Диссертация Том 2 (1099512), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Другими словами здесь ограниченность эгоцентризмасознания доводится до крайности, когда не реализуется ни желаемая эго-идентичность, нисобственно желание, реализация которого позволяет чувствовать себя живым и внутреннегармоничным. В некотором смысле это полный крах существующей эгоцентрическойформы самосознания.3. Обращенная проблематизацияМожно выделить два аспекта жизненной ситуации:1. Топология:А. Место полноценной жизни, основаться в котором выступает жизненнымсмыслом и испытанием.Б. Необходимость субъективации этого места, то есть конституированияличностно-смысловых структур, позволяющих в нем укорениться и осознание ихЖСотсутствия.В. Временность существующей структуры, ориентированной на легкость,необремененность, материальную свободу и в целом комфортную жизнь.2.
Составляющие личности:А. Внутренняя сторона, которая с одной стороны выступает посредником вреализации бытового жизненного процесса, с которым необходимо выстраивать6ЖЗПИотношения, а с другой внутренним «идеальным образом себя», вызывающимчувство вины и унижение (разрушение позитивного образа себя), от которых нетвозможности защититься (то есть этот образ необъективирован).Б. Теневая сторона, предполагающая с одной стороны личностнуюнесостоятельность, и с другой основа «антипоступков», являющихся следствиемглупости.В. Посредник, выступающий символом человека конструктивно пережившегожизненные трудности.Надеждынакомфортноематериальноесуществованиеоказалисьнереализованными, что ставит под вопрос возможность личностной реализации вновой жизненной ситуации. Отсюда осознание необходимости найти средствареализации первичных нужд, чтобы укорениться в новом жизненном мире иреализовывать свои личностные возможности.Неудачный вариант новой формы обеспечения витального уровня жизни исоответственно укоренения в желаемом жизненном мире, основанный с однойстороны на «идеальном образе себя» и ориентации на обеспечении бытовыхпотребностей, а с другой на плутовстве и манипуляции обыденным сознанием.
Тоесть попытка незаметно для себя (плутовство) и независимо от себя перенестистарый идеальный образ феноменального субъекта, вызывающего чувство вины иунижение в новую ситуацию. За новой формой реализации витального уровнясуществования стоит старая форма осмысления себя, старый образ себя в себе,порождающий неудовлетворенность собой.Необходимость понимания того, что базовая жизненная проблема заключается нев недостаточности формы укорененности в желаемом жизненном мире, но вовнутренней смысловой динамике личности, в которой выражается процессиндивидуации и проблема отношений личности с самостью, а не жизненныммиром.Здесь раскрывается другая теневая сторона мужского эгоцентризма – зависимость отвнутренней стороны личности, существующего феноменального (но неосознаваемого)женского образа, вызывающего чувства вины, унижения и в целом личностнойнесостоятельности.
Проблема заключается в попытке обрести внутреннюю гармонию ивозможность полноценной самореализации, опираясь на заботу о витальном уровнесуществования или об уровне витального существования, не замечая при этом, что воснове этой заботы лежит все та же недостаточная форма выражения внутренней стороныличности (женский образ), вызывающая переживание личностной несостоятельности.Благодаря этой проблематизации (в данном случае касающейся заботы об уровневитального существования в желаемом жизненном мире, ставящей под вопросвозможность личностной самореализации) открывается возможность вторично обратитьсяк трансцендентному событию и понять, что базовая жизненная проблема заключается не внедостаточности формы укорененности в желаемом жизненном мире, но втрансцендентной смысловой динамике личности, выражающей процесс индивидуации, впроблеме отношений личности с Самостью, а не жизненным миром.
Таким образом, черезвторичную проблематизацию, теперь уже касающуюся не просто эгоцентричностисознания, но касающейся заботы об уровне витального существования в желаемомжизненном мире, основанной на отрицательном внутреннем женском образе по сутисводящим возможность реализации себя в качестве мужчины к достижению высокогоуровня витального существования в желаемом жизненном мире, происходит вторичноеобращение к трансцендентной динамике личности, обозначенной в первичнойпроблематизации, и ее принятие в качестве конструктивной действующей внутреннейсилы.74. Актуализация новой смысловой структурыА.
Противоречие, вызывающее скованность и напряжение, между возможностьюпогрузиться в бессознательный процесс, предполагающий «отпускание себя» и«вкусить запретный плод» (наслаждение – позволить непозволительное), а сдругой установкой на сознательную активность, работу мысли, предполагающей,напряжение, строгость, ограниченность, то есть «удержание себя», самоконтроль.ЖСБ. Это противоречие является основой испытания, в котором можно выделить двепозиции: а) адепт (сам Рома), который должен его пройти и который занимаетпозицию «изнутри»; б) посредник (парень), занимающий внешнюю,наблюдательную позицию.
Можно говорить о появлении трансцендентнойпозиции в личностном пространстве Ромы.Обнаружение возможности конструктивного синтеза (сильное впечатление,сакральный смысл) бессознательного процесса, ассоциирующегося с запретнымЖЗнаслаждением и сознательной активности, что произведет амплификациюсознания.С одной стороны общность, связанность светлой (воздушная, возвышенная,беззаботная) стороны личности, неотягощенной темнотой («запретным»сексуальным наслаждением) со светлым мужским началом, имеющимсакральный, недоступный для сознания смысл.
И с другой страх увидеть заПсветлой воздушностью темную глубину и развенчать «воздушный миф». То естьпроблема в культивировании светлой стороны человека и отвержении, страхе еготемноты.Акт доброй воли (принятие ценности) со стороны светлой основы человека(белый маг, для которого характерно понимание, позитивная энергия, доброта) кего противоположной темной иррациональной стороне (безликая темная силаутверждающая необратимость «природных» законов, смысл которых смутен иИневыражен (иррациональность)), указывающий на их сакральную связанность ивнутреннее единство, которое и необходимо осознать. Мистический союз темнойи светлой сторон человека, утверждение диалектического единствапротивоположностей в человеке.ЖСОсознание своего феноменального субъекта, и его жизненной ситуации, в которойон, непосредственно присутствуя к своей внутренней стороне, но не зная Себя,своего предназначения, судьбы, увлечен мифом-рассказом о тайном месте, вкотором «открывается» судьба человека.
То есть он озабочен своей судьбой, нопока этого не осознает.ЖЗВ процессе активного воображения, предметом которого выступил символсудьбы (пещера), начинает выкристаллизовываться мифологический сюжет вформе воспоминаний о событиях, не являющихся автобиографическими(актуализация исторических пластов памяти). Смысл сюжета в следующем:Некая личность (мужчина и женщина) одержимая эгоцентризмом(антиперсонаж) попыталась овладеть знанием о своей судьбе, и использовать его всвоих утилитарных эгоцентрических интересах (поставить себя на место самости,сделать себя Богом), за что была наказана личностной неполноценностью,сковывающей ее и не позволяющей человеку быть Собой.ПСоотнесение исторического пласта памяти с автобиографическим опытом,событиями внутренней жизни личности, в которых открывалась ее теневаясторона, опирающаяся в своем существовании не на правила и нормы, но на силуи готовность действовать, реализуя свои интересы.
Это соотнесение позволяет содной стороны осознать себя носителем наказания и с другой более конкретнопонять его смысл: внутреннее бессилие, не позволяющее быть собой.ИРаскаяние в «преступлении» и получение прощения. Обретение целостности,внутреннего единства личности, позволяющее быть собой8Актуализация и осмысление трансцендентной динамики личности, смысл которойзаключается в установлении единства светлой и темной сторон человека, то есть, еслиповторить вслед за К.Г.
Юнгом, не единства личности, но единства Бога, его темной исветлой сторон, первая из которых выступает иррациональной основой жизни, а вторая ееразумной составляющей. Этот мистический союз и лежит в основе целостности личности,самой этой личностью не являясь. Осознание этого трансцендентного события в своюочередь,позволяетосмыслить«индивидуальный»миф,конституирующийдиалектическое единство личности, ее мужского и женского начала, и собственнопозволяющий вторично пережить трансцендентное событие как личностное событие.Именно переживание трансцендентного события как личностного позволяет, в конечномсчете, обрести внутреннюю гармонию и единство женского и мужского начала личности,установив гармоничные отношения между ними и соответственно с собой.
Обратимособое внимание, что это переживание разворачивается в трансцендентном пространстве,позволяющем осмыслить происходящее с феноменальным образом Себя не изнутри, когдаэтот образ с мужской и женской составляющими, выступает смысловой структуройличности (структурой внутиричностного самоотношения), а извне, когда он выступаетархитипической или мифологической структурой «коллективного бессознательного»(самой структурой феномена личности). В этом же контексте оказывается возможнымпреодолеть эгоцентризм личности, который также выступил в качестве архитипическойструктуры, и принять, что центром жизни является не Эго, с его утилитарными властнымижеланиями-амбициями, а Самость, с ее сакральной мистической динамикой,определяющей судьбу человека. Попытка же на место Самости поставить Эго ведет кпотере «воли самобытия».5.















