозьпризму детского аутизма» (2000), описывая межличностные отношения (особенности коммуникации) ребенка с РАС с окружающими людьми, выделила четыреосновные группы детей, страдающих аутизмом, которые различаются тяжестью имерой искажения развития, степенью дезадаптации, характером симптомоваутизма, возможностями социализацииК первой группе относятся дети с тяжелыми симптомами аутизма. Это детис выраженными нарушениями коммуникативных (речевых) навыков, с преобла-18дающим полевым поведением.
О практически неспособны к активному контакту сокружающей средой и к эмоциональному взаимодействию с окружающим (к обмену эмоциями). Такие дети с трудом выделяют человека из предметного мира, непроявляют интереса и практически не имеют точек целенаправленного взаимодействия с окружающими. Внешне дети этой группы не разделяют людей на«своих» и «чужих». К эмоциональной привязанности дети с тяжелой степеньюаутизма не способны. Для детей из этой группы необходим постоянный надзор иуход, а социальная адаптация затруднена даже в условиях домашней обстановки.Элементарные навыки самообслуживания могут быть привиты лишь при условииинтенсивной психокоррекционной работы, они имеют наименее благоприятныйпрогноз развития.Ко второй группе относятся дети с симптомами аутизма средней тяжести.Они способны к более избирательным отношениям с окружающей средой, могутвыделять для себя приятные и неприятные контакты, проявлять в конкретнойформе свои способы избегания опасности и достижения удовольствия, иметь своиантипатии и пристрастия.
Для детей этой группы типично установление примитивной, лишенной эмоциональной взаимности аффективной связи с матерью, онив наибольшей степени требуют сохранения постоянства в окружающем, мать выступает базовым условием его физического существования, гарантом безопасности. Ребенок начинает жестко контролировать ее поведение, требуя постоянногоприсутствия, протестуя при попытке изменить стереотип контакта. Такие ограниченные примитивными потребностями, стереотипные и симбиотические отношения часто не удовлетворяют ни ребенка, ни его родителей. Контакт с чужим человеком однозначно вызывает у ребенка ужас.
Дети этой группы имеют более благоприятный прогноз на будущее. Они могут быть подготовлены к индивидуальному обучению по массовой программе в школе при условии длительной и адекватной психокоррекции.К третьей группе относятся дети с легкими симптомами аутизма. Для нихтакже характерна трудность при установлении эмоциональных контактов, однако19они уже не столь витально зависят от родных. Их ригидное и стереотипное поведение зачастую провоцирует конфликты, устойчивую недоброжелательность поотношению к определенным людям, что также характерно для небезопасной привязанности. Дети этой группы могут быть подготовлены к обучению в массовойшколе при условии комплексной медико-психолого-педагогической коррекции.К четвертой группе относятся дети, значительно отличающиеся от остальных.
Дети этой группы характеризуются сверхтормозимностью, аффективная исенсорная сфера у них имеет меньше патологии, аутистический барьер отличаетсяменьшей глубиной. На первый план в клинической картине выходят неврозоподобные расстройства, такие, как чувство собственной несостоятельности, робостьи пугливость при контактах. Значительная часть защитных образований носиткомпенсаторный характер: они активно ищут защиты у родных при плохом контакте с ровесниками; стараются быть «хорошими», выполнять требования близких, формируя при этом штампы правильного социального поведения.
Эти детиочень зависимы от матери, однако здесь наблюдается эмоциональный, а не витальный симбиоз. Эта группа детей может быть подготовлена к обучению в массовой школе.Резюмируя все вышесказанное, выделим основные радикалы раннего детского аутизма:•дефицит потребности в общении. В зависимости от степени тяжести РАСимеют место различные формы нарушения этой потребности, от отрешенностиили отвержения, до замещения и повышенной ранимости при контактах.•аффективная дезадаптация — при всех степенях тяжести у детей с РАС.•выраженные поведенческие проблемы: нарушение самосохранения, негати-визм, деструктивное поведение, страхи, агрессии, самоагрессии.•значительная вариабельность и специфичность интеллектуального и рече-вого развития.201.2 Система отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениямипсихического развития по данным отечественной и зарубежной литературы.Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитииличности (Выготский Л.С., 1991, Божович Л.
И., 1991, Лидерс А.Г, 2004, Минияров В.М., 2000, The family encyclopaedia, 1992). Несмотря на многообразиеэмпирических данных, на современном этапе не существует единого подхода кизучению семьи не только между смежными областями знаний (социология ипсихология семьи, сексология, семейная педагогика, психотерапия семьи, семейное консультирование), но и в рамках психологии семьи. Исследователиобъясняют это сложностью процессов, происходящих в семье, закрытостьюсемейной системы, отсутствием общепринятой научной терминологии (Никольская И.М., 2005; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999).В психологии семья традиционно рассматривается как малая группа и каксистема.Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (Голод С.