Диссертация (1097348), страница 79
Текст из файла (страница 79)
Калуги. Позднее к ним добавились транскрипты долгосрочных консультаций (также для удобствасопоставления и обеспечения развернутого представления об изучаемых явлениях отобранных по 30 текстов).Результаты пилотажного исследования консультативных бесед позволили заключить:2101. основную информацию о предпочитаемой стратегии понимания субъектом себя и окружающего мира исследователь или диагност может получить, опираясь, прежде всего, на содержательный анализ вербальных взаимодействий субъектов, 2.
Невербальное поведение многих консультантов-мастеров чрезвычайно бедно, и часто помогает увидеть не зарегистрированные на вербальном уровне фрагменты непонимания, оценочного восприятия клиента и проблемной ситуации, ошибочных интерпретаций. Вместе с тем, профессиональные психологи-консультанты частосклонны к вербальному обсуждению и комментированию невербального поведения клиентов.
Клиенты обращают на невербальное поведение, его осознание и осмысление, меньшее внимание, демонстрируют большее разнообразие невербальных проявлений, чем консультанты.Для экспертов, работавших с видеозаписями консультативных бесед наиболее сложным и неоднозначным, вызвавшим наибольшее количество расхождений оказалась именно сфера невербального поведения консультанта и клиентов. Чемниже была квалификация эксперта, тем сложнее давалась оценка невербальных референтов. Эксперты-профессионалы проявили большую согласованность в осмыслении невербального поведения консультантов и клиентов, однако отметили егообщую меньшую информативность. Поэтому хотя особенности невербального поведения выступают, прежде всего, как дополнительные индикаторы наличия-отсутствия той или иной подкатегории, в общей схеме (кодировочной инструкции) онивынесены в отдельный раздел.Качественный анализ стенограмм тренингов профессионального пониманияВ обработке данных стенограмм тренингов (1997-1998 годы) кроме автора, принимала участие группа экспертов:пятеро слушателей и студентов и два аспиранта факультетов психологии МГУ и КГУ.Тренинги профессионального понимания психологом клиента и себя как профессионала включали разделы, посвященные осмыслению будущими специалистами позиции клиента – в жизни и вситуации консультирования, а также связанными с нею тенденциями выбора той или иной стратегии исхем понимания себя и другого человека.
Задачей процедуры было выделение типичных для субъектов фокусов и способов понимания и их сочетаний (стратегий), выделение наиболее значимых категорий сравнительного анализа (контент-анализ) разных стратегий. В соответствии с предположениями(№2), выделено несколько типичных стратегий понимания психологом клиента и самого себя,условно обозначенные позднее как “объясняющая”, “интерпретирующая” и “диалогизирующая”.Анализ стенограмм, в том числе рефлексивных высказываний участников тренинга также показал:1) существование ряда предпочитаемых, типичных вариантов сочетаний разных способов понимания другого человека и самих себя участниками, позволяющих вычленить их как единую целостность – стратегию понимания, а также понятий– схем, используемых для осмысления себя и мира. 2) Существование индивидуальных различий в наборе доступных и используемых человеком (психологом) способов понимания клиента (другого человека) и самого себя.
3) Определяющее значение ценностно-смысловой позиции субъекта понимания (в частности, сформированность профессиональной позиции психолога-консультанта) в выборе и развитии той или иной стратегии понимания себя или другого человека. 4) Существованиенескольких, в том числе типичных для субъектов способов осмысления происходящего: фокусировки на себе, других илиситуации, а также наличие микро-фокусов, связанных с тематическими особенностями (и сущностью проблемной ситуации).5) Правомерность постановки вопроса о половозрастных, профессиональных и этнокультурных особенностях используемых субъектом стратегий и схем понимания себя и другого человека, предпочитаемых фокусов осмысления происходящего: участники тренингов неоднократно отмечали эти различия и в ситуации актуального взаимодействия и как фактсобственного жизненного опыта, опыта понимания другого человека.Моделирующий нарушения ситуации консультирования экспериментВ ходе обучающих тренингов и спецпрактикумов по психологическому консультированию внесколько модифицированном виде воспроизведен один из классических экспериментовГ.Гарфинкеля - П.Мак-Хью (McHugh P., 1968, Силвермен Д.
и соавт., 1987): моделирование нарушений естественных ситуаций в лабораторных условиях. Группа приглашенных студентов принимала211участие в «сеансах консультирования с целью определения ее эффективности». Каждый испытуемыйимел право задать по 10 вопросов. "Психолог" отвечал на них "да" или "нет" в случайном порядке.Поскольку 10 вопросов не позволяли составить более или менее развернутое представление о стратегиях пониманиядругого человека, его высказываний, то в нашей работе количество вопросов было увеличено до 25, однако, некоторых случаях испытуемым понадобилось больше. В качестве “сообщников” экспериментатора выступала одна из половин каждойучебной группы (4 подгруппы слушателей спецфакультета психологии МГПУ (32 человека) 4 группы слушателей спецфакультета КГПУ (62 человека) и 2 группы студентов 5-го курса факультета психологии МГУ (18 человек).
Позднее, эксперимент был неоднократно повторен в рамках обучающих тренингов и практических занятий.Задачей процедуры являлось исследование стратегий понимания себя и клиента, процессуальные и содержательные особенности которых связаны с различиями ценностно-смысловых позицийпонимающих субъектов. Кроме того, нас интересовало, насколько выделенные выше стратегии являются инвариантными для общения психолога с клиентом: являются ли они собственно профессиональными или клиент оперирует сходными со стратегиями консультанта способами переработки данных, а также особенности фокусировки клиентов.
Результаты эксперимента показали, что многиеучастники, несмотря на явно нарушенный ход «консультации», заявили, что их ожидания оправдались, остальные попытались либо «определить ситуацию», либо – «понять психолога». В отличие отП.Мак-Хью (McHugh P., 1968), нас интересовал не столько процесс определения сущности социальных ситуаций (defining situations), сколько вопрос стратегий понимания в конкретной ситуации, преимущественно не результативный, а процессуальный аспект происходящего, а также вопрос фокусировки испытуемых. Результаты исследования показали, что индивидуально-специфичный способсовладания с ситуацией неопределенности или нарушения обыденных правил взаимодействия, выбирается испытуемыми по-разному, в зависимости от выраженности стремления к пониманию ситуации, себя иди другого субъекта или к взаимному пониманию, построению отношении и изменению.В первом случае, фиксируясь на понимании ситуации, испытуемые демонстрируют два наиболее распространенныхспособа поведения: (1) отказываются от понимания происходящего, определяя ситуацию как “нарушение”, и стремясь локализовать вероятные причины странного поведения экспериментатора (понимание другого), достаточно быстро выходят изконтакта, задают дублирующие друг друга вопросы - “тесты на доверие” (“недоверчивые” – «самопонимающие») (около45%), (2) пытаются определить ситуацию через реконструкцию возможных целей упражнения (“исследователи” – «понимающие других») (около 22% испытуемых).
Во втором - (3) чаще всего пытаются продлить контакт с “психологом”, заинтересовавшись противоречиями и необычностью его оценок (“понимающие” - другого) (в среднем около 33%), испытывают дискомфорт от невозможности наладить взаимопонимание. Т.о., данные П.Мак-Хью (McHugh P., 1968) об определяющей ролиправил понимания, категоризации данных, эмерджентном и релятивном, то есть возникающем в процессе диалога, характерепонимания подтвердились. Анализ свободных самоотчетов и наблюдений “психологов” и “наблюдателей” за своими “клиентами” еще раз подтвердил существование взаимосвязи выбранной стратегии понимания происходящего с характером ценностно-смысловой позиции субъекта понимания (стремление к пониманию), а также фокусировкой испытуемых (на ситуации и “проблеме”, или на другом человеке).
Речь по-видимому может идти о том, что были выявлены некоторые типическиегруппы понимающих субъектов.Результаты этого исследования позволяют рассмотреть клиента как «ко-терапевта», «соконсультанта»: в некоторых случаях психотерапевтический эффект достигается не столько благодаряпониманию психологом клиента, сколько благодаря способности клиента понимать консультанта,возникновению взаимопонимания между ними. Выбор той или иной позиции по отношению к понимаемому определяет и выбор способа понимания (правила категоризации ситуации взаимодействия), атакже связан с особенносями фокусировки и выбором формы взаимодействия с другим человеком,что еще раз, хоты и несколько с другой стороны, подтверждает и позволяет несколько расширить212“сферу применимости” результатов данного эксперимента, повысить уровень обобщения полученныхданных.
Важно отметить, что чем более выраженной оказывается потребность понимания другого человека (отчетливый рост которой наблюдаетсяпри переходе от первого к третьему способу понимания), тем более выраженным является внимание не столько к определению и ориентации на особенности ситуации взаимодействия, сколько на понимание другого человека. Понимание ситуации взаимодействия - значимый аспект выбора реализуемого человеком способа (стратегии) понимания.Таблица №6. Стратегии понимания в нестандартных ситуацияхГруппы испытуемыхПервый способ осмысленияВторой способТретий способОсмысленияосмысления“индивидуальное видеОбъект осмысления (ха- “причины”(ситуации, пове- “правила игры”, ситуацииние другого человека”рактер центрации)дения другого)Процессуальный компо- процесс “тестирования” (дру- процесс “исследования” не- трансляция стремлениянентстандартной ситуациик пониманию другого, кгого)взаимопониманиюСодержательный компо- отказ, быстрый выход из “определение” сущности си- определение “сущности”“игры” (отказ от контакта)ненттуациидругого человекаОтметим, что результаты этой части исследования вполне согласуются с типичными моделями взаимодействия психолога с клиентом, зарегистрированными на примере писанных ниже исследовательских процедур.