Диссертация Том 1 (1099511), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Анализ показал, что интегральной направленностью проблематикисмысла жизни в философско-религиозной литературе является стремление человекапреобразить себя, свою природу, превратиться из существа естественного, в существодуховное или сознательное и этим превзойдя себя, приблизиться к Богу, как абсолютномуинобытию (в религии), истинному бытию (в философии), являющимся «ядром ядра»жизни (в мифологии).Психологическаяоперационализацияфилософско-религиознойпостановкипроблемы смысла жизни, противопоставляющей естественное и духовное существованиечеловека,возможно в рамках культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, вконтексте которого смысл жизни, может быть рассмотрен как знаково-символическоеобразование (В.П. Зинченко), идеальная форма (Д.Б.
Эльконин) события, в которомпроисходит трансформация реальной (естественной) формы существования субъектажизни.Особенность психологической постановки проблемы смысла жизни заключается втом, что смысл жизни, как идеальная форма, рассматривается не как онтологическаяструктура Божественного инобытия, противопоставленная индивидуальной жизни, но какпереживаемаяэкзистенциальнаяструктураличности,выступающаяосновойеевнутреннего развития и событийного существования. В этой связи речь идет не о смыслежизни вообще, а о жизненном смысле конкретной личности.В современных эмпирических исследованиях жизненный смысл рассматривается каксложное субъективное чувство, складывающееся из многих переменных, каждая изкоторых отражает тот или иной аспект личностного бытия человека.
Основным фактором,с точки зрения представителей этих исследований, инициирующим поиски смысла жизниконкретным индивидом, является тревога смерти, а основным мотивационным векторомжизнедеятельности признается стремление к сохранению и упорядочиванию жизненного41мира таким образом, чтобы индивид чувствовал удовлетворенность собой и своейжизнью.Для исследований, рассматривающих жизненный смысл в качестве субъективногобытия, характерна субъект-объектнтая оппозиция, приводящая к противопоставлениюсознания и жизнедеятельности субъекта (субъекта сознания и субъекта жизни). Врезультате жизненные смыслы рассматриваются либо как объективные образования,независимыеотсознания,либокакинтроспективныевторичныеобоснования(ментальные содержания сознания) индивидами своих действий.
В обоих случаяхвыпадает событийный и субъектный аспекты проблемы смысла жизни, а такжепроисходит разрыв сознания и деятельности.В проблематике смысла жизни помимо «субъект-объектной» существует еще однаоппозиция: «приобщение – осуществление». В центре внимания представителейконцепции «приобщения» находится проблема понимания индивидом себя в качестведуховного субъекта и в этом плане проблема приобщения человека к духовнымоснованиям своей жизни, приобщения (через медитацию, молитву, ритуал) к сакральной,божественной, вечной, надындивидуальной жизни, которую можно испытать врелигиозных практиках. В концепциях «осуществления» центральной темой являетсясамореализация, осуществление человеком Себя в действии, поступке, воплощающегося вжизненном мире и обнаруживающего свой смысл в задачах, целях, реализация которыхдля человека приобрела жизненное значение.Основное противоречие в оппозиции «приобщение – осуществление», заключается втом, что в первом случае основным императивом является идея аскетики, идея активногобездействия, в соответствии с которой предполагается, что смысл присутствует только ввечной, божественной, по ту сторонней жизни, приобщение к которой происходит врелигиозной деятельности, но не в обыденной жизни, в которой есть место только,«слишком человеческому».
Во втором же случае, наоборот, – это идея активногодействия, необходимости решения жизненных задач и достижения ценностно-значимыхцелей, так сказать, в этом мире и в «посюсторонней жизни». В первом случае основнымупованием субъекта жизни является опыт переживания, а во втором – опыт реализации.Таким образом, анализ литературы показал, что проблема смысла жизниразворачиваетсявокругдвухметодологическихоппозиций:а) субъективность–объективность; и б) осуществление – приобщение. Точка пересечения этих параметров ицентр обсуждаемой проблематики – человек, осмысливающий себя и свою жизнь либо всистеме отношений жизненного мира, либо в отношении к духовной вертикали жизни, тоесть человек как субъект сознания.
Для разрешения противоречий, возникающих в связи с42обозначеннымиоппозициями,намиобосновываетсяэвристичностьисследованияжизненных смыслов в контексте следующих теоретических положений:а) жизненные смыслы конституируются сознанием в форме различных моделей,которые определяют как содержательную специфику образа мира человека, так иактуальный опыт, который он «может иметь» в полагаемом им мире;б) жизненные смыслы являются имплицитными смысловыми структурами, которые,участвуя в конструировании образа мира и жизненного опыта человека, непосредственноим не осознаются, и предполагают особую задачу на смысл, которая влечет за собой«задачу на жизнь»;в) содержательной единицей анализа жизненных смыслов является жизненнаяфилософия или нарратив, базирующийся на содержании автобиографической памяти ииндивидуальной мифологии.Основная идея обозначенных выше положений заключается в том, чтобы видеть вжизненном смысле не объективную структуру, независимую от сознания личности, ноконституируемую сознанием реальность, возникающую в процессе концептуализации иинтерпретации человеком своего жизненного опыта.
Отсюда, в качестве центральнойфигуры исследования нами принимается рефлексивная деятельность, опосредованнокоторой индивид для себя конституирует жизненные смыслы, решая задачу на смысл.Событийность жизненного смысла раскрывается в контексте «задачи на смысл»,имеющей следующую структуру: а) эмоциональное переживание, являющееся тканьюсмысла; б) рефлексивный выход из погруженности в повседневную жизнь; в) смысловойсдвиг, инициирующий процессы смыслообразования; г) бытийный контекст, на фонекоторого проблематизируется способ существования личности, единицей котороговыступает событие. Таким образом, событийный аспект жизненного смысла необходиморассматривать в отношении к его осознанию и тем рефлексивным процессам, которые егообеспечивают.
Центральной фирурой исследования должнен стать субъект сознания.Отличие задачи на жизненный смысл от задачи на личностный смысл заключается втом, что рефлексивная позиция занимается не относительно мотивационного компонентаотдельной деятельности, но жизни в целом. Предметом рефлексии становятся неотдельные жизненные отношения, но способ существования субъекта жизни и егожизненный путь. Если личностный смысл отсылает к структуре жизненных отношенийсубъекта деятельности, то жизненный смысл к целостной структуре личности, которая всвою очередь соотносится с субъектом жизни – образом Человека и способом егосуществования.43Глава 2.
Жизненные смыслы в контексте экзистенциального опыта личностиДля раскрытия топологии экзистенциального опыта личности в связи с проблемойсмысла жизни, обозначим базовый философский контекст, который выступит для нас вкачестве предельной системы координат необходимой для дальнейших различений. Еслипопытатьсяводнойформулеобозначитьпредметозабоченностисовременнойфилософской мысли, то, цитируя М. Фуко, она будет выглядеть следующим образом:«…Каким образом мир может быть объектом познания и вместе с тем местом испытаниясубъекта, как возможен субъект познания, доставляющий себе (qui se donne) мир вкачестве его объекта посредством tekhne, и как возможен субъект опыта себя,доставляющий себе тот же мир в радикально иной форме − как место испытания…» [213,с.528].Вданнойформулесодержитсядвааспекта(мироцентрическийисубъектоцентрический), которые нам необходимо раскрыть.2.1.
Жизненный смысл как онтологическая единица жизненного мираЖизненный смысл как онтологическая единица жизненного мира человекарассматривается в мироцентрическом аспекте, в котором акцент делается на мире иотношенях, связывающих человека с ним. Можно выделить два базовых отношениячеловека и мира: а) мир как предмет познания, предстающий человеку в качестве объекта(отсюда онтологическая схема субъект – объект и психология познавательных процессов)и б) мир как место испытания себя или место жизни, предстающей человеку в качествевозможности (отсюда онтологическая схема человек – жизненный мир и психологияличности).
В данном случае мы имеем дело с двумя онтологиями предмета теоретическоймысли, которые так или иначе были представлены в истории психологии: организм –физический мир (психофизика), организм – окружающая среда (И.М. Сеченов, И.П.Павлов), пустой организм – среда (Скиннер), субъект – объект (А.Н. Леонтьев, Д.Н.Узнадзе), субъект – жизненный мир (Ф.Е. Василюк, А.Н. Леонтьев, Д.А.
Леонтьев,личность – общество (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), человек – жизненный мир (С.Л.Рубинштейн). Безусловным достижением отечественной психологии было утверждениепринципа единства человека и его жизненного мира (А.Н. Леонтьев [100], Д.А. Леонтьев[102], С.Л. Рубинштейн [175], Д.Н. Узнадзе [15], Ф.Е. Василюк [37]). Это единство нашлоотражение в таких формулировках как «принцип единства сознания и деятельности» (С.Л.Рубинштейн [176]), «принцип опосредованности» (Д.Н. Узнадзе [15]), «принципдеятельностной опосредованности» (А.Н. Леонтьев [100]), который в современнойлитературе получил продолжение как «принцип бытийной опосредованности» (А.Г.Асмолов [14], Д.А.
















