Диссертация (1101988), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Державина, «покрыты мздою очеса» («Властителям и судиям»).В обеих комедиях данное противостояние подчеркнуто говорящимиименамиперсонажей.В«Доходномместе»этоВышневский(возвышающийся над окружающими); Юсов, служащий у него под началом(намек наслужениеюстиции);Белогубов, подчиненныйЮсова(уБелогубова, по словам его покровителя, «губа-то не дура» (с. 44)).Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1974.
Т. 2. С. 99. Ср.: Капнист В.В. Ябеда// Русская драматургия XVIII века. М., 1985. С. 397. Далее тексты обеих комедий цитируются поэтим изданиям с указанием страниц.124295В «Ябеде» использование приема говорящих имен еще болеевыразительно, выдержано в духе классицизма: Прямиков вынужден боротьсяс Праволовом (т.е.
ловцом прав), Кривосудовым, Атуевым (от охотничьегокрика «Ату!»), Бульбулькиным, прокурором Хватайко и др. Интереснаперекличка имен в «Ябеде» с именами в комедии Н.Р. Судовщикова«Неслыханное диво, или Честный секретарь», изданной в Москве в 1802 г.
Вданной пьесе также рассматривается тема взяточничества и присутствуютперсонажи с такими фамилиями, как Кривосудов, Прямиков, Правдин.В «Доходном месте» нравам и суждениям основной массы чиновников(«не пойман – не вор», «курочка по зернышку клюет, да сыта бывает» (с. 52,77)– так рассуждает Юсов)противостоят убеждения главного герояЖадова. Для Жадова неприемлемы привычки чиновников, не гнушающихсяподаяниями просителей. Он открыто и яростно вступает в спор со своимипротивниками, в том числе с собственным дядей Вышневским.«Жадов–этопробуждающаясянравственнаясилаобщества,выходящего из полного мрака, где не было места никакому светлому образу»– так характеризовал главного героя «Доходного места» один издемократических критиков («Вестник Европы», 1869, №1)296.В рецензиях на комедию, собранных Н.Ф.
Денисюком, пылкие речиЖадова зачастую сравниваются с монологами Чацкого. Например, словаЧацкого, обращенные к Фамусову: «Нет, нынче свет уж не таков. <…>Вольнее всякий дышит / И не торопится вписаться в полк шутов» – передаютотношение героя к старшему поколению и к «веку минувшему». Чацкийпредставляет московский свет как «полк шутов», к которому себя и таких,как он, не относит.Так и обличительные речи Жадова направлены против застоялогообщества, где привыкли безнаказанно брать и давать взятки. Юсов,Белогубов, Вышневский – те же «шуты» для Жадова, что и МаксимСм.: Денисюк Н.Ф. (сост.).
Критическая литература о произведениях Островского: В 4вып. М., 1906. Вып. 3. С. 144.125296Петрович, Скалозуб, Фамусов, готовые «выслуживать» чины и положение, –для Чацкого.Сам Островский восхищался талантом Грибоедова и не отрицалвлияния «Горя от ума» на свои произведения. Вот что сказал он в 1883 г.артистам, чествующим его в Тифлисе, во время его посещения Грузии в 1883г.: «На высокой горе над Тифлисом красуется великая могила Грибоедова, итак же высоко над всеми нами парит его гений. Не мы, писатели новейшеговремени, а он внес живую струю жизненной правды в русскуюдраматическую литературу»297.А в начале творческого пути (в письме к М.П.
Погодину от 30 сентября1853 г.) Островский так определил свое кредо: «Чтобы иметь правоисправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним ихорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим»298.По мнению А.И. Журавлевой, Островский продолжает традицию «высокойкомедии» (характерную для «Горя от ума»), а не гоголевскую 299. В комедии«Ревизор» Гоголь также разрабатывает мотив взяточничества, но «Ревизор» –комедия без положительного героя, или, по словам Автора пьесы в«Театральном разъезде после представления новой комедии», здесь есть«одно честное, благородное лицо <…> – смех»300. Общая же схема длярассматриваемых пьес («Ябеда» и «Доходное место»): честный геройпротивостоит порочному обществу. В пьесе Гоголя данной схемы нет.На основании перекличек между комедиями Капниста, Грибоедова ипьесой «Доходное место» Н.П.
Кашин пришелк выводу, что комедияОстровского «создавалась под влиянием двух столь знаменитых русскихкомедий “Ябеда” и “Горе от ума”, причем первой из них, уступающей встепени своей знаменитости, принадлежит, однако, большая степень297298Островский А.Н. О литературе и театре. М., 1986. С. 102.Островский А.Н. Письмо к М.П. Погодину (от 30 сентября 1853 г.) // Указ. соч. Т. 11.
С.57.299300См.: Журавлева А.И. А.Н. Островский – комедиограф. М., 1981. С. 38-82.Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 6 т. М., 1959. Т. 4. С. 268.126влияния»301. Действительно, «Ябеду» и «Доходное место» особенно тесносближают изображаемая социальная среда (чиновничество) и мотиввзяточничества.Итак, если рассматривать сюжет, вслед за А.Н. Веселовским,как«комплексе мотивов»302, то между комедиями «Ябеда», «Горе от ума» и«Доходное место» есть несомненное сходство.Термин «мотив» происходит от латинского «moveo» – «двигаю», и,действительно,сюжетныемотивыпродвигаютдействиевперед.Особенностью мотива является его повторяемость.
Мотивы могут какпереходить от текста к тексту (что особенно характерно для сюжетныхмотивов), так и повторяться в рамках одного произведения. Повторяемостьмотива,приформулировкекоторогоисследовательотвлекаетсяот«конкретного содержания» текста, дает основание для сопоставленияпроизведений, разделенных во времени 303 (эта концепция, принадлежащаяА.Л. Бему, позднее была положена в основу словаря сюжетов и мотивов 304).Поэтому мы и можем включать в сопоставительный анализ пьесы, междупоявлением которых прошло более полувека.Мотив взяточничества в «Доходном месте» напрямую связан смотивомнизкопоклонства (опять-таки характерным для «Горя от ума»),ведь, по словам Чацкого, «чины людьми даются».Приведем диалог Юсова и Белогубова:Юсов.
Обратили на тебя внимание, ну, ты и человек, дышишь; а необратили – что ты?Белогубов. Ну, что уж-с.Кашин Н.П. «Доходное место» и комедии: «Ябеда» и «Горе от ума» // Он же. Этюды обОстровском. М., 1912. С. 74.302Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С.
301.303Бем А.Л. К уяснению историко-литературных понятий // Изв. Отд. рус. яз. и лит. АН.Спб., 1919. Т. 23. С. 231.304См.: Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы / Отв. ред.Е.К. Ромодановская. Новосибирск, 2009. Вып. 1-3.127301Юсов. Червь! (С. 43).Таким образом, взяточники у Островского готовы, с одной стороны,получать подаяния от просителей и сами быть «благодетелями», а с другой –гнуть спину перед сильными мира сего.Мотив низкопоклонства в прямой связи с мотивом взяточничестваможно проследить и в «Ябеде» Капниста.
Праволов дает взятки Кривосудовуи делает подарки его жене, они же готовы ради своего «кормильца» непожалеть и родную дочь, выдав замуж за ненавистного ей Праволова.Приведем диалог Фёклы (жены Кривосудова) с мужем:Фёкла<…>Нам Праволов давно знаком; а старый друг,И по пословице, ведь лучше новых двух.Не правда ль, миленькой? ась?КривосудовПравда присносущна.Но, кажется, к нему дочь очень равнодушна.Ей что-то Праволов не по нутру.ФёклаТак что ж?Так на нее смотреть? что стар он, не пригож,Не финтоват, не враль, так дуре и не нравен;Но ум его уж зрел и кошелек исправен,Полюбятся они, как лет пять поживут.Не так ли?128КривосудовТочно так. Что за сомненье тут? (С.
351).В комедии «Доходное место» во многом благодаря репликам Жадовасоздан собирательный образ русского чиновника без совести и чести: «Как ябуду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости? Я еще не потерял веру вчеловека…» (с. 48), в человека, способного на борьбу. Веру в людей непотерял и Прямиков. Если Жадов отказывается брать взятки, то Прямиковотказывается их давать.Главному герою в «Ябеде» предстоит суд, и он, несмотря напредупреждения своего приятеля повытчика Доброва,готов боротьсячестно:Пускай подарками мой враг марает руки.Я мыслю, что мою тем правость помрачу,Когда я за нее монетой заплачу. (С. 329).Добров – еще один персонаж, который, находясь в обществевзяточников, остается непричастным к их делам (хотя и принимает иногда«благодарности»). Он дает едкие характеристики членам ГражданскойПалаты:Что дому господин, гражданский председатель,Есть сущий истины Иуда и предатель,Что и ошибкой он дел прямо не вершил;Что с кривды пошлиной карманы начинил;Что он законами лишь беззаконье удит<…>И без наличного довода дел не судит.
(С. 326).129Жена Кривосудова не лучше своего мужа, «пред нею нет чужаго» и длянее «даянье всяко благо». Да и у остальных членов Палаты…все на один салтык заведено.Один член вечно пьян, и протрезвленья нету;Так тут какому быть уж путному совету?Товарищ же его до травли русаковОхотник страстный: с ним со сворой добрых псовИ сшедшую с небес доехать правду можно… (С. 326).Прокурор Хватайко также, по словам Доброва, замечательновписывается в эту компанию:О! прокурор,Чтоб в рифму мне сказать, существеннейший вор.Вот прямо в точности всевидящее око:Где плохо что лежит, там зетит он далеко.Не цапнет лишь того, чего не досягнет.За праведный донос, за ложный он берет;Щечит за пропуск дел, за голос, предложенья,За нерешение решимого сомненья,За поздний в суд приход, за пропущенный срок,И даже он дерет с колодников оброк.
(С. 327).Добров пытается хоть как-то достучаться до судий, напоминая им одавно лежащих и уже запыленных делах. В репликах Доброва Капниствыводит целую галерею внесценических лиц, наличие которых яркоподчеркивает повсеместность «кривосудия», оправдывающего взяточников,носящих фамилии Тяпкин, Чужпродав, Драч:Добров (читает)130"Корнета Скудова иск за наследный дом,Отнятый у него секретарем Драчом",(Говорит.)Уж третий год лежит в повытье это дело.КривосудовО, мимо! Пусть лежит еще три года смело,Авось-либо тогда решим его судьбу.Он домом смел назвать пребедную избу.Добров (читает)"Иск вексельный Луки Ссудихина майораНа Володимира Хватайка прокурора".КривосудовАх! мимо; поскорей, скорей брось этот вздор!Помилуй, нам всего нужнее прокурор.Добров (читает)"Через опекуна прошенье Бедняковых,О выкупе двух сел наследственных отцовых.На подполковницу Чужхватову, вдовуИрину..."Кривосудов (Доброву)С делом сим я после призову.