Диссертация (1097348), страница 89
Текст из файла (страница 89)
В пониманиидругого человека наибольшее значение имеют эмпатия, эмоциональное сопереживание и идентификация, а также рефлексивно-наблюдающий, отстраненный анализ поступков и переживаний другого человека, опирающееся на опыт и интуитивное постижение причинно-следственных взаимосвязейего поведения, и, с другой стороны, стремление к принятию его таким, какой он есть. При “невозможности” понимания - типичен отказ от понимания и трансляция негативно - агрессивного отношения кдругому человеку.
В самопонимании рефлексивно - наблюдающее осмысление происходящего играет еще большее значение. Самопонимание представляется респондентам как аналитическое исследование собственных мыслей и представлений, выявление логических противоречий. Менее осознаныценностные предпосылки-основания понимания. В понимании ситуации важным моментом является ее знакомость, значимость и присутствие в ней значимых других лиц .
Понимание ситуации, помнению респондентов, может быть вариативным и зависит от позиции понимающего.Предварительный анализ результатов показал, что существуют некоторые возрастные особенности понимания себяи понимания другого человека, а) некоторые различия способов понимания себя, клиента и ситуации, взаимопонимания, б)различия осознанности способов понимания себя и другого, их различий, в) дифференцированности набора способов понимания, которые, - с возрастом (особенно у женщин) увеличиваются. Результаты показали, что у опытных респондентов(имевших опыт практической работы в сфере психологического консультирования) изначально более высокие и равномерные показатели (у первой и второй групп). С возрастом и опытом, кроме того, 1) возрастает чувствительность (появляетсяпотребность, запрос на более сложное и дифференцированное представление о понимании себя и клиента, людей в целом) испособность к рефлексивному анализу используемых способов понимания другого человека и самого себя.
По-видимому,речь идет о более высокой сензитивности второй возрастной группы и респондентов, имеющих опыт консультирования кразвитию (степени и осознанности) феноменов понимания и взаимопонимания; 2) повышается “результативность” обученияопознанию способов понимания (проводившегося в ходе специальных занятий в рамках курсов и спецкурсов по психологиипонимания и индивидуальному психологическому консультированию).
Поскольку исследование было проведено по схемеZO1то можно было сделать ряд предположений и оценить относительную чувствительность испытуемыхO2Z(готовность к осознанию и саморефлексии), осознанность и дифференцированность представлений оZ1O3Z2 (способах) понимания у испытуемых.Выявленные различия компонентов понимания служат подтверждением разрабатываемой интегративной фокусно-стратегической модели взаимопонимания. (Приложение №8). Это подтверждаетсяи результатами следующего опроса студентов и слушателей спецфакультетов психологии.Опрос был осуществлен в ходе (до и после - в разных группах) специально организованных и направленных на осмысление феноменов понимания спецкурсов и практикумов по индивидуальному психологическому консультированию и психологии понимания (в течение 1994-1999 гг.).Участвовало 65 слушателей спецфакультетов психологии МГПУ и КГПУ (25-45 лет), 65 человек - студенты психологических факультетов КГПУ и МГУ (20-25 лет).
Выборки респондентов: 1) Студенты, опрошенные “до” - 32 человека (2группы) студентов КГПУ и МГУ, 2) Слушатели, опрошенные “до” - 33 человека (2 группы) - слушатели КГПУ, 3) Студенты“после” - 33 человека (2 группы) студенты КГПУ и МГУ, 4) Слушатели “после” - 32 человека (2 группы) слушатели спецфакультетов психологии КГПУ и МГПУ. Опрос проводился с помощью одного из вариантов методики незаконченных предложений по модели “домашних заданий”, предложенной профессором Л.А. Петровской (1998 и др.).
Респондентам предлагалось закончить предложения: 1) Я понимаю себя .... 2) Я понимаю клиента (другого человека) ...Опрос проводился по схеме:ZO1O2ZВ группах респондентов, опрошенных до начала занятий: 1) самопонимание обычно носит “когнитивный” характер, предполагает, по мнению респондентов, установление причинно-следственных взаимосвязей своего поведения (поведенческий “язык”), низкую степень осознанности и отрефлексированности способов понимания, и неопределенность ценностных оснований понимания самого себя, 2) понимание клиента (другого человека) носит обычно более позитивный характер, представляет собой скорее сопереживание, чем познание, в большей степени, помимо причинных интерпретаций,предполагает использование “обозначающих” - называющих способов понимания, обращение к переживаниям и ценностям233другого (“язык” чувств), низкая, но более высокая степень осознания способов понимания другого человека, 3) отмечаетсянедифференцированность “ситуативного” (ситуативно возникающего) и “обобщенного” (“результирующего”) понимания исамопонимания.
В группах респондентов, опрошенных после занятий наблюдалось: 1) повышение позитивного, ценностного отношения к самому себе, появление “зачем-интерпретаций” своего поведения и переживаний, более осмысленное и дифференцированное представление о возможных и собственных способах самопонимания и понимания другого человека (клиента), отрефлексированы некоторые возможные (обыденные и профессиональные) “ловушки” понимания. 2) Пониманиедругого стало представляться как более рациональное и структурированное. Его осознанность продолжает оставаться в целом выше, чем осознанность способов и “правил”, процессов самопонимания.Выявлено, что развитие понимания другого человека связано с возможностями развития самопонимания: самопонимание возникает на основе опыта понимания другого человека. В пользу этогопредположения свидетельствует и часто меньшая непосредственность процессов самопонимания: ихнаправленность на когнитивный поиск и рефлексию причин своих поступков и переживаний.
Развитие самопонимания и способности к взаимопониманию связано с развитием способов понимания, которые свойственны процессу понимания другого человека: телеологическому осмыслению переживаний человека (себя) как некой целостности, принятию и ценностному осмыслению себя как «другого»,факта своего существования. 3) Произошла дифференциация ситуативного и обобщенного понимания, появилось осознание различия их функций и возможностей. Более выражены и четче осознаютсяизменения у “старших”, что свидетельствует в пользу нашего предположения о их большей “чувствительности” к проблеме, актуальности поиска новых способов понимания другого человека (“сензитивный период” для развития и осмысления понимания человека человеком).Это исследование позволило сделать некоторые предварительные заключения еще об одном, более глубинном слоевзаимопонимания: взаимосвязи ценностной позиции субъекта по отношению себе, другим и миру в целом и структурнопроцессуальных особенностей понимания, осознанности его способов и возможных ошибок .
Контент-анализ опросных листов позволил сделать ряд выводов: 1) одной из важных проблем профессионального становления психолога является диспропорциональность развития и осознания феноменов (процессов и результатов) понимания другого человека (клиента) исамопонимания, 2) наблюдается рост чувствительности и осознанности ценностной и стратегической сторон понимания впрофессиональной деятельности, в процессе личностного и профессионального развития, 3) профессиональная компетентность и личностное взросление предполагает “гармонизацию” компонентов и процессов понимания, 4) существует возможность оптимизации развития способностей к пониманию другого человека - клиента и самопониманию будущего специалиста в области практической психологии и индивидуального психологического консультирования в частности с помощьюспециально организованного учебного процесса: его формальной и содержательной сторон.Изучение ценностных установок в понимании психологом клиентаСравнение ценностных установок психологов-консультантов и “неофитов” (студентов выпускных курсов факультетов психологии, только недавно начавших или не занимающихся практической консультационной деятельностью) осуществлялось на основе данных о наличии профессиональной специфики ценностей психолога-практика (Виноградова Т.Ю., 1996, Роджерс К.Р., 1994, ОрловА.Б., 1997, Петровская Л.А., 1996, 1998, Эткинд А.М., 1991, Ялом И., 1996) выдвинуто предположениео взаимосвязи типов ценностных систем консультантов и предпочитаемых ими стратегий пониманияклиента.
Для выявления наиболее субъективно значимых ценностных установок (принципов) понимания клиента консультантами, характерных систем установок (и типов профессионалов), использовалась методика свободного выявления субъективно значимых принципов консультативной деятельности (Франселла Ф., Д. Баннистер Д., 1987, Виноградова Т.Ю., 1997).В качестве респондентов в исследовании выступили 30 практических психологов из числа слушателей спецфакультетов КГПУ и МГПУ и 32 студента 5 курсов факультетов психологии КГПУ и МГУ (1997-1999 г.).234Выделенные консультантами принципы образуют ряд дихотомических шкал, что иллюстрируетвнутреннюю диалектичность сознания (понимания, отношений) консультанта, а также эксплицируетодно из важнейших представлений специалиста, заложенное во многих мделях консультирования ипсихотерапевтических системах (мифах) о существовании множества способов интерпретации, стратегий понимания клиента, проблемной ситуации.
Если попытаться оценить возрастную и профессиональную динамику развития ценностных установок профессионала, то можно увидеть, что становление специалиста связано с 1) формированием ценностного отношения к другому человеку, стремлением осмыслить его как самоценность, к принятию клиента, 2) формирование и развитие общего стремления к открытости: пониманию, изменению, взаимоотношениям, то есть диалогической, преобразовательной и отношенческой интенций. Развитие субъектов, обладающих разными типами ценностныхсистем проходит через этапы “трудного понимания” (исследования границ своей компетентности),“паритетного взаимодействия” (освоения способности к равноправным, диалогически отношениям склиентом), осмысления “всеобщей человечности” участвующих в диалогическом взаимодействии.