Диссертация (1097348), страница 91
Текст из файла (страница 91)
5) Формированиегрупп испытуемых по половозрастным, этническим признакам и опытности - одна из сквозных процедур анализа,включенная во все этапы качественной и количественной обработки. Кроме того, сравнивались особенности взаимопонимания в различных форматах, формах, моделях и парадигмах консультирования. В качестве экспертов-консультантов на этапе математической обработки данных выступили: десять опытных экспертов – кандидатов психологических наук (19982010).Выделены инвариантные характеристики, которые служат надежным средством дифференциации стратегий понимания и вариантивные, изменяющиеся у разных субъектов одной подгруппы и,т.о., свойственные субъектам разных групп. Разброс частот их совместного появления в группах респондентов, реализующих различные стратегии понимания выражен более отчетливо, чем в случаесовместного проявления инвариантных и вариативных компонентов стратегий.Результаты контент-анализа текстов (транскриптов) консультативных беседВ исследовании приняло участие 30 человек: психологов-консультантов (Таблица№4)Конкретными задачами этой части исследования являются: проверка предположения (№2) осуществовании трех основных стратегий понимания психологом клиента, наличии подстратегий понимания, связанных с различиями вариативных (чаще всего содержательных и интерактивных характеристик понимания), существование половозрастной специфики понимания психологом клиента иразличии реальной и самооценочной стратегий понимания.237эмоциональное706050человек50когнитивноеучитель45действенноеэксперт40консультант35304025302020151010500дополнениетрансформациядополнениеинтеграциятрансформацияинтеграцияРисунок №10.
Совместное проявление инвариантныхРисунок №11. Совместное проявление инвариантных и(значимых) характеристик стратегий понимания клиентавариативных характеристик стратегий пониманияДля наглядности и удобства интерпретации представим отдельно результаты количественной обработки (группировки) данных сначала различных групп, выделенных по половому признаку, затем - по возрастным признакам. Собственноинтерпретация данных на том уровне аналитического обобщения результатов исследования, который здесь предложен,естественным образом включена в их обсуждение.
Интерпретации посвящены также разделы работы, которые касаются заключительных резюме и сопоставления предполодений и целей исследований с его конкретными результатами, а также раздел, посвященный разработке перспектив дальнейшего исследований заявленной и смежных с нею проблем.Особенности стратегий понимания психологом клиентаПервая группа респондентов.
1. Ценностно-смысловая позиция консультанта.Для респондентов, реализующих первую, обозначенную нами как стратегия объяснения, наиболее характерна центрация на проблеме или своей собственной “Я-концепции”, самих себе (удельный вес - 0.70 и 0.70 соответственно), склонность к позициям эксперта, обыденного психолога и, отчасти, педагогической позиции (0.90, 0.50 и 0.60). Почти не характерной для них является позиция фасилитатора (консультанта) (0.01) и центрация на актуальном процессе взаимодействия с клиентом (0.1). Значение понимания как профессиональной задачи часто осознается в ситуации непонимания, конфронтации склиентом (0.60).
Или осознаваясь как феномен и профессиональная задача практически игнорируется в ситуации непонимания клиента (0.80 и 0.80). Реже наблюдается готовность к организации совместного с клиентом исследования сущности происходящего (0.40). Игнорируя собственное не(до)понимание, консультант отслеживает способы, которыми клиент убегаетили защищается от понимания со стороны другого или самопонимания. Весьма значимым показателем, отличающим этугруппу от других, является ригидность (общая стереотипность) позиции консультанта (0.90), сочетающаяся с периодическипоявляющейся неустойчивостью или неопределенностью ролевой и ценностной позиции консультанта по отношению к клиенту, его проблеме и ситуации консультирования в целом (0.30).
Зона профессиональной компетентности, влияние личногоопыта на понимание другого человека не вполне осознанны (0.80 против 0.40). Для этой группы респондентов характерноотсутствие рефлексии по поводу нечеткости границ между нормой и патологией, субъективно разделенных между собойдовольно отчетливо: например, незнакомое и не соответствующее общим представлениям консультанта, разделяемому импсихотерапевтическому мифу, описывается как “скорее ненормальное” (0.00).2.
Процессуальные характеристики. Респонденты первой группы обладают выраженным стремлением к преждевременному структурному оформлению ситуации (0.50), часто опирающемуся на нормативно-заданные (особенностями ихмифа) представления об этапах и сущности структурной реорганизации проблемной ситуации (0.80). Толерантность к неопределенности не характерна (0.00). Наиболее часто используют и апеллируют к формально-логическим процедурам и способа анализа проблемной ситуации, выявляя алогизмы и неточности понимания проблемы клиентом (0.70), а также к анализу“психо-логических”, субъективных закономерностей и связей происходящего, чаще всего также помещаемых консультантомв контекст того или иного мифа (0.90).
Почти не используют нарративный анализ (0.00). Временной ракурс анализа - прошлое (1.00) или нечетко определенные, “вневременные” характеристики проблемы или клиента (0.60), реже - в качестве дополнительных категорий встречаются анализ настоящего, исследование сущности проблем клиента (0.50) или будущего(возможных сценариев развития проблемы, ее решений) (0.30). Наиболее часто исследование проблемных ситуаций разворачивается как процесс построения и проверки гипотез (0.80), реже - как процесс выделения различных аспектов и проблемныхполей той или иной ситуации (0.20).
“Смысловые пробелы” восполняются преимущественно за счет схем и стереотипов собственного опыта, прямой апелляции к интерпретации, предлагаемой тем или иным психотерапевтическим мифам (0.80) или,если это не удается, к отказу от понимания. Отсутствует выраженное стремление к созданию интегральных способов представления проблем (0.00), выхватываются некоторые субъективно значимые для консультанта сигнифаеры тех или иныхпроблем, возможный список которых иногда эксплицируется консультантом в ходе беседы.
Изредка встречаются попыткитрансформации проблемной ситуации и запроса клиента (0.30), связанные преимущественно с тем, что консультанту удалосьусмотреть в проблеме клиента проявления того или иного мифа (0.30).3. Содержательные характеристики. Форма дискурса - практическая, судебная: разговор центрирован на выяснении “прав”, “правил”, “правды” межличностных отношений, реже - деловая или теоретическая (0.70 и 0.50), еще реже встречаются фрагменты эстетического дискурса, обращение к искренности, поиску наиболее точных способов выражения отношения клиента к себе, проблемной ситуации, происходящему с ним (0.30).
Для объяснения и обоснования гипотез привлекаются аналогии, несколько реже - обращается внимание на индивидуализированность субъективных смыслов (“сведение к238смыслу”) (0.80 и 0.71). Понимание осуществляется за счет не - или вербальных средств (0.80 и 0.30). При этом наиболее выраженными оказываются действенный и эмоциональный компоненты понимания (0.50 и 0.80), несколько слабее - когнитивный (0.40). Понимание конкретное, направленное на создание простейших легко узнаваемых систем-объединений (0.50):отвечая клиенту любит использовать разного рода “кроликов из шляпы” (заготовленные раньше и во многом шаблонныеответы) (0.50).
При анализе “уровней” проблемы, поиске подтекста высказываний клиента (0.40), часто обнаруживают, чтовсе клиенты говорят на одну и ту же тему. Любят классифицировать клиентов, создавая несложные (ди- или трихотомические типологии) (0.40). Понимают клиента практически буквально (0.60), стремятся воспользоваться всеми средствами понимания, которыми обладают: поиск адекватного контекста (анализ конкретных ситуаций возникновения реплик и поступковклиента), анализ скрытого подтекста высказываний клиента, филологический анализ сигнифаеров ((0.70, 0.60, 0.70).4. Интерактивные характеристики. Для этой группы, как и для всех групп психологов - консультантов, оказалосьнехарактерным отказываться от какой-бы то ни было формы самопонимания или его трансляции. Однако преимущественноевнимание эта группа респондентов отдает анализу и объяснению своих поступков (действий), высказываний и переживаний(0.60), а не своих ценностей, отношений и способов понимания клиента (0.40 и 0.10).
Модель общения респондентов первойгруппы характеризуется тенденцией к монологическим формам взаимодействия с клиентом (0.60), иногда вырождающимся вфатическое, беспредметное или напротив, фрагменты предметно-фокусированного общения (0.20). Реже встречаются фрагменты диалогического и полилогического взаимодействия (0.20 и 0.25). Наиболее типичной является аналитикодиагностирующая модель интеракций (1.00), дополненная фрагментами интерпретативного взаимодействия (0.50) сочетающаяся с предпочтением форм прямого воздействия на поле смыслов клиента (0.60), убеждением или побуждением клиента крефлексивному анализу предпосылок собственной мыслительной деятельности и представлений (0.70 и 0.50).
В этой группенаиболее высок процент перебивающих клиента консультантов (0.40), выше, чем в других группах, удельный вес высказываний, принадлежащих самому консультанту (асимметрия общения). Респонденты этой группы также предпочитают не столько слушать клиента (0.50), сколько задавать вопросы, предлагать возможные решения проблемы и советы клиенту (1.00 и0.60), а также комментировать происходящее, высказывания клиента (0.70) .Ключевыми особенностями этой стратегии является то, что консультанты этой группы в значительной степени сосредоточены на своем собственном опыте и представлениях, выступая по отношению к клиенту как “эксперты - учителя” и “методологи здравомыслия”. Очевидно, что их способыпонимания клиента, общие установки взаимодействия и конкретные процессы воздействия и общенияс клиентом, в какой-то степени близки “непсихологическим”, и, в частности, обыденным, очевиднаограниченность такой стратегии (недоступное консультанту в силу неизвестности, отсутствия личного опыта, имеет большой шанс остаться непонятым) и ее возможности (“мишенеориентированнаятерапия”, работа с незначительными нарушениями, или, напротив, пограничными состояниями психики, в которых основными являются нарушения формально -логического мышления клиента; почтиневозможна серьезная работа на уровне “экзистенциальных ценностей”).