Диссертация (793508), страница 25
Текст из файла (страница 25)
В свою очередь, вотношении германского права Г.Ф. Шершеневич указывал, что «научнаяразработка права не шла дальше положений, признанных римским правом, какписанным разумом» 244 , однако, на наш взгляд, на позиции того или иногоученого оказывает существенное влияние его личное отношение к значимостиримского права как основы европейского гражданского законодательства.Развитие гражданского законодательства и науки частного права вдореволюционной241РоссииосуществлялосьподмощнымвоздействиемКабрияк Р. Кодификации.
М., 2007. С. 459.Муромцев С.А. Избранные труда по римскому и гражданскому праву. М.: АО «ЦентрЮрИнфоР», 2004. С. 68.243«Естественно-правовая основа в Code civil настолько сильна, что открывает собою вистории западноевропейского законодательства новую эру. Покровский И.А. Основныепроблемы гражданского права. М.: Статут (в серии «Классика российской цивилистики»),1998. С.65244Шерешеневич Г.Ф.
Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М.:Фирма «СПАРК», 1995. С. 25.242123западноевропейской цивилистики, однако это не означает, что рецепцияосуществлялась слепо, без какого-либо осознавания ценности того или иногоправового института и готовности российской действительности принять новыенормы. Например, активно обсуждался вопрос заимствования сложившегося взападныхстранахвотчинно-ипотечногорежима(регистрацияправнанедвижимое имущество).
При анализе этого вопроса И.А. Базанов отмечал: «Ноесли современная ипотека в самой общей сущности своей представляетзаимствование из Рима, то вся конкретная организация ее, весь тот облик,которому она только и обязана своим практическим успехом, представляетпродукт правообразования новых народов, начиная с древнего мира и вплоть донаших дней»245. Ученый определял значимость современной ему зарубежноймодели не столько связью с римским частным правом, сколько прошедшейпрактическойапробациейисуществующейсоциально-экономическойпотребностью в новом институте для России.Много внимания рассматриваемой проблеме уделял и Е.В. Васьковский,отмечавший, например, что «западноевропейские юристы давно уже заметили,что большинство норм гражданского права касается сделок по имуществу,имеющих главное значение в частной жизни, не раз указывали на тесную связьгражданского права с политической экономией.
Однако это обстоятельствовесьма немногим из них внушало мысль, будто сфера гражданского праванеобходимо должна быть ограничена одними имущественными отношениями.У нас же такой взгляд получил широкое распространение»246. Приведенныйпример показывает и доказывает самостоятельность развития частного права вдореволюционныйпериод,поискомсобственныхнаправленийсовершенствования гражданского законодательства.245Базанов И.А. Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном правев связи с современным строем народного хозяйства [Электронный ресурс] //http://civil.consultant.ru/elib/books/26/page_60.html#140 (дата обращения: 12.03.2017).246Васьковский Е.В.
Учебник гражданского права [Электронный ресурс] //http://civil.consultant.ru/elib/books/24/page_5.html (дата обращения: 12.03.2017).124Даже краткий анализ позиций ученых дореволюционного периодаразвития гражданского права заставляет усомниться в верности идеи, что«кодификация права является одной из примечательных особенностей немецкойправовой культуры, поскольку она привела не только к становлению единойполитико-правовой системы, но и стала важнейшей предпосылкой постепеннотрансформирования Германии в правовое социальное государство»247.
Даннаяособенностьнеможетбытьпризнананациональной,существующейисключительно в правопорядке одной страны, так как в той или иной степенионахарактеризуетразвитиезаконодательствавсегоописываемогоисторического периода.Таким образом, развитие гражданского законодательства и использованиеразличных средств совершенствования частноправового регулирования былонеотделимо от решения социально-экономических и политических вопросов,что в целом можно определить как идеологическую основу разработкигосударственной политики по развитию гражданского права. В данном случаеследует согласиться с мнением С.В. Ткаченко о том, что «рассмотрениерецепции права как безликого процесса по переносу правовых ценностейпозволяет исследователям упростить свою задачу, избежав изучения главного идеологического компонента рецепции»248. Но подобное «стыдливое»замалчивание процессов идеологического наполнения содержания правовыхнорм в сфере гражданско-правового регулирования мы можем обнаружить и всовременности.
Отчасти именно игнорированием данного элемента реформыгражданского законодательства можно объяснить многие противоречия итрудности данного процесса, о чем более подробно будет сказано впоследующих главах настоящего исследования.247Антропов Р.В., Дондоков Ц.С., Лупенко И.Ю. Кодификация законодательства как факторстановления единой политико-правовой системы: политико-правовые и философскиедоктрины Германии // Вестник ЗабГУ.
2014. №5. С. 119.248Ткаченко С.В. Идеологический компонент рецепции права // Юридические записки. 2014.№2. С. 22.125Сближение правовых систем, происходящее в настоящее время, следуетпризнать реальным фактором влияния на процесс законотворчества иправоприменения во всех странах, хотя различие в правовых режимах остаетсязначительным, причем даже в той сфере, где базисной основой регулированиявыступаетименноэкономическаяподоплека-обязательственныхправоотношениях, опосредующих переход материальных благ от одних лиц кдругим, различия англо-американского подхода от стран континентальногоправа остаются существенными249.Причиной отмеченного феномена является существенное отличие внаработанных национальными правопорядками догматических основах права, идля континентальной правовой семьи такая связь рецепции и ее доктринальнойпереработки остается весомым фактором.
«В разительном отличии от римскойправовой культуры континентальная юридическая догматика формируется вконтексте доктринальных представлений о праве как единой целостной системелогически согласованных принципов и норм» 250 . Именно доктринальныйхарактер реформы гражданского законодательства, проводимой как в настоящеевремя, так и в начале 90-х г.г. XX века, позволил подготовить и принятьнормативный акт высокого уровня, ориентированный не только на западныеобразцы кодификации, но и на традиционные для России правовыеконструкции.Рецепцияправавлитературеиногдарассматриваетсявроли«цивилизационной» прививки для развития современного мира 251 , но факт«цивилизационного» значения западной идеологии в настоящее времяподвергается резкой критике. Кроме того, даже самый совершенный закондолжен быть «приспособлен к тому населению, чьи права и обязанности онпризван регулировать, иначе рецепция кодекса обществом успешной не249Кулаков В.В.
О некоторых существенных чертах обязательственного права США // Закон.2010. №6. С. 226-229.250Михайлов А.М. Генезис континентальной юридической догматики. М., 2012. С.126-127.251СМ. : Ткаченко С.В. Содержание рецепции права // NB: Вопросы права и политики. 2013.№ 6. С.42-62. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.6.818. URL: http://e-notabene.ru/lr/article_818.html.126будет» 252 . Современный уровень правовой догматики позволил реализоватьзадачи реформирования гражданского законодательства в традиции русскойдореволюционной цивилистики. Неслучайно, анализируя тот период, в рамкахкоторого осуществлялась рецепция, прежде всего, норм немецкого ифранцузского гражданского права, исследователи отмечают «наличие сложногонаучно-информационного обмена, сопровождавшегося влиянием политических,социальных,культурных,научно-технических,экономическихииныхфакторов»253 между русскими и зарубежными правовыми школами.Справедливости ради следует отметить, что современное российскоегражданское право знает не только рецепцию зарубежного права, но ирецепцию собственных правовых норм, действовавших в другом политическоми экономическом строе - в определенном смысле принятие современногоГражданского кодекса «стало возвращением назад, к той правовой идоктринальной системе, которая сложилась в России к началу XX века»254.Оценка состояния науки гражданского права в России в конце XIX - начале XXв.в.
имеет существенное значение для определения актуальных проблемразвития гражданского права на современном этапе. Несмотря на кардинальнуюсменуполитическихрежимов,измененияэкономическойосновыжизнедеятельности общества и государства, по нашему мнению, именно в252Кабрияк Р. Кодификации.
М., 2007. С. 439.Еременко А.С. Методологические начала теории применения гражданского закона //Арбитражный и гражданский процесс. 2011. № 7. С. 33-34.254См.: Зайцев О.В. Наследие Г.Ф. Шершеневича как основа реформирования современногогражданского законодательства / Научные воззрения профессора Г.Ф. Шершеневича всовременных условиях конвергенции частного и публичного права (к 150-летию со днярождения): Сборник материалов Международной̆ научно-практической̆ конференции (г.Казань, 1–2 марта 2013 г.) / под ред. Д.Х. Валеева, К. Рончки, З.Ф. Сафина, М.Ю. Челышева.М.: Статут, 2014.
С. 86. Это в полной мере соответствует выводу о том, что «правоваятрадиция не всегда предопределяет непосредственное обращение к прошлому. Она можетвыражать в праве не только связи по линии «современность-прошлое», но и по линии«современность - прошлое-современность», когда специфика существования правовыхявлений (например, норм права) обусловлена влиянием элементов современности,опирающихся в свою очередь на понимание прошлого». См.: Ткаченко С.В. Идеологическийкомпонент рецепции права // Юридические записки.