Диссертация (1102063), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Гаспаров в своей статье «Топика и композиция гимновГорация» перечисляет следующие основные отличительные чертыжанрагимна:«это,во-первых,обращениесименованиеми183призыванием; во-вторых, прославление божества — статическая частьс перечислением признаков его величия и эпическая часть сописанием какого-нибудь или каких-нибудь подвигов, в которыхпроявилось его величие; в-третьих, оперативная часть с просьбой неоставлять поющих благосклонностью»313. У Горация исследовательвыделяет 25 од, «жанровую разновидность» которых, по его мнению,можно определить как гимн.Важным компонентом гимнов являются мифы, объясняющиепроисхождение культовых практик. Например, в гомеровском гимне«К Деметре» рассказывается об установлении Элевсинских мистерий.Благодаря этиологическому элементу гимн становитсялюбимымжанром александрийских поэтов, в частности Каллимаха.Платон в «Государстве» противопоставляет гимну, песне в честьбога, энкомий в честь «лучших людей», то есть героев (10, 607).
Однакосохранились фрагменты гимнов мелических поэтов, обращенных,например, к Гераклу (Архилох. Fr. 324 West), Диоскурам (Алкман. Fr. 2Page, Алкей. Fr. 34a Page), Ахиллу и Аяксу (Алкей. Fr. 354 и fr. S262Page). По свидетельству Пиндара (Пятая Истмийская ода. 30 – 35),Инеидам совершаются жертвоприношения и исполняются песни вЭтолии, Иолаю в Фивах, Персею в Аргосе, Кастору и Полидевку вСпарте, Эакидам на Эгине. Поэтому с точки зрения бытования гимна вантичнойтрадицииболееточным,нанашвзгляд,являетсяопределение гимна, данное Дионисием Фракийским: «Гимн – это313Гаспаров 1997: 491184произведение, которое является прославлением (ἐγκώμιον) богов игероев со словами благодарности» (451, 6 Hilgard).Гимн, обращенный к божеству, мог включать в себя рассказ и огероях.
Особенно нашего внимания заслуживают свидетельства о том,что на праздниках в честь Аполлона часто исполнялись пэаны, вкоторых упоминались и герои, павшие в сражениях. Например, всловаре «Суда» говорится, что на празднике Гимнопедия хоробнаженных мальчиков пел гимны богам, прежде всего,Аполлону, вчесть погибших в битве при Тирее. Афиней в «Пирующих софистах»приводит имена авторов таких гимнов – Фалета, Алкмана иДионисодота (15, 678 b-c). Во втором пэане Пиндара упоминаютсяпогибшие при Абдере. Карри считает, что исполнение такого родагимнов на праздниках в честь Аполлона было важной составляющейгероического культа.Таким образом, для того, чтобы подчеркнуть, что цель егопроизведения состоит в том, чтобы прославить аргонавтов и их бога –покровителя, Аполлоний Родосский как бы заключает свою поэму врамки гимна.Кромехарактерных длягимнаэлементов композиции в«Аргонавтике» можно выделить и другие черты, свидетельствующиеоб ориентации автора поэмы на произведения, написанные в рамкахэтого жанра.Как отмечает Т.Ф.
Теперик, обращение автора к своим героям и ксебе самому «эпике, во всяком случае, античной, совершенно не185свойственно»314. Исследователь считает, что эта «диалогичность»пришла в поэму Аполлония из лирических жанров как «прием,субъективирующий нейтральность эпического изложения»315.Нам хотелось бы обратить внимание на то, что эта самая«диалогичность» присуща и так называемым «мимическим» гимнамКаллимаха, а именно второму, пятому и шестому. Она проявляется,как суммирует в своей статье М.А. Хардер316, в:1. обращениях автора к аудитории,2. воспроизведении возможной реакции читателя/слушателя наувиденное или услышанное,3.созданииобщности«поэт—читатель»спомощьюместоимений «мой» и «наш» или глагольных форм первого лицамножественного числа.Таким образом Каллимах в своих гимнах «создает своюсобственную публику»317 и подчеркивает связь «между ритуалом ипоэтическим творчеством»318.
По мнению Р.В. Альбиса и М.А.Хардера, его целью было «создать картину «”поэт за работой”»319 ивключить в свои произведения себя самого и читателя.Как пишет В.П. Завьялова, Каллимах в гимнах добивается этогоследующим образом: «Ритуальное обрамление, культовая ситуация —омовение кумира Афины в водах реки — представлена настолько314315316317318319Там же: 362Там же: 263Harder 1992: 386 – 387Schmitz 1999: 176Henrichs 1993 : 130Harder 1992: 392186живоинаглядно,поэтнастолькоувлекаетсяописаниемиперечислением мельчайших деталей и подробностей, что здесь вновь,как и во вступлении ко II гимну, возникает иллюзия участия автора, а сним и читателя в приготовлениях культового действа в честьПаллады»320.Такимобразом,свидетельствует,прежде«диалогичность»всего,обориентации«Аргонавтики»Аполлониянапроизведения, написанные в гимническом жанре, в том числе и наКаллимаха.Исследователи также отмечают, что авторское повествование оследовании героев от одного важного, с точки зрения сюжета, места додругого и предсказание Финея во второй песни поэмы о пути героевот его острова в Колхиду напоминают каталог321.
В.П. Завьяловасчитает такое описание маршрута характерным для гимническогожанра. Как пишет исследователь, «географическая локализацияописываемых в гимнах событий, каталоги-перечни географическихнаименований, описание большого числа путешествий богов и героевв греческой гимнографии обязательный компонент»322. В гимнахКаллимаха В.П. Завьялова выделяет следующую отличительнуючерту: «У Каллимаха принцип описания и структурированиятопонимов320321322вгимнахчащекартографический,Завьялова 2010: 454Beye 1982: 101, Jackson 2004: 141Завьялова 2009 b: 189когдавсе187географические объекты описываются как бы с высоты птичьегополета и представляются лежащей перед наблюдателем картой»323.В «Аргонавтике» Аполлония Родосского описание продвиженияАрго строится по такому же принципу.
Р.В. Альбис считает, что такимобразом александрийский поэт стремится создать впечатление, чтодействие поэмы синхронно авторскому рассказу о нем324. Мы жепредполагаем,чтоалександрийскийпоэтсоздавалописаниемаршрута героев в соответствии с каноном гимнического жанра.4.2.1 «Аргонавтика» как гимн АполлонуНекоторые исследователи, например В.П.Завьялова, считают, чтовэллинистическуюэпоху«интерес,вниманиеиподдержкааполлоновской тематики в поэзии получает, скорее всего, статусполитическойпропаганды(ср.,например,тенденциозность «Аргонавтики» АполлонияполитическуюРодосского,поэмы,пронизанной от начала до конца аполлоновской тематикой)»325. Мы вэтом разделе ставим перед собой задачу показать, что отмеченноеисследователемприсутствиеАполлонаимеетивнутреннее,композиционное обоснование.Как мы писали во второй главе, первая строка произведенияалександрийского поэта напоминает гимн, с которого традиционноначиналосьисполнение«Аргонавтики»323324325АполлонияТам же: 190Albis 1996Завьялова 2009: 202эпическойРодосскогопоэмы.Первая(᾿ΑρχόμενοςσέοстрокаΦοῖβε188παλαιγενέων κλέα φωτῶν / μνήσομαι) напоминает, например,вступление к гомеровским гимнам «К Аполлону» и «К Семеле»:Μνήσομαι οὐδὲ λάθωμαι ᾿Απόλλωνος ἑκάτοιο,᾿Αμφὶ Διώνυσον Σεμέλης ἐρικυδέος υἱὸνμνήσομαι…Цельютакоговступлениябылоснискатьрасположениебожества, и оно, как правило, не было связано с дальнейшимповествованием.Основноеотличиеэтихпроизведенийот«Аргонавтики»заключается в том, что в них объект повествования назван в третьемлице.
Таким образомподчеркивалась дистанция между ним ипоэтом, характерная для поэм326. На этом основании Дж. Клэй в своейстатье рассматривает гомеровские гимны как разновидность эпоса327.Специфической особенностью этой разновидности, по мнениюисследователя, является переход в конце произведения с третьего лицана второе в обращении к богу, вводимом императивом χαῖρε.Однако в некоторых гомеровских гимнах, например, в гимнах «КАресу», «К Аполлону» и в двух гимнах «К Гестии», имя бога, ккоторому обращается поэт, называется в первой строке в звательномпадеже:326327Сlay 2011: 236Ibidem: 240189῏Αρες ὑπερμενέτα, βρισάρματε, χρυσεοπήληξ,ὀβριμόθυμε, φέρασπι, πολισσόε, χαλκοκορυστάΦοῖβε σὲ μὲν καὶ κύκνος ὑπὸ πτερύγων λίγ' ἀείδει῾Εστίη, ἥ τε ἄνακτος ᾿Απόλλωνος ἑκάτοιο῾Εστίη ἣ πάντων ἐν δώμασιν ὑψηλοῖσινИсследователиназываюттакогородагимны«рапсодическими»328, или «атрибутивными»329.
Целью поэта былорассказать присутствующим в момент исполнения слушателям обутверждениибогасредидругихобитателейОлимпаилиоблагодеяниях, которые он оказал людям330.В центральной части рапсодических гимнов, как правило,перечисляются основные события «жизни» божества, сферы, вкоторых оно проявляет свои силы, основные места его почитания ипраздники в его честь331. Большое внимание уделялось такжерассказам о путешествиях богов, об установлении их культов.328329330331Miller 1986: 3Janko 1981b: 11Minton 1970: 369Тахо-Годи 1988: 11 – 12190По наблюдениям Р.
Дженко, заключительную часть гимнарапсоды обычно начинали с глаголов χαῖρε или ἵλαμαι332. В ней поэтснова обращался к заявленному во вступлении божеству и просил егобыть благосклонным к исполняемой песне:ἵληθ' εἰραφιῶτα γυναιμανές· οἱ δέ σ' ἀοιδοὶ (Гимн к Дионису. 17)᾿Αλλ' ἵληθ' ῞Ηφαιστε· δίδου δ' ἀρετήν τε καὶ ὄλβον. (Гимн кГефесту. 8)῞Ιληθ' εὐρύοπα Κρονίδη κύδιστε μέγιστε. (Гимн к Зевсу. 4)Такаяконцовкапротивопоставляетрапсодическиегимныкультовым гимнам, которые, по сути, являются молитвами. В качествепримеров можно назвать молитву Хриса в «Илиаде» (1, 37 – 42) и«Гимн к Афродите» Сапфо. Их целью было привлечь вниманиебожества, перечислив оказанные прежде благодеяния, расположитьего к себе и побудить исполнить просьбу, ради которой ипроизносилась молитва.Конецпоэмы Аполлония Родосского напоминает собойзаключительную часть атрибутивного гимна:῞Ιλατ' ἀριστῆες, μακάρων γένος, αἵδε δ' ἀοιδαίεἰς ἔτος ἐξ ἔτεος γλυκερώτεραι εἶεν ἀείδειν332Janko 1981b: 15191ἀνθρώποις…Будьте милостивы, лучшие мужи, род блаженных, и пусть эти песнииз года в год людям будет все слаще петь(4, 1773 – 1775)Такимобразом,впроизведенииалександрийскогопоэтаэпическое повествование как бы вписано в рамку гимна и становитсяего центральной частью.