Диссертация (1147595), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Ещеодин из важных аспектов нарративного подхода к идентичности – этоподдержание ее целостности через восприятие истории как преемственности[Кадырова, 2012], что перекликается с подходом Э. Эриксона.Однако среди всего многообразия форм нарративного подхода можновыделить его общие черты. В первую очередь, в соответствии с установкойсоциального конструкционизма Я понимается как обусловленное культурноисторическиивозникающеевпроцессеосуществленияразличныхкоммуникативных практик, в том числе нарративных [Турушева, 2014].
Дляисследователей нарратива предположение о конститутивном характередискурса дополняется пониманием наррации как особой практики, с помощьюкоторой идентичность меняется и артикулируется [Турушева, 2014].Считается, что процесс нарративного конструирования идентичности подобенболее общему представлению о дискурсивном конструировании [Турушева,2014]. Идентичность мыслится как осуществляемая в дискурсе, а не44существующая до него, как подвижная, а не фиксированная, как культурноисторическая,сконструированнаявинтеракциях,какнепрерывноменяющаяся и противоречивая [Турушева, 2014].
Еще одной общей чертойнарративного подхода, как и в случае социального конструкционизма К.Гергена и этогенетического подхода Р. Харре, остается отсутствие четкихмоделей, что делает его неприложимым к научному методу социальных наук[Somers, 1994]. Однако очевидные пересечения нарративной психологии спсихоанализом, а также развитие на основе культурно-историческойпарадигмыпозволяютспомощьюинтеграциисоздатьконцепцию,удовлетворяющую всем правилам социальной науки.КейтМаклин,докторомпсихологическихнаукидоцентомуниверситета Западного Вашингтона в Беллингаме, поставила своей цельюсоздать теорию на пересечении нарративной психологии и теории Э. Эриксона[McLean, 2012].
С ее слов, теории Эриксона, и в особенности Марсиипозволяют фиксировать сформировавшуюся идентичность и внутренниеконфликты,возникающиеинтерализированнымиврезультатеструктурами.противоречийЧувствительностьмеждуподходакпротиворечиям в структуре идентичности и является, по мнению К. Маклин[McLean, 2014], той особенностью, которая позволяет реализовать проблемунарушения структуры идентичности. Однако к недостатку подхода относитсяневозможность анализа самого процесса формирования идентичности.Нарративный подход как раз может раскрыть этот вопрос, а для выявленияпротиворечий в структуре идентичности К. Маклин предлагает изучатьидентичность через создание значений [McLean, 2014].
Создание значенийопределяется как отражение событий прошлого для того, чтобы увидеть, каклюди меняются на протяжении времени, что в частности может вести кконфликтам [McLean, 2014]. Предполагается, что в норме система значенийбудет повторяться из истории к истории.45В эксперименте, предложенном Маклин [McLean, 2014], испытуемымпредлагалось несколько серий упражнений. В первом случае они писали трисочинения на пять заданных тем: травмы, нарушения, низкие оценки,самоопределение и переломные моменты.
Затем заполняли опросник,посвященный событиям, связанным с памятью об оскорблениях, депрессии,утрате и т.п. На третьем этапе заполнялась демографическая анкета. Врезультате, во всех типах заданий можно было проследить центральныезначения, являющиеся ключевыми для идентичности [McLean, 2014].Продолжая идею Маклин, Макадамс, профессор Северо - западногоуниверситета (США), предложил описать Я как структуру, состоящую изразличных аффективно окрашенных имаго (imago) [Hermans 1996].
Терминимаго по сути эквивалентен созданию значений Маклин и протяженностиидентичностиЭриксона,иконцептуализируетсяавтором,какидеализированный и персонифицированный образ Я, который функционируеткакосновнойхарактервжизненнойистории.Чтобыподчеркнутьинтегративную силу нарративного подхода, Макадамс говорит о количестверасходящиеся тенденции в психологии в поддержку концепции имаго.
Вотличие от Маклин, опирающуюся только на теорию Эриксона и егопоследователей, Макадамс проводит параллель с объектно-ориентированнымподходом, а именно с идеей об интернализации внешних объектов ихинтеграцию в структуру Я. Однако этот подход также привлек еговозможными противоречиями между интернализированными объектами[Hermans 1996].Опираясь на теорию психологического развития Эриксона, Макадамсутверждает, что нарративная идентичность возникает в позднем подростковомпериоде как функция социальных ожиданий и результат взаимодействия ссоциальным окружением [McAdams, McLean, 2013]. В лонгитюдныхисследованиях ни раз было доказано, что благоприятные отношения с46родителями и частые коммуникации способствуют развитию более глубокогосамосознания и нарративных навыков у подростка [McAdams, McLean, 2013].Нарративная теория и практика сейчас имеют исключительный интерессо стороны социальной психологии.Подтверждением этому служитмножество конференций, посвященных нарративной структуре идентичности.Возможно, такой интерес вызван противопоставлением данного подходапростым линейным схемам изучения идентичности, предложенным в первыхтеориях идентичности в русле когнитивной психологии и не способнымохватить все многообразие феноменов идентичности.Деятельностный подходПроблема идентичности в отечественной психологии развивалась врусле культурно-исторической парадигмы, поэтому основным факторомконструирования идентичности здесь является особенность взаимодействия сокружающей средой, которая, в отличие от большинства западных подходов,понимающих ее как условие проявления личности, является материалом дляее создания.
Таким образом, идентичность рассматривается как продуктсоциального взаимодействия, и именно поэтому социально-психологическимаспектамсозданияидентичностипосвященонаибольшееколичествоотечественных теоретических и эмпирических исследований [Алёхин,Осташева, 2013].
Еще одной особенностью развития идей идентичности вотечественной психологии является пережитый кризис, последующий послераспада Советского Союза [Андреева, 2005; Белинская, 2008; Данилова, Ядов,2004]. В это время основной темой стала адаптация к меняющимся условиями кризис идентичности, причина которойсвязана с потерей внешнихсоциальный ориентиров, выступающих основой для формирования Я.Экономический дисбаланс [Давыдова, 2001; Яницкий, 2001] и социальнаядезинтеграция, распад единых социальных ценностей, общей социальнойорганизации [Голенкова, 2001] привели к существованию человека впереходном обществе,которое характеризуется47ломкойстереотипов,изменениемценностей,кризисомидентичности[Андреева,2005]ипереносится весьма болезненно [Давыдов, 2001].В исследованиях А.Н.
Алёхина было показано, что, будучирасположенной на границе личности и мира и зависящей от культурного иинформационного пространства, идентичность зависит от социальныхусловий. Изучая особенности подросткового кризиса на постсоветскомпространстве, теме, ранее затрагивающей только особенности личности,Алёхин утверждает, что именно сложившаяся социокультурная ситуациязатрудняет формирование личностной идентичности у подростков [Алёхин,Осташева, 2013; Кошелева, 2014, 2015$ Шнейдер, 2017].Н. Л.
Иванова, профессор кафедры теории организации Национальныйисследовательский университет «Высшая школа экономики», определилаидентичность как элемент самосознания личности, который зависит отсоциальных, экономических и политических условий жизнедеятельностиграждан в стране и мире в целом [Иванова, 2014].
Причем идентичностьрассматривается не только как основа межгрупповых отношений, но и какопределенный критерий индивидуального восприятия деятельности, истории икультуры сообщества, которое человек признает своим. Эмпирически Н.Л.Ивановавыделилатрисоставляющиеструктурыидентичности,соответствующие трем уровням развития личности в социуме [Иванова, 2004]:1. Базисная – семейная, национальная, родственные отношения.
Впервой группе в основе системы конструктов преобладали признаки,близкие семейной, национальной, то есть данной от рождениясубкультуре, например, родственные отношения, внешнее сходство ит.д.2. Индивидуально-личностная - нравственные нормы, ориентация, язык,духовный и личностный рост. Во второй – у испытуемых основнымиявляются конструкты, в которых выражены признаки культуры,взаимоотношения, общения. В них проявляется отриентация на48признаки несколько иные по сравнению с национальной общностью:нравственные нормы, искусство, язык и традиции.3.
Профессионально-деловая – обучение, карьерный рост. В третьейгруппе базовыми оказались конструкты, больше применимые кпрофессиональной и деловой субкультуре. Их можно отнести кпризнакам динамических социальных сообществ, которые человек прижелании сам выбирает и меняет.Н.Л.Ивановапредположила,чтовыделенныееюконструктыпредставляют собой иерархию [Иванова, 2004]: сперва конструируетсябазисная идентичность, затем инивидуально-личностная, и в конце –профессионально-деловая. Такой порядок конструирования обусловленпостепенным расширением социального пространства человека и изменениемего активности и отражает нарушения структуры социальной идентичности сопределенной сферой жизни.