Диссертация (793588), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Соглашаясь с суннитами впринадлежности верховного суверенитета исключительно Аллаху, они полагают,чтоотегоимениединоличноеруководствомусульманскойобщинойосуществляет «имам». Ввиду сокрытия последнего имама его власть представленаправителем.Учением,обосновывающимтакоеполитическоеустройство,выступила концепция, получившая название «велайат-э факих», что можноперевести как «власть мусульманского правоведа». Реализация данной концепциина практике связана с именем имама Хомейни, который представил шиитскиепредставления о власти в современной интерпретации.Попытка совместить принципы исламского правления с ценностямидемократии была предпринята Абу Аля аль-Маудуди. Он предложил концепцию«теодемократии», согласно которой настоящее исламское государство является«божественным демократическим правлением», в котором высший суверенитетЦит.
по Сюкияйнен Л.P. Исламская правовая мысль об исламском государстве и халифате//Право. ЖурналВысшей школы экономики. 2016. № 3. С. 185.374130Бога органично сочетается с ограниченный суверенитет общины, призванныйограничить человека, чтобы защитить его от собственной греховной природы375.Концепция светского государства с шариатской ориентацией изложенаЮсуфом аль-Кардави в книге «Религия и политика»376.
Он выступаеткатегорически против оценки исламского правления как теократии. Религияявляется только одной из пяти общих ценностей, защита которых входит вобязанности государства. Ислам необходимо понимать не как застывшие догмы, акак динамичную систему, базирующуюся на принципах коллегиальности,справедливости и распространении добра. Правитель ограничен в своихдействиях правилами и границами, установленными шариатом, а народ вправетребовать с него ответа и выражать свое несогласие с его политикой в случае ееотклонения от очерченных границ.
Общий вывод работы исследователязаключается в невозможности претворения шариата без предварительнойреализация свободы.Шариат как религиозная социо-нормативная система ориентирована преждевсего на нравственное состояние человека и общества. Подчинение верующихпредписаниямшариатаразличногохарактера,будьтонравственного,общественного или экономического, должно быть осознанным. Современныетеоретики исламской модели построения государства в первую очередь должныучитывать нравственное состояние общества, его представления о должном исправедливом, готовность к восприятию идеала шариата как нравственногозакона. Отличие нравственного закона от мирского в том и заключается, что оннаправлен не на реализацию краткосрочных политических или экономическихцелей, а стремиться к установлению справедливости во всех сферах жизниобщества377.Таким образом, установление шариата в обществе невозможно безреализации общественных, экономических, религиозных и других прав человека.Сама история ислама показывает, что обязанности и соответствующие наказанияСм.: Maududi S.А.А.
The Islamic Law and Constitution. Lahore: Islamic publications (Pvt.) Ltd., n. d. – р. 136.См.: Юсуф аль-Карадави. Религия и политика. Разъяснение основ и опровержение сомнений. Каир, 2007.377См.: Итр Нурудин. Улум ал –Куръан аль-карим. Бейрут. 2003. С. 123.375376131за их неисполнение следовали только после улучшения нравственного состоянияобщества, но никогда не предшествовали ему. Надежды на то, что введениежестких карательных мер за преступление сможет улучшить нравственноесостояние общества и способствует решению других социальных проблемнеобоснованны.
Самый первый и главный столп ислама – намаз был вменен вобязанность только на двенадцатый год появления новой религии. О наказанияхже речь зашла лишь спустя некоторое время после переселения Мухаммада вЙасриб.Цель шариата, по нашему мнению, заключается не в наказании, а всоздании таких социальных условий, при которых нарушение нравственноэкономических законов становится исключением. Например, прежде чем вводитьнаказание в виде отрубания руки за воровство необходимо гарантироватькаждому гражданину право на прожиточный минимум и достойное жилье. Темболее механизм для реализации данного требования предусмотрен самимисламом в форме религиозного налога – «закята», часть средств которого прямопредназначено на нужды малоимущих.В случае невозможности быстрого улучшения социально-экономическойситуации и гарантии основных прав человека, на применение шариатских нормнаказания должен быть наложен мораторий.
Именно так поступил второй халифОмар, приостановив применение наказания за воровство в год, когда странупостигла засуха.Идея реализации исламской альтернативы, построения государства напринципахшариата(независимоотегоназвания)непотеряетсвоейпривлекательности для мусульманского мира. Уже сегодня можно предполагать,что увеличение присутствия исламистов в парламентах - реальная перспективаедва ли не всех мусульманских государств. Также нельзя исключать повторенияпрецедентов, имевших место в ходе арабской весны в Тунисе и в Египте, когдаони приходили к власти. Несмотря на то, что итог правления в обеих странах для132исламистов оказался неудачным, не стоит сомневаться, что этот опыт они изучати внесут необходимые коррективы в свою политическую деятельность378.Будущее сегодняшнего руководства мусульманских стран, стоящего напозициях светского национализма, по нашему мнению, зависит от того, насколькоони смогут осознать невозможность дальнейшего игнорирования исламскогофактора.
Уже сегодня очевидно, что методы запрета исламских движений ипартий, которыми до сих пор пользовались авторитарные правители в некоторыхстранах (в частности, в монархиях Персидского залива, в Сирии, в Египте, вЦентральной Азии) дают лишь обратный эффект, способствуя их популярности унаселения.При нынешнем общем росте религиозного сознания, добиться отбольшинстванаселенияподдержкисвоегополитическогокурсабезапеллирования к исламу представляется невозможным.
Такая переориентация нарелигию не только обеспечит их правление дополнительной легитимностью, но ипозволит лишить оппозицию монополии на исламские лозунги.В этой связи успешность сотрудничества со странами Ближнего Востоказависит от того, насколько Запад готов пересмотреть свой европоцентристскийподход,признатькультурноесвоеобразиеисламаиправомусульмансамостоятельно выбирать путь правового развития.Оценки мусульманских концепций государства и права через призмусекуляризма и европейской системы права не могут быть корректны, так какигнорируют культурное своеобразие ислама379.Шариат являлся неотъемлемой частью жизненного уклада мусульманскихнародов на протяжении столетий. Социальные конфликты и насилие, которые мынаблюдаем сегодня во многих странах мусульманского мира являются следствиемпопыток в XIX– XX вв.
изменить сложившееся положение вещей путеммеханическогозаимствованиязападныхконцепцийбезучетаместныхособенностей.378379См.: Малашенко А. В борьбе за исламскую альтернативу /А.Малашенко// Независимая газета. 2016. С. 5.См.: Малашенко А. Надо ли бояться ислама? М., 2017.
С. 87.133Для неисламских стран шариатская система наказания в настоящее времяпредставляется не столь актуальной, как для государств мусульманского мира.Апеллирование к примеру Саудовской Аравии, где применение шариатских нормнаказания позволяет удерживать один из самых низких уровней преступности, нанаш взгляд является не совсем корректным:o Во-первых, наказания являются только одним из элементов шариатскойсистемы социо-нормативного регулирования, наряду с правосознанием иправовым поведением. Только благодаря тесному взаимодействию с такимиэлементами шариатской системы социально-нормативного регулирования, какобычаи и религиозные правила поведения, мусульманское право добиваетсяобеспечения жесткого контроля за общественными связями людей. Каждыймусульманин понимает, что отклонение от перечисленных норм может нанестиего социальному статусу невосполнимый ущерб.
Применение одного элементасистемы с одновременным игнорированием остальных компонентов не принесетожидаемого результата. Более того, наказание является только последним шагомв реализации шариатского правления. Подтверждением этому является тот факт,что первые наказания в исламе были установлены только в мединский период,когда ценности новой религии были усвоены большинством верующих.
Такимобразом, низкий уровень преступности обеспечивается претворением шариата какцелостной социо-нормативной системы, что в первую очередь предполагает нестолько реализацию установленных норм в частных вопросах, сколько решениевсех проблем в соответствии с такими основополагающими принципами шариата,какумеренность,избеганиекрайностей,постепенность,стремлениеккомпромиссу, необременение человека380.o Во-вторых, эффективность наказания зависит от их легитимности исправедливости в глазах общества. Мусульманское право выступает не только какправовойинструмент,новпервуюочередькакмощныйсоциально-психологический фактор, действенность которого заключается в близостимировоззрению мусульман, которые воспринимают его в качестве неотделимого380Аль-Кардави, Юсуф.
Широта и гибкость – характерные черты шариата. Кувейт, 1994. С. 64.134элемента своей религии. Поэтому, несмотря на определенную жестокостьнекоторых видов шариатских наказаний, для мусульманских народов онипредставляются понятными и эффективными.Исключительнуюважностьдлямусульманпредставляетосознаниенаказания как не противоречащего ценностям и основным принципам шариатаеще и потому, что они одновременно осуществляет роль и религиозногоискупления381. Если наказание лишается своего сакрального характера, то онотакже теряет и свою эффективность в противодействии преступности, чтонаглядно демонстрирует история. В Европе применялись наказания, которые посвоей жестокости превосходили шариатские аналоги, но, тем не менее, решитьпоставленную перед ними задачу они не смогли.o В-третьих, исполнение наказаний в соответствии с нормами шариатаотносится к обязанностям исламского государства.
Даже если допустить чтокакое-либо светское государство примет решение криминализировать деяния,считающиеся преступными в шариате и применять за их совершение нормынаказания, предусмотренные в шариате, данные наказания все равно не будутквалифицироваться как шариатские. К примеру, лишение свободы являетсяосновным видом наказания в правовых системах европейского вида и в то жевремя относится к одному из видов шариатских наказаний.
Однако, никто на этомосновании не утверждает, что современные светские государства практикуютшариатские нормы наказания. Очевидно, что одного внешнего сходства безсоответствующего внутреннего наполнения недостаточно, чтобы наказание былоназвано шариатским. Легитимными с точки зрения ислама являются тольконаказания, назначенные в строгом соответствии с требованиями шариата, иисполненные с разрешения правителя мусульман.Говоря о неактуальности шариатской концепции преступления и наказаниядля светских государств, мы не имеем в виду, что данная концепция непредставляет для них практического интереса.