Диссертация (1097348), страница 63
Текст из файла (страница 63)
В долгосрочном консультировании происходит развитие самопонимания клиента и консультанта, возникновение общих стратегий и схем как следствие сближенияценностных позиций, проявляющееся в сближении моделей общения. Поэтому в долгосрочном консультативном взаимодействии уровни (аспекты) осознания взаимопонимание и его компонентов выражены особенно отчетливо. Например, в самопонимании клиента: а) особенности общения – осознаются уже в начале диалога - формирование поверхностного понимания в терминах "действий" и по170ступков, б) обнаружение непонимания, особенности понимания – возникают при активном формулировании и обсуждении консультантом и клиентом интерпретаций, возникает обычно позднее - какосознанное и частичное взаимопонимание, в) особенности ценностного осмысления происходящегоклиентом и консультантом – обычно осознаются на продвинутых стадиях консультирования, субъективно воспринимаются как шаг к более глубинному взаимопониманию психолога с клиентом, развернутое осознанное осмысление проблем и стратегий понимания.Общий путь развития взаимопонимания, с точки зрения его осознанности таков: от осознания и осмысления особенностей поведения и общения (имеющих наибольшее значение в ситуации краткосрочного контакта), к осознанию и изменению особенностей понимания мира (при более длительном и глубоком контакте) и осмыслению ценностей (имеющее ведущее значение в ситуации долгосрочного контакта).
Однако, поскольку особенности понимания себя и другого человека связаны с определенной системой ценностей и проявляются в выборе той или иной модели общения, то в любой ситуации консультативного контакта субъектам даны все три уровня осознания - как возможности, которые они в большей или меньшейстепени могут (готовы) реализовать.
Такая готовность связана как с личностной зрелостью субъекта понимания (осознанностью, развернутостью и конгруэнтностью его системы ценностей, способов понимания себя и мира, предпочитаемых моделей общения), так и с рекомендациями и предписаниями той психотерапевтической системы, в рамках которой он работает(когнитивной, поведенческой, психодинамической школ и т.д.).Личность консультанта (его ценности, способы и схемы понимания, модели общения) во многом определяет возможности развития самопонимания клиента в рамках консультативной ситуации.Речь здесь, в частности, идет о том, что если цель консультирования, - разрешение проблем клиента,помощь клиенту, что типично, например, для стратегии объясняющего понимания, а также часто соответствующих ей схем «дефицита и «неполноценности» клиента», то происходит переоценка клиентом и консультантом роли последнего, ограничение развития понимания клиента чужим мнением ипредставлениями.
Если цель консультирования ставится как активизация ресурсов клиента, то ограничения помощи связаны с недооценкой клиента роли консультанта в ходе и по окончании консультирования (что типично для стратегии интерпретации и схем «скрытых и неиспользованных ресурсов»).В третьем случае, когда консультирование рассматривается как человеческое общение, попытка общающихся выразить свои ценности свои собственным способом, типичны стратегии диалогизации,использование собеседниками множества различных и имеющих ситуативное значение схем, при которых на первый план выступает задача понять другого и себя как уникальных человеческих существ.Для консультанта понимание клиента связано с осмыслением его «всеобщей человечности» (к осмыслению которой консультантом «прилагается» его система личностных ценностей), а также индивидуальности (обнаружение и осмысление которой для консультанта связано с нахождением особого, специфического для данного клиента, способа «приложения» этих ценностей).
Самопонимание консультанта менее подвержено изменениям. Клиент может вмешиваться в развитие самопонимания психолога и в ход психотерапевтического общения (осмысление ситуации) либо в начале профессиональной деятельности специалиста, либо в переломные моменты его жизни, либо - при наличии у специалиста соответствующей личностной установки («на обучение у клиента»). Кроме того, можно оценитьто, насколько осознанными являются компоненты взаимопонимания, их взаимодействие, а также эффекты и тенденции взаимопонимания. Таким образом, уровень осознания взаимопонимания отражает то, какой аспект или компонент взаимопонимания осознается: 1) уровень неосознанности: отсут171ствие осознания взаимопонимания, его компонентов и т.д.; 2) парциальная осознанность взаимопонимания, его компонентов, особенностей, эффектов: предметно-тематический: осознание компонентоввзаимопонимания (фокусов, тем); интерактивный уровень: осознание моделей общения; ценностныйуровень: осознание ценностной позиции в понимании себя и мира, функциональный уровень: осознание стратегий и связанных с ними схем понимания, 3) рефлексивный уровень: осознание эффектов итенденций взаимопонимания, взаимодействия различных компонентов взаимопонимания, их взаимосвязи (в том числе конгруэнтности-некогруэнтности.)Обычно взаимопонимание формируется как попытка анализа предпочитаемых субъектом моделей общения («тактики понимания») или как попытка осознания наиболее важных ценностей его жизни («стратегемы понимания»).
Реже – непосредственно касается способов понимания: метакогнитивный уровень осознания понимания является одним из наиболеесложных. Уровни функционального и рефлексивного осмысления формируются, как правило, не сразу: консультант обучается их осмыслению в работе с супервизорами и иными наставниками, а клиент – в ходе взаимодействия с консультантом.Предметный уровень: осмысления макро-и микрофокусов осознается относительно легко, однако, то, что можно назвать«семиотическим» уровнем осознания, на котором тематические особенности взаимодействия субъектов рассматриваются вконтексте схематической переработки смысловой информации, часто весьма сложен, требует специального обучения.Наиболее сложным оказывается часто осознание конкретных способов понимания («стратегий понимания»), особенно способов понимания другого человека и ситуации, а также семиотические аспекты взаимодействия, их проявление особенностяхсхематической переработки и тематической фокусировки субъектов.
Этот феномен связан как с некоторыми общекультурными тенденциями, так и с индивидуальными особенностями (опытом субъекта, личностным развитием человек и т.д.а).Осознание стратегий и схем понимания себя и окружающею мира как отдельная, оформленная и осознанная задача частосуществует только в практике супервизии. Даже на уровне консультативного общения, традиционно много внимания уделяющего формированию у клиента «иновидения» себя и мира, эта задача далеко не всегда ставится как осознанная и центральная: само взаимопонимание не всегда осознается как сущностный аспект консультативного взаимодействия.
Вместе с тем, внастоящее время в социально-психологическом консультировании, а также в психотерапевтической практике в целом сталипоявляться как эмпирико-практические, так и теоретические работы, посвященные изучению и воплощению в реальнуюпрактику подходов, предполагающих сознательный акцент на помощь и обучение клиента и консультанта осмыслению процессуально-содержательных особенностей их понимания себя и мира, использованию различных стратегий (расширение«палитры» их способов), и схем понимания. В связи с этим Дж. Брунер (Брунер Дж., 1990) отмечает, что «Постановка прагматического вопроса — как это видение влияет на мое видение мира … не приводит к позиции "все пойдет в дело".
Она может привести к раскрытию предубеждений и лучшему пониманию своих обязательств". Р. Рорти (1991) формулирует это так:"…мы оказываемся не перед пучиной, а просто перед диапазоном выбора". Так происходит структурирование «поля», оностановится доступным осмыслению и преобразованию, в том числе в диалоге со значимыми длругими людьми.
Хотя, какпишут П. Бергер и Т.Лукманн (1996), "в любом развитом обществе существует множество смысловых подвселенных", количество этих подвселенных не бесконечно. Дж.Лэйрд (1989) подчеркивает: «...социокультурные нарративы... конструируютконтекстуальные миры возможностей, из которых индивиды и семьи могут выбрать составляющие и формы для своих собственных нарративов». При этом некоторые люди в большей степени готовы приблизиться к широкому спектру социокультурных нарративов, чем другие (Фридман Дж., Комбс Дж., 2001, Бейтсон Г., 1999, др.).
Помимо социокультурных предпосылок, важную роль здесь играет и сама природа взаимопонимания как способа человеческого бытия. Взаимопонимание какпроцесс интегративного постижения людьми себя и мира, находится на границе осознаваемого и несознаваемого. Расширение границ (взаимо)понимания, поэтому, есть расширение сознания людей, бытия, личностное и межличностное развитие.Именно поэтому в современной практике консультирования много внимания уделяется осознанию клиентом и консультантом процессуально-содержательных особенностей понимания себя и мира.Понятие уровня осознания предназначено не для того, чтобы отразить «иерархиический», соподчиненный характера выделенных уровней или последовательность их осознания, хотя и не препятствует выделенпию определенных тендценций осознания, например, относительную сложность осознания ценностно-смыслового и функционального пластов, относительную легкость рефлексиивнешних эффектов, фокусов (компонентов и тем).
Отдельный вопрос представляют собой различиястратегий, связанные с осознанием человеком разных ее аспектов, особенно ценностно-смыслового,уровня содержательно-процессуальных характеристик понимания и уровня предпочитаемых человеком моделей общения. По-видимому, здесь можно наблюдать ряд различий, связанных с тем, что многие, особенно «начинающие», неопытные консультанты и клиенты испытывают затруднения в осо172знании и трансляции либо ценностных основ реализуемой стратегии понимания, либо - ее содержательных и процессуальных характеристик, либо, даже в ситуации специального обучения, длительноевремя затрудняются в определении собственной стратегии.
Особенно проблематичным бывает установление конгруэнтного соотношения этих уровней. Некоторые люди (клиенты и даже консультанты)в своем осознании стратегии самопонимания или понимания другого длительное время фокусируютсяна осознании некоторых особенностей модели общения, другие - сосредотачиваются преимущественно на ценностных аспектах взаимоотношений, кто-то пытается осмыслить содержательнопроцессуальные характеристики (способы) реализуемой стратегии понимания себя и другого.Таким образом, кроме процессов дифференциации и интеграции различных стратегий и их компонентов, важным аспектом развития способности понимания другого человека является уровень осознанности взаимопонимания и, в частности, индивидуальных способов (стратегий и схем) пониманиядругого человека, близость эксплицитной и имплицитной теорий взаимопонимания, степень их разработанности.
Нельзя утверждать, например, что консультант или клиент, осознающий взаимопонимание на уровне моделей общения, не имеет никакого представления о ценностно-смысловом аспектепроисходящего. Речь идет о том, какой уровень осознания взаимопонимания для него является предпочитаемым (стереотипным, привычным) и осознаваемым (актуально осознаваемым).