Диссертация (1146111), страница 21
Текст из файла (страница 21)
Таким образом, по подсчетам экспертов количествоукраинских граждан, получивших румынское гражданство без отказа отукраинского на момент 2012 г., превысило 50 тыс. человек и продолжаетстремительно увеличивается. Такой процесс искусственного увеличениячисленности румынской общины в Украине способен дестабилизироватьвнутреннюю ситуацию» 292.Что касается приднестровского диалога, исходя из рекомендаций,разработанных в 2012 г. румынскими и украинскими экспертами вотношении Украины, последняя, ввиду председательствования в ОБСЕ в2013г.должнасфокусироватьвсеобщеевниманиенапроблемеПриднестровского урегулирования, а Румыния должна ей в этоммаксимально способствовать.293Несмотря на извечную румынскую русофобию, распространявшуюсяи на Украину как на славянское государство, события 2014 года вынудилиРумынию рассматривать еѐ на уровне политических элит как союзницу в«формировании пояса безопасности в Центральной и Восточной Европе»,Цит.
по Shelest H. Directions and Challenges of the Romanian foreign policy / Harvard Black Sea security program. 2011. Pp.69-74 //Украина и Румыния договорились координировать свою политику по Приднестровью. 19.05 2011. URL: www.regnum.ru/new (датаобращения 21.05.2016).292Украинская призма: состояние и перспективы отношений Украины с соседними государствами» // Региональный филиалНационального института стратегических исследований в г. Одессе. Фонд им.
Фридриха Эберта. Одесса. 2012. ноябрь. С. 52.293Romania-Ukraine narrowing the perception gap: views from Bucharest and Kiev // Policy Memo. Romanian Center for European Policies.2012. Dec. Р.13.291100выделив военного оснащения и оборудования на сумму 250 тыс. долларов,что украинские СМИ восприняли как «прорыв в сдержанно-враждебныхукраинско-румынских отношениях».294 Однако, принимая во внимание то,что вопрос Северной Буковины и Южной Бессарабии из двустороннихотношений не исчез, а русофобия по-прежнему занимает прочное место врумынском национальном характере, в таком интересе к ослабевшейУкраине можно увидеть желание превратить ее в санитарный кордон.Положение усугубляет то, что Румыния – это окрепшее в военномотношении государство, отдельные политики которого периодическипредъявляют соседям территориальные претензии.Румыния видит себя не только «латинским островком в славянскомморе»,но,пользуясьнеограниченнойподдержкойСША,«проамериканским – в европейском».
Этим фактом можно объяснитьвызывающее поведение Бухареста в отношениях с Москвой и Киевом, еговыпады в адрес Брюсселя, в результате чего, в XXI веке о Румынии говоряткак о государстве-чемпионе по испорченным отношениям с соседями, ноРумыния рассматривает это как цену за участие в «большой игре», ккоторой она шла более двадцати лет. И, несмотря на то, что на первом этапевнешняя политика Бухареста отличалась некой робостью, стержень еепозиции, а именно, «возвращение и закрепление в Европе», определилсяуже тогда.Приднестровское урегулирование, где соперниками выступаюткрупные международные акторы, с самого начала стало для Румынии«пробой пера» на региональном уровне, что в перспективе должно былопривести к достижению «европейской» цели, а именно, к «закреплению вЕвропе».
Именно желание войти в европейские структуры заставилорумынское руководство на определенном этапе занять более уступчивуюпозицию. Чтобы не давать повода к обвинениям со стороны мировойобщественности,особенно,стран-членовНАТО,вналичииЦит. по Shelest H. Directions and Challenges of the Romanian foreign policy. Pp.69-74 // Украина и Румыния договорилиськоординировать свою политику по Приднестровью. 19.05 2011.
URL: www.regnum.ru/new.294101территориальных споров с соседними государствами, официальныйБухарестотложилтерриториальныепретензии,покрайнеймере,официально.ФактическиРумыниястремиласьобойтивсехвпроцессеурегулирования конфликта, включая Европейский Союз, несмотря надекларируемую солидарность со всеми его решениями, пытаясь заявить осебе как о посреднике между постсоветским странами, предметно,Молдавией, Украиной и Европейским Союзом. При этом, Румыниязаявляет о себе как о единственном государстве, способном предоставитьБрюсселю адекватную информацию; с другой стороны, на молдавском полеБухарест заявляет о себе как о проводнике идей ЕС и как о государстве,пользующемся поддержкой всего европейского сообщества.102ГЛАВА 2.ПроблемаурегулированияПриднестровскогоконфликта в украинском дискурсе (1992 - 2006 гг.)§1 Приднестровский вопрос в период становления независимойУкраины (1992-2004 гг.)Для объективной характеристики динамики приднестровского вопросав украинском политическом дискурсе представляется целесообразнымрассматривать позицию Украины с учетом меняющихся внутренних ивнешних факторов в течение всего процесса урегулирования.Что касается периодизации процесса решения приднестровскойпроблемы, украинские исследователи предлагают свое видение этаповразвития этого вопроса предметно для Украины: исследовательница М.Плаксенко рассматривает их в количестве 4-х, принимая во внимание, чтотема исследуется с позиции 2011г.:1-й: 1990 – 1996 – от создания Приднестровской Молдавской ССР доготовности Украины выступить гарантом;2-й: 1996 – 2001 – период, когда Украина занималась посредническойдеятельностью.
Данная формулировка, по нашему мнению, требуетуточнения, поскольку приступив к посреднической миссии в 1996, Украинане прекращает ее по сей день, чередуя этапы активной деятельности свыжидательной позицией, что часто является характерным элементомпереговорного процесса.3-й: 2001– 2005 гг. – Украина озвучила свои планы в отношенииЕвропейского Союза и НАТО, и приднестровский вопрос вышел, какследствие, на новый уровень;4-й: 2005 – 2011 гг. – Украина выступила с собственным планомурегулирования – «план Ющенко» и следует ему.103По нашему мнению, указанная периодизация, будучи приближеннойк украинским реалиям, там не менее, является несколько размытой и недетализирует путь, пройденный Украиной в вопросе урегулирования вполной мере. Наиболее точной, то есть, фиксирующей все этапыукраинскихусилий,кажетсяпериодизация,предложеннаядругимисследователем украинских межгосударственных отношений, В.
Коцуром в2011 г.295. Поэтому представляется целесообразным прибегнуть к ней как ксхеме нашего анализа. Дальнейшая периодизация предложена авторомданной работы:Период 1 (1992 -1995) ограничен следующими рамками: началоострой фазы конфликта, совпадающее с обращениями Тирасполя к Киеву, иначало официального украинского участия в переговорном процессе.Систематизируя материалы по указанной проблематике, следует отметить,что, несмотря на географическую, историческую и этническую близостьрегиона, в украинской прессе она практически не освещена, заисключением военного периода конфликта (весна – лето 1992 г.), а внаучном разрезе этот вопрос исследуется, как правило, региональнымиспециалистами, а именно, представителями Черновцов и Одессы, т.е.исторических Буковины и Бессарабии, что может объясняться общейпроблемой, а именно постепенной «румынизацией» региона.Российские исследователи едины во мнении, что Украина одной изпервыхпостсоветскихгосударствчеткозаявилаосвоихевроинтеграционных устремлениях, и наряду с Молдавией «постараласьдистанцироваться от Москвы»296.
Обе «изначально позиционировали себякакчленыевропейскойсемьи»297.Но,еслиМолдавиитакоепозиционирование не помешало до 1997 г. обращаться к Москве спросьбами«помочьурегулироватьпоследствия295ПриднестровскогоКоцур В.В. Етнополітичний конфлікт у Придністров‘ї в контексті українсько-молдавських міждержавних відносин; авторефератдис. … канд. полит. наук: 23.00.02/ В.В.
Коцур. Киев, 2011. 18с.296297Мещеряков К.Е. Проблемы интеграции на постсоветском пространстве. С. 29.Мещеряков К.Е. Указ. соч. С. 29.104конфликта»298, то Украина при Л. Кравчуке оставалась последовательной вреализации своего европейского курса, оставляя решения постсоветскогопространства на усмотрение Москвы.Защитивукраинскойсебя«ЗаявлениемтерриторииовоенныминедопустимостиформированиямииспользованияРеспубликиМолдова»299 и «Указом о мерах по охране государственной границы сРеспубликой Молдова от 17.03.92»300, Киев до 1995 г. фактическипредоставил Тирасполь и Кишинѐв самим себе, что подтверждаетсяотсутствием официальных материалов за данный период.5 июля 1995 г. Республика Молдова и Приднестровье подписали«Соглашение о поддержании мира и гарантиях безопасности междуРеспубликой Молдова и Приднестровьем»301 и обратились к РоссийскойФедерации, ОБСЕ и Украине выступить гарантами его соблюдения.Эксперты считают это официальной точкой отсчета украинского участия впереговорном процессе302.