Диссертация (1144926), страница 34
Текст из файла (страница 34)
Стоимость первого и последующих отпечатков существенно различалась2.Собственно, сам Уорхол уже постоянно сталкивался с фактом использования арт-дилерами и различными посредниками продукции его Фабрики, не прошедшей авторизацию художника (пробные отпечатки, забракованные отпечатки,отпечатки по сохранявшимся трафаретам без ведома художника). В дневниковыхзаписях от 1 декабря 1976 г. как о рутине он сообщает: «Поехал в галерею ИлеаныСоннабенд на открытие выставки Дэвида Хокни. Ничего нового он не показывал,1Томпсон Д.
Подлинность Уорхола // Томпсон Д. Супер-модель и фанерный ящик. М.: Центрполиграф, 2015. С. 66-78.2Уорхол Э. Дневники. 1976-1987. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. С. 13-14.154только свой стандартный набор […] Встретил случайно Джерарда Малангу […]мы все никак не можем распутаться с последствиями всех этих фальшивых“Электрических стульев”, которые, как мы подозреваем, сделал именно он – ихведь перепродают и перепродают, и каждый раз все за большую сумму»1. Опытпребывания Уорхола в больнице после покушения на его жизнь в 1968 г. убедилхудожника в том, что производство его произведений может происходить и безучастия автора. «Все время, пока я находился в больнице, – замечал он по этомуповоду в работе «Философия Энди Уорхола», – мой “штат” продолжал заниматься делами, и я понял, что у меня получился кинетический бизнес, потому что онпродолжал работать без меня.
Мне это понравилось, поскольку к тому времени ярешил, что “бизнес” – лучшее искусство»2.В то же время Фабрика – место встреч нью-йоркской художественной и музыкальной богемы, – и практика авторизации здесь часто приобретала стихийныйхарактер. «Рождественская вечеринка у нас в офисе, – Уорхол фиксирует в своемдневнике события 23 декабря 1976 г. – Максим де ла Фалез явилась попозже, радиподарка – получить один из моих портретов Мао […] Зашел Джон Пауэрс, попросил меня подписать два плаката “Цветы”, которые ему принадлежат, и хотя ониподдельные, я все равно собирался это сделать, однако Фред [Фред Хьюз – сотрудник Фабрики, арт-менеджер Э.
Уорхола3 – А. Б.] не позволил, и тогда мы подарили Джону два настоящих, подписанных мной, из задней комнаты»4.Размышления Уорхола о специфике собственного метода показывают, чтохудожник утратил четкие критерии фиксации своего авторства. В «ФилософииЭнди Уорхола», рассказывая о своей реакции на сообщения в прессе о смерти Пабло Пикассо, он отметил поразивший его факт: испанский мастер создал за жизньчетыре тысячи картин. «Смотри-ка, я могу сделать столько за один день, – таковабыла первая реакция Уорхола, – […] учитывая то, как я их делаю в своей техни1Там же.
С. 27.2Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот). М.: Ад Маргинем Пресс, 216. С.100.3Хэкетт П. Введение // Уорхол Э. Дневники 1976-1987. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. С. 9.4Уорхол Э. Дневники 1976-1987. С. 38.155ке, я действительно подумал, что смогу сделать четыре тысячи картин. И все онибудут шедеврами, потому что это будет одна и та же картина»1. Эта последняяфраза об «одной и той же картине» чрезвычайно важна для описания того базового изменения отношения к подлинности, которое происходило во многом благодаря усилиям Уорхола.
Оно не может читаться только как указание на серийностьего работ, но отражает сущностное понимание художником своего творчества каксоздания «одной картины» – прототипа. Такое понимание выражается и в последовавшем далее размышлении о формате картин: «Мне нравится писать на квадратной плоскости, потому что не нужно решать, какой стороной ее повернуть –это просто квадрат […] я думаю, все картины должны быть одного размера и одного цвета, чтобы они были взаимозаменяемы и никто не думал, что его картиналучше или хуже»2.
Это замечание явно обращено к владельцам-коллекционерам,демонстрируя абсолютную точность авторских оценок своего искусства как«бизнес-искусства»3 и себя как «бизнес-художника»4, что определяет доминирующие художественные стратегии рубежа XX-XXI в. и сохраняет свою актуальность в наше время.Доказательством чему является деятельность студий-мастерских Д. Херста,Дж. Кунса, Т. Мураками. Примечательна стратегия последних выставочных проектов Д. Херста, обращенных непосредственно к наиболее статусным коллекционерам его произведений.
Этот вопрос широко обсуждался в профессиональнойхудожественной критике по отношению к выставке «Сокровища затонувшего корабля “Невероятный”», которая была организована фоном Ф. Пино в рамках сопроводительной программы 57-й Венецианской биеннале 2017 г. Здесь была создана развернутая легенда о затонувшем корабле, перевозившем скульптурныесокровища, – скорее зрелищная, чем глубокомысленная аллюзия на подводнуюархеологию, подъем и изучение древнегреческих статуй с затонувших кораблей,перевозивших их в коллекции собирателей позднеантичного мира. Проект1Уорхол Э. Философия Энди Уорхола. C.
155-156.2Там же.3Там же. С. 100.4Там же.156предуведомлялся видео, в котором инсценировалось археологическое исследование «затонувших» колоссальных статуй1, имитировавшее причастность к «scienceart» и апроприировавшее тем самым значимое направление современной художественной практики. К эспозиции многие объекты были выполнены в несколькихвариантах в разном масштабе или материале, об их продаже в конкретные частные и корпоративные коллекции стало известно еще до открытия экспозиции2.Фигуры в различном масштабе и материале, восходящие к одному авторскомупрототипу становятся практикой деятельности многих авторов – от С.
Дали (образтекучего часового циферблата из картины «Постоянство памяти» (1931) уже самим автором был превращен и в скульптуру, и в изделия ювелирного искусства)до Д. Кунса, чья «Собака из воздушных шаров», выполненная из розового металлопластика, украшала экспозицию художника в 2009 г. в Версальском дворце3,другой вариант из оранжевого металлопластика был успешно продан на аукционе Cristie’s в 20134, еще одна реплика в 2017 г. была «выставлена» в Центральном парке Нью-Йорка в режиме дополненной реальности и размещена в социальной сети Snapchat, а затем также виртуально была покрыта граффити группойнью-йоркских художников5.
В случае Кунса каждая из названных фигур, в томчисле цифровая модель, может рассматриваться как прототип по отношению ковсей серии. Следует также отметить, что масштаб предприятия, созданного Д.Кунсом в Нью-Йорке для производства его работ (Jeff Koons LLC), на порядокпревосходит Фабрику Э. Уорхола. Студия Такаси Мураками была как самостоятельный и значимый феномен представлена на ретроспективной выставке япон1Сидельникова М. Д. Херст пошел ко дну // The art newapaper Russia.
URL:http://www.theartnewspaper.ru/posts/4311/ .2Савицкая А. Кто покупает Дэмиена Херста в Венеции? // The art newapaper Russia. URL:http://www.theartnewspaper.ru/posts/4499/.3Информация о выставке на официальном сайте художника:http://www.jeffkoons.com/exhibitions/solo/jeff-koons-versailles.4Информация о лоте на официальном сайте аукционного дома Christie’s. URL:http://www.christies.com/lotfinder/Lot/jeff-koons-b-1955-balloon-dog-5739099-details.aspx.5В Нью-Йорке появилась виртуальная скульптуа Джеффа Кунса. 9.10.2017.
URL:https://meduza.io/shapito/2017/10/09/v-nyu-yorke-poyavilas-virtualnaya-skulptura-dzheffa-kunsa-eeisportili-virtualnye-vandaly.157ского художника «Будет ласковый дождь» в Музее современного искусства «Гараж» в Москве в 2017 г. (раздел IV. «Сутадзио [Студия]»)1.Также масштабно Энди Уорхолл реализовал проект музеефикации собственного творчества и мира своей творческой личности, который, в отличие от«Коробки в чемодане» Марселя Дюшана, был направлен не на утверждение статуса художника в настоящем путем музейной ревизии прошлого, но на моделирование будущего. Можно утверждать, что этот проект состоял как из текстов –«Философии Энди Уорхола» и составлявшихся с методичной последовательностью «Дневников», – так и из объектов, которые могут рассматриваться и как новый тип реди-мейда.
Идею этого проекта Уорхол изложил на страницах своей«Философии». Размышляя о ценности личного пространства, художник говорит опомехах, которые в нем возникают – о вещах, ставших ненужными, остро переживает кратковременность полезности предметного мира вокруг себя, свое отчуждение от изменчивого мира вещей. В поведении Уорхола просматриваетсяневротическое переживание: регулярное приобретение новых вещей (оно страстно описано в последней главе «Философии»2) и отказ от их использования, желание практически сразу же избавиться от приобретенного: «Когда я смотрю на вещи, я всегда вижу пространство, которое они занимают.
Я всегда хочу, чтобыпространство появилось снова, чтобы оно вернулось, потому что пространствопотеряно, если что-то в нем находится»3. В связи с чем Уорхол создает простуюметодику вытеснения предметов на периферию своей жизни: «Вот что надо сделать: достать коробку и в течение месяца бросать все в нее, а в конце месяца запереть ее.