Диссертация (1146111), страница 20
Текст из файла (страница 20)
По спорным территориальным вопросам, а именноразногласиямпоповодуЧерноморскихграниц,бывшийминистриностранных дел не преминул напомнить о наличии таковых не только сРумынией, но и с Россией, а также заявил следующее: «…от дружбы и268269Angelescu I. New eastern perspectives? A critical analysis of Romania‘s relations with Moldova? Ukraine and the Black Sea region.
Р. 139.Румыния предъявляет претензии – Украина молчит. URL: http://mikle1.livejournal.com/80826.html.94поддержки Румынии Украина выиграет гораздо больше, чем от несколькихлишних квадратных километров континентального шельфа»270.К2010г.сталоочевидно,чтоРумыниязначительноэволюционировала в продвижении своих интересов на востоке посравнению с 2007–2008 гг., тогда как у ее населения, не интересовавшегосясобытиями по ту сторону Прута, серьезных изменений в восприятиисоседей не произошло: только 25% румын, согласно предложенной М.Мику статистике, выступают за более тесные связи с Молдовой, и 7% – сУкраиной.271В ноябре 2010 г.
министр иностранных дел Румынии Т. Баконскивыступил с заявлением о возможности участия Румынии в молдавскоприднестровском урегулировании только в качестве страны – члена ЕС,несмотря на ее отдельные самостоятельные шаги. Еще в 2009 г. ответ назаявления нового руководства Молдавии о необходимости Румынииактивизироваться,Бухарестофициальнозаявил,чтоприналичииспецпредставителя ЕС по приднестровскому вопросу, с точки зренияРумынии, нецелесообразно занимать позицию, отличную от позицииЕвропейского Союза.272Однако, развитие событий показало, что Румыния, не занимаяотличной позиции, всегда стремилась занять особенную, свою собственнуюпозицию как проводника информации и самостоятельного региональногоигрока.273С Западной Европой, куда Румыния, в которой европейцами себясчитает 51% граждан, не просто стремилась попасть, но, как заявляют еевысокие представители, желала «вернуться», отношения, также, не былибезоблачными.Соднойстороны,Румыниязаявилаосвоей«европейскости» и готовности порвать с неприятной принадлежностью к270Ibidum.Micu M.
Romanian security in an evolving European context. Op. cit. Р.81.272Врегулювання придністровського конфлікту без Румунії. URL: http://terra.md/ru/news/moldova/pridnestrovie2/default.aspx (датаобращения 23.01.2009).273Шелест А. Позиція Румунії з придністровського врегулювання. С. 43.27195Балканам и Востоку; с другой стороны, ее «исторически сформированноевосточноевропейское недоверие к обещаниям западноевропейских стран»осталось неизменным.274 Поэтому набирающая в это время силу в ЗападнойЕвропе концепция безопасности с включением России не могла преодолетьрумынского мышления, заточенного на защиту своей собственнойтерритории. Более того, А. Николеску, называя Приднестровье ключевымпунктом внешней политики новой «европейской» Румынии, утверждает,что интерес к данному региону у Европы возник только с приходомРумынии в европейские структуры, и именно она, Румыния, заставилаБрюссель более внимательно отнестись к приднестровскому вопросу, ещеочень далекому от своего разрешения.275 При этом, автор, в контекстевзаимоотношений Румынии с Россией, цитирует Х.
Солану и подчеркивает,один немаловажный пункт: Европейская стратегия безопасности невключила Приднестровье в разряд регионов-источников конфликтов, алишьпризнала,чтоонооказывает«опосредованноевлияниенаевропейские интересы»276. Повод для беспокойства автор видит в том, чтоусилия, предпринимаемые Европейским Союзом в данном направлении неидут дальше включения Молдавии в «Восточное партнерство», что даже негарантирует ей членства в ЕС.С включением в свой состав новых восточноевропейских стран,Европейский Союз, по мнению отдельных экспертов, получил по-новомузвучащие старые угрозы, в частности, российский фактор.277 Предметно,Румыния вернула в Европу глубоко укоренившийся в румынской «культуребезопасности» образ России как чужака», угрожающего государствам,находящимся в непосредственной близости от нее.278 При этом угрозарассматривается не так в географическом, как в цивилизационномMicu M.
Romanian security in an evolving European context. Р.81.Nicolescu A. Changes in Romania‘s foreign policy from the perspective of NATO and EU membership. Pp.64-76.276Solana J. European Security Strategy: A Secure Europe in A Better World // The European Union Institute for Security Studies. - Brussels,2003. Р.9.
URL: http://www.iss.europa.eu/uploads/media/solanae.pdf (дата обращения 12.07.2016).277Micu M. Romanian security in an evolving European context. Pр. 79 – 89.278Micu M. Op. Cit. P.7927427596контексте, согласно цитируемым автором румынским источникам.279 И.Ангелеску в своем определении отношения Румынии к Российскойимперии, СССР и постсоветской России, конкретизирует проблему, говоряороссийской«чуждостисамойидеерумынскойнациональнойидентичности».280В целом, взаимоотношения старой и новой Европы в составеЕвропейскогоСоюзаавторхарактеризуетследующимобразом:«старожилы» упрекают «новичков» в неспособности отречься от старыхстрахов и оценить степень новых угроз, а «новички», в свою очередь, асреди них Румыния, указывают на игнорирование старой Европойопасности, исходящей от возрождающейся России.281 Как аргументисследователь приводит российско-грузинский конфликт и газовую войнуРоссии с Украиной.Причину спокойного, по сравнению с румынским, отношения кроссийской угрозе со стороны Западной Европы М.
Мику видит частично втерриториальной отдаленности, а частично в том, что европейскаяприверженность «мягкой силе» опирается на американскую «жесткуюсилу», которой Восточная Европа была до определенного времени лишена.Общую оценку внешней политики Российской Федерацииврассматриваемый нами период, дает исследователь С. Секриеру.282 Авторхарактеризует ее как прагматичную и четко обозначенную: Кремльограничил свое бесполезное и затратное присутствие в мире, исосредоточился на СНГ, где посредством политических, экономических ивоенных инструментов обеспечивает себе доминирующую роль какрегиональной сверхдержавы, а признание мировым сообществом СНГтерриторией ее жизненных интересов автор называет одной из целейроссийской внешней политики.283Такая стратегическая линия в большейЦит.
по Reynold G. Le monde Russe. La formation de l‘Europe. Vol.6. Librairie plande Paris. 1950. 128 p.// Micu M. Romanian security inan evolving European context. Op. cit. Pр. 79 – 89.280Angelescu I. New eastern perspectives? A critical analysis of Romania‘s relations with Moldova? Ukraine and the Black Sea region. Р. 126.281Micu M.
Romanian security in an evolving European context. Op. cit. P. 81.282Secrieru S. Russia‘s foreign policy under Putin: ―CIS project‖ renewed. Рp. 289-308.283Secrieru S. Op. cit. P.291.27997степенипроявиласебявотношенииРоссийскойФедерациикнепризнанным республикам, таким как Приднестровье, Абхазия, НагорныйКарабах, Южная Осетия):«они организовывают свои«мини-СНГсаммиты», получают «благословение Москвы» в их противодействииконституционным властям, пользуются финансовой поддержкой, которая ипозволяет им выжить»284.Такой Румыния видит Россию в Молдавии: усиливающей своеэкономическое присутствие и подкрепляющей его дипломатическимдавлением с целью окончательного урегулирования Приднестровскогоконфликтанасобственныхусловиях,что«поможетзавершитьпревращение Молдавии в ее политический и экономический сателлит»285.Однако проект построения новой архитектуры безопасности вЕвропе, сблизивший Россию и Германию, похоже, задал новый тонрумынско-российским отношениям: в октябре 2010 г., по результатамтрехсторонних переговоров глав государств России, Франции и Германии вДовили (Франция), президент Д.
Медведев сделал заявление о зависимостиуспеха переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию нетолько от России, Молдавии, Приднестровья и Европейского Союза, но иРумынии, что было воспринято сторонами и, особенно, Бухарестом какприглашение к участию в процессе урегулирования и активизировалополитику последнего в этом направлении.286В результате подобных сдвигов в отношениях 18 октября 2011 г.состоялись первые за предшествующие 5 лет консультации по вопросуПриднестровского урегулирования между Румынией и Россией, на которыхвпервые румынская сторона не поднимала тему российского военногоприсутствиявПМР-предметеепостоянногобеспокойстваинедовольства.287284Secrieru S. Op.
cit. P.296.Secrieru S. Op. cit. P.303.286Шелест А. Позиція Румунії з придністровського врегулювання. С.41.287Сербина Ю. Трансформація позиції РФ щодо придністровського врегулювання/ «Перспективи придністровського врегулювання:проблеми погодження позицій основних акторів». Сборник материалов международной научной конференции. Одесса, 18 ноября28598Несмотря на неизменно враждебное отношение к политике России врегионе со стороны Румынии, те же эксперты склоняются к мысли, исходяизанализаинформационныхисточников,чтовконтекстеПриднестровского урегулирования на данном этапе Румыния скореенастроена на сотрудничество с Россией, чем с Украиной.288 Есливспомнить, что для Румынии одной из ключевых задач являетсяминимизация роли России в регионе, особенно, в Молдавии, ситуацияпревращается в парадоксальную.Эксперты Национального института стратегических исследованийУкраины, в свою очередь, увидели в активной работе РоссийскойФедерациипоПриднестровскогопривлечениюРумынииурегулированияжеланиекмирномупроцессуминимизироватьрольостальных посредников, в частности, Украины.289Это же создает парадоксальную ситуацию в отношениях сЕвропейским Союзом, с позицией которого Румыния декларативно заявиласвою солидарность: согласно отчету Европейского Парламента по вопросурасширения Европы и новых взаимоотношений с восточными и южнымисоседями, Европейский Союз видит решение в балансе региональныхотношений, при этом основная роль в региональной игре отводитсяУкраине.290 Также, согласно указанному плану, именно Украина принимаетосновное участие в выработке решения Приднестровского конфликта, всвязи с чем Румынии рекомендуется расширить диалог с украинскимипартнерами по данному вопросу.Потенциальному диалогу с украинскими партнерами, по мнениюукраинских экспертов, мешает факт неконтролируемой выдачи Румыниейпаспортов гражданам Украины, что всегда затрудняло, также, создание2011г.
// Регіональний філіал Національного інституту стратегічних досліджень, Місія Європейського Союзу з прикордонної допомогиМолдові та Україні; под ред. О. Калашниковой, А. Шелест. – Одесса: Феникс, 2011. С.39.288Сербина Ю. Трансформація позиції РФ щодо придністровського врегулювання. С.44.289Шелест А. Позиція Румунії з придністровського врегулювання. С.41.290Report of the European Parliament on ―Wider Europe – Neighbourhood : A New Framework for Relations with our Eastern and SouthernNeighbours‖. URL: http://ec.europa.eu/world/enp/pdf/com03 (дата обращения 12.07.2015).99необходимых условий для сотрудничества по приднестровскому вопросу.291Материал проекта «Украинская призма: состояние и перспективыотношений Украины с соседними государствами», реализованного приподдержке Регионального Представительства Фонда имени ФридрихаЭберта в Украине и Республике Беларусь, содержит следующие факты орумынской политике «восстановления гражданства» по этническомупроисхождению:«напротяжении2009-2010гг.врумынскоезаконодательство были внесены изменения, позволяющие упроститьпроцесс получения румынского гражданства, а вступление в силунормативных актов данного государства о защите персональных данныхпривело к отказу румынского правительства от публикации фамилий«новых граждан».