Диссертация (1147595), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Причем эти изменения шли от изучениявнешних факторов, способствующих частичной или полной изоляции, кописанию глубоких механизмов, опосредующих взаимосвязь человека исистемы и акцентуации на изменениях, происходящих в структуре личности врезультате исключения из социальной системы. В приведенных примерахсоциальной эксклюзии общим можно выделить отсутствие внешнихценностно приемлемых ориентиров, следствием чего являются изменения вструктуре психики.2.2.Социальная эксклюзия и депривацииСоциальная эксклюзия по своей феноменологии похожа на социальную иэкономическую депривацию, которые изучаются через теорию относительнойдепривации (relative deprivation - RD). В обоих случаях речь идет опереживании человеком своего социально-экономического статуса.
Люди снизким социально-экономическим статусом имеют ограниченный доступ кресурсам, таким как прибыль, богатство, образование, тогда как люди свысоким социальным статусом имеют высокий уровень доступа к этимресурсам [Côté, 2011], что является причиной как социальной эксклюзии, таки относительной депривации. В описании обоих феноменов фигурируетвосприятие объективной социальной позиции, которую человек занимает в79социальной иерархии [Smith at el., 2012]. Однако история и традиции изученияи содержание обоих феноменов имеют принципиальные различия.Относительная депривация как конструкт впервые была обозначенаШтоуффером (Stouffer at el, 1949) для объяснения чувства удовлетворенностина различных позициях в армии [Walker, Smith, 2002]. Исследование показало,что человек формирует представление о своем статусе относительно статусовдругих людей.
Соответственно, если при сравнении с другими человекоценивает свои достижения ниже, он будет переживать относительнуюдепривацию, и наоборот [Leach, Snider, & Iyer, 2002]. Социальное сравнениеявляется значимым отличием относительной депривации и социальнойэксклюзии [Pettigrew, 1967]. Если относительная депривация переживается каксравнение с себя с другими, то социальная эксклюзия понимается, каксравнение с объективнымистандартамисистемы илисоциальнымиконструктами.
Следовательно, при переживании относительной депривациичеловек может оборвать связи с другими людьми, тогда как при социальнойэксклюзии – с системой в целом.Сопоставление социального сравнения и социального конструированиякак механизмов относительной депривации и социальной эксклюзии приводятк причислению описываемых феноменов к двум различным парадигмам –когнитивизму и конструкционизму, как это было в случае с анализом подходовк идентичности личности.
Механизм социального сравнения представляетсобой классический способ познания реальности, описанный в рамкахкогнитивной психологии в 50-х гг. Фестнгером [Festinger, 1954] иприменяющийся в ряде социально-психологических теорий, в том числе, втеории социальной идентичности [Андреева, 2005]. Логика анализа здесьсводится к тому, на сколько А похож на В, в результате чего А ощущает себякак А’. Другими словами, в любом случае мы имеем A’=, где В – другойчеловек. В случае социального конструкционизма A формирует себя напересечении различных социальных сил, то есть A’ =80,…, где В, С и D – социальные стандарты, нормы, ценности, социальноэкономический статус относительно системы в целом и т.д.Наконец, если рассматривать социальную и экономическую депривациюкак социальные феномены, характеризующиеся отсутствием доступа ксоциальным,экономическимиполитическимресурсам,тоневерноприравнивать их к социальной эксклюзии.
Более того, между ними не всегдасуществует причинно-следственная связь. Состояние эксклюзии определяетсясамоидентификацией и индивидуальным восприятием ситуации [Cook, 2005].Говоря о причинах социальной эксклюзии, мы должны изучить внутренниефакторы. Объективно человек может не находиться в состоянии эксклюзии,но в морально-психологическом плане не ощущать себя полноценно активнымгражданином.Илинаоборот,несмотрянафинансовыесложности,ограничения рынка труда, человек не считает себя обделенным, проявляяобщественную активность [Неваева, 2014]. Однако зачастую социальноэкономическая депривация является причиной социальной эксклюзии [Sen,2000; Студенна, 2010].Таким образом, социальная эксклюзия представляет собой отдельныйфеномен, сформировавшийся в рамках социального конструкционизма ихарактеризующийся обрывом связей между человеком и социальнымиконструктами.
Причинно-следственная связь между социальной эксклюзией идепривацией может быть в том случае, если социальные и материальныелишения переживаются человеком как пребывание на периферии системы.2.3.Социальная эксклюзия как разрыв связи между человеком иобществомКак было установлено в пункте 2.1., социальная эксклюзия представляетсобойсложныйпсихологическуюсоциальныйсоставляющую.феномен,Эта81имеющийсоставляющаявыраженнуюпроявляетсявсимволическом разрыве связей между человеком и социальной системой,представленная невозможностью человека интернализировать социальныеконструкты, что приводит к изменениям в структуре психики.
Этот механизмбыл продемонстрирован М. Киллен на примере исследования детей. В ееисследованиях было показано, что отвержение сверстников, в первую очередь,связано с нежеланием последних разделять групповые правила и нормы, тогдакак второй причиной неприятия идет принадлежность к различнымущемляемым большим социальным группам по этническому, гендерному ивозрастному признаку [Killen, Hitti, Mulvey, 2012].Причина обрыва связей с группой является дискуссионной, и ее анализупосвящен данный пункт.
Одной из гипотез является предположение о том, чтопричиной обрыва социальных связей может быть намеренное отвержениегрупповых норм, вызванное особенностями морального выбора [Bennett,2014]. Описывая проблему социальной эксклюзии, Мэлани Киллен в статье«Социальная эксклюзия детства: перспективы межгруппового развития»[Killen, Hitti, Mulvey, 2012] ищет описание социальной эксклюзии черезтеорию социальной идентичности (social identity theory) и теорию социальногополя (social domain theory).
Согласно М. Киллен, личный выбор человекапринять или отвергнуть групповые ценности, или его психологическое поле,формируется посредством вхождения в моральное и социальное поле истолкновение с нормами, ценностями определенной группы. Разделениегрупповых ценностей приводит к переживанию групповой идентичности.Д. Абрамс и П.
Грант показали, что люди могут быть замотивированнымне включать себя в группу [Abrams, Grant, 2011]. Для этого было проведеноисследование ирландских оппозиционеров, в результате которого авторыпоказали, что человек склонен испытывает агрессию в случае, если онвоспринимает свои лишения, как лишения всей группы; переживания лишенияна эгоистическом уровне приводят к депрессии [Abrams, Grant, 2011]. Далее,исследуя социальное самочувствие людей с ярко и слабо выраженной82идентичностью с ущемленной группой, Абрамс получил следующиерезультаты. При переживании социального неблагополучия люди с ярковыраженной социальной идентичностью преувеличивают свои тяготы, тогдакак люди со слабо выраженной идентичностью либо не искажают, либопреуменьшают их.
Однако, несмотря на это, те, кто сильнее идентифицируетсяс группой, более приспособлены к групповым лишениям и имеют болеевысокие показатели социального самочувствия [Abrams, Emler, 1992].Другими словами, в основе данной социальной эксклюзии лежит механизм,описанный в свое время еще А.Тэшфелом [Tajfel, Turner, 1979] – преследуявысокую самооценку, человек стремится к членству в группе с высокимсоциальным статусом. В противном случае он старается либо покинутьгруппу, либо найти или искусственно создать ее позитивный образ.
Однакоэтот феномен можно объяснить также через удовлетворение базовыхсоциальных потребностей: человек стремится быть членом того сообщества,где удовлетворение потребностей выше.Похожие данные были получены двадцатью годами ранее. Исследованиебыло также нацелено на выяснение различий в переживании групповыхлишений в случае ярко выраженной идентификации с группой илипреобладания личностной. Предполагалось, что испытуемые с личностнойидентичностью не получают социальной поддержки от своей группы ипереживают лишения на личностном уровне [Kawakami, Dion, 1993].