Диссертация (1101654), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Так, главныйпрестольный праздник деревни обязательно отмечался большим гулянием. Егообязательным атрибутом были гости, собирающиеся со всей округи; такиепраздники назывались сбо́рными, съе́зжими, прие́зжими. Гуляния в честькрупных приходских праздников выделялись в отдельное событие и получалиназвание далеко не на всей территории архангельского региона.
Выделяютсяследующие ареалы существования данного типа праздничного события, длякоторых характерна определенная номинация: пинежский – мечи́ще, северовосточный, или мезенско-лешуконский – петро́вщина, среднее течение р.Онеги – сбе́ганье, среднее течение р. Северной Двины – уго́р, северо-западархангельского региона (побережье Онежской губы) – бесе́да, Лешуконье –вечё́рка.Они проходили обязательно вне помещения, на специально отведенномдля праздника месте (обычно о причине выбора именно этого места никто непомнил, но, как правило, оно располагалось неподалеку от культовыхсооружений – церквей или часовен – что позволяет считать подобный обычайдостаточно древним). Мечи́ще обычно проходило в несколько этапов: былоу́треннее, дневно́е (денно́е) и ночно́е мечи́ще, на каждое из которых девушкидолжны были переодеться и сменить головной убор.
В гуляниях подобногорода обычно могли принимать участие все жители деревни, а не толькомолодые (неженатые и незамужние).Праздники играли очень большую роль в жизни русского народа. Общиепраздничные гуляния сближали людей, укрепляли родственные связи, служилипрекрасным поводом для завязывания брачных отношений, т.к. «предоставлялимолодежи, стекавшейся на праздник из окрестных деревень, более широкую,42чем в другие дни, возможность выбрать брачную пару» [Шангина 2008: 13],помогали людям отдохнуть от череды тяжелых крестьянских работ.II.2. Семантическое поле ‘ПРАЗДНИКИ’ как составная частьсемантического поля ‘ВРЕМЯ’Представления о времени и пространстве являются определяющимипараметрами существования мира, их можно назвать неотъемлемой составнойчастью языковой картины мира любого региона и эпохи. Человек не рождаетсяс «чувством времени, его временные и пространственные понятия всегдаопределены той культурой, к которой он принадлежит» [Гуревич 1984: 43-44].Существует два основных типа восприятия времени: представлениевремени как цикла, круга, бесконечного повторения, характерное дляаграрного, архаического строя общества, и христианское представление овремени как о прямой, линии, ведущей от сотворения мира к его завершению,концу света.
В аграрном обществе время определялось прежде всегоприродными ритмами: сменой дня и ночи, сезонов года, регулярнымиизменениями в трудовой деятельности людей и поведении растений иживотных. По словам А. Я. Гуревича, оно будто простиралось вокруг человека,прошлое и будущее взаимно проникали и объясняли друг друга. Линейное жевосприятие времени, несущее в себе идею необратимости, четко разграничило всознаниипрошлое,настоящееибудущееипостепенносделалось«доминирующим в общественном сознании» [Гуревич 1984: 47].Однако в сознании носителей традиционной культуры циклическое илинейное восприятие времени органически сочетаются, о чем свидетельствуют,например, данные диалектного материала архангельского региона.Представление о времени, сложившееся на территории архангельскогорегиона, сочетает в себе как сохранившуюся с языческих времен архаическую(циклическую) модель времени, так и возникшую после принятия христианствалинейную модель времени, в которой все подчинено движению от сотворениямира к Страшному суду.
Как показало исследование Е. А. Нефедовой, «в43диалектном языке детально отражены и циклическая, и линейная моделивремени. <…> И в той, и в другой модели время существует не абстрактно, ононаполнено событиями» [Нефедова 2008: 149].Именно праздники «образуют то звено, при посредстве которогосвязываются между собой два восприятия времени, два уровня осознаниядействительности» (циклическое и линейное время) [Гуревич 1984: 47].Издревле укоренившиеся в народном сознании обычаи устраиватьпразднества по случаю того или иного события, связанного с определеннымэтапом земледельческих работ, сложились намного раньше традиции отмечатьцерковные праздники. С принятием и закреплением христианства произошлапривязкаосновныхсобытий народногоземледельческогокалендарякключевым датам календаря религиозного.Праздники церковного календаря изначально были связаны с линейнымвосприятием времени.
Об этом свидетельствует следующий факт: в 1492 г. наРуси ждали наступления конца света (7000 лет от сотворения мира), в связи счем прекратили рассчитывать Пасхалии после 1492 г., а в 1491 г. не засеялиполя, что, естественно, привело к голоду, но не к концу света [Климишин 1985].Однако под влиянием дат сезонно-трудового цикла христианские празднестваоказались вписаны в годовой круг, т.е. начали связываться с циклическимвосприятием времени. Они стали «точками и ориентирами отсчета годовоговремени» [Шангина 2008: 8], во многом разнообразив и упорядочивземледельческий календарь.
О включенности праздников в годовой круг, их«цикличности» говорит и то, что они не оказались автономными «зарубками»на годовом круге – каждый праздник занял свое место в определенномчередовании постов, предшествующих важнейшим праздникам, и мясоедов,разделяющих эти посты, часть праздников «привязала» к себе день или даженеделю накануне, тем самым объединив практически все дни года в единыйцикл.О связи с циклическим восприятием времени свидетельствует контекст,44где праздники названы праздничной порой, ведь известно, что слово пора́, вотличие от вре́мя, чаще используется для обозначения циклического времени,хотя «в говорах и ПОРА, и ВРЕМЯ могут соотноситься с понятием линейноговремени» [Нефедова 2008: 105]:А пра́зничьна пора́, по́были и ушли́, увели́ меня́.
ВИЛ. Трп.Оботнесениицерковныхпраздниковвнародномсознаниикциклическому времени свидетельствует контекст:Ива́ньдень тот то́жэ ф кругу́. Фсе кру́пны пра́зьники – ф кругу́, говоря́т.МЕЗ. Дрг. Петро́в день, да фсе э́ти ужэ ф кругу́ (праздники). ПИН. Вгр.С одной стороны, круг – это символ, которым обозначались в Типиконедвунадесятые праздники.
С другой – и такое объяснение предполагается болеевероятным, поскольку основано на народных представлениях – это круг,который солнце описывает в течение года. Циклическое восприятие времениявляется более архаичным, чем линейное, а значит, и в большей степенисвойственным народному сознанию. Жизнь севернорусского крестьянина былатесно связана с земледелием, и от годичного движения солнца от зимы к лету иобратнозависелооченьмногое.Поэтомухристианскиепраздникисфиксированной датой легко вписались в годовой солнечный круг, а Святцыстали основой для систематизации знаний и представлений о мире [Шангина1992]. Символично, что датой рождения Христа, не указанной в Евангелии,было выбрано 25 декабря – дата, когда народы Западной Римской империипраздновали рождение солнца. Празднование Пасхи и всех подвижныхпраздников, зависящих от нее, в большей степени ориентировано на другойкруг – лунный, поскольку соотносится с иудейским праздником Пейсах, датакоторого определяется по лунному календарю.
Однако солнечный круг тожевлияет на дату православной Пасхи: она приходится на воскресенье, следующееза первым полнолунием после 22 марта – дня весеннего равноденствия.Крупные христианские праздники стали «опорными точками всейкалендарной системы», вокруг которых сгруппировались обычаи, магическиепрактики, верования и приметы [Агапкина 2002: 701]. Кроме того, именно на45них стали ориентироваться основные даты земледельческого календаря и, какследствие, аграрно-трудовые праздники. На сложную систему взаимодействияцерковных и трудовых праздников наложился комплекс молодежных гуляний,большинство из которых не имело строгой временной привязки, однако ихначало и окончание регламентировалось и церковным календарем, и годовымтрудовым циклом (молодежные гуляния начинались после окончательнойуборки урожая, но не раньше Покрова; существовало ограничение напроведение молодежных посиделок в воскресенья и во время поста и т.д.), азначит, соотносилось с обеими моделями восприятия времени.II.3.
Объем и границы семантического поля ‘ПРАЗДНИКИ’В архангельских говорах представленобольшоеколичествонаименований событий, которые могут быть с большим или меньшимоснованием подведены под понятие ‘праздник’. В семантическое поле‘ПРАЗДНИКИ’входятнаименованиядостаточноразнородныхиразномасштабных событий, которые имеют общий для всех единиц полясемантический компонент – ‘небудничное время’, не обязательно являющеесясакральным, но всегда отличающееся от будничного своим заполнением.Диалектный материал показывает, что сами информанты могут называтьпраздниками очень широкий круг событий.К семантическому полю ‘ПРАЗДНИКИ’, описываемому на материалеархангельских говоров, мы относим единицы, обозначающие событияцерковного календаря, приуроченные к ним празднества, а также будничные ипраздничные гуляния молодежи и гуляния с угощением, устраиваемые послучаю окончания какого-либо вида сельскохозяйственных работ и завершенияодного из этапов строительства дома.