Диссертация (1097348), страница 66
Текст из файла (страница 66)
Этому способствовал, во-первых, поиск общих базовых процессов для всех направлений консультирования и психотерапии; во-вторых, признание того, что различные методы и подходы консультированиямогут иметь больше сходств, чем различий; в-третьих, констатация примерно равной эффективности исходства эффектов помощи в отдаленных периодах (хотя непосредственные результаты лечения могут иметь значительные расхождения), независимо от формы консультирования; в-четвертых, представления об особой значимости взаимоотношений "консультант-клиент" в рамках практически всехмоделей консультирования и психотерапевтических подходов (Кэхеле X.
и др., 1995-2001, Сосланд А.,1999, 2013, Фицджеральд Р., 2001, Ялом И, 2000).Еще один момент исследований эффективности консультирования связан с тем, что данные систематического анализа его результатов предназначены для разных групп людей — консультантов, работников из смежных или конкурирующихобластей (педагогов, социальных работников, психотерапевтов), клиентов, их родственников, т.д..
Поэтому, очевидно, что: а)178результаты консультирования сами по себе не могут быть совершенно объективными; б) они зависимы от культурного иисторического контекста, от конвенциональных процедур, стандартных для данного времени и места; в) для удовлетворениязапросов разнородной аудитории могут понадобиться различные методы (например, для ориентированного на науку исследователя убедительны контролируемые статистические, психодиагностические и клинические испытания, для консультантаили клиента более весомо часто звучит рассказ о чьем-либо личном опыте.
Важно учитывать, что мнения и ценности, в особенности концепции здоровья и болезни, имплицитные модели психологической помощи индивидам, семьям, социальнымгруппам и организациям, находятся в процессе постоянных изменений: могут меняться цели помощи, новые группы клиентов могут предъявлять профессионалам новые требования и т.д.. Стремление как можно лучше помочь своему клиенту, учитывая при этом макросоциальные условия консультирования, например, ее кросс-культурный контекст, - отдельная сферадеятельности консультанта (Но М.К., 1992, Berry Locke D.C., 1994, Paniagua F.A., 1994, Pedersen P., 1994, др.).
Такое представление является условием практического эффекта исследований консультирования и психотерапии, выделения наиболее эффективных консультативных стратегий в работе с конкретным клиентом (группой клиентов). Умение профессионала оценить успешность и/или эффективность помощи - связанное с умением критически мыслить и проверять качество своей профессиональной деятельности и ее результаты - «проба» зрелости профессии» и личности (Корди X., Кэхеле X., 1995, Strupp H.et al., 1977), проверка профессиональной идентичности.В связи с этим часто рассматривается и проблема компетентности клиента – как проблема «дилетантского анализа», «анализа для непосвященных» или «опытного клиента» (Белорусов С.А., 2007,Берн Э., 2005, Кейсмент П., 1993, Лейбин В.М., 2000, Роджерс К.Р., 1994, 1997, Смехов В.А., 1987, Сосланд А., 1999, Фрейд З., 1999, Ялом И., 2000, др.), того, что происходит по мере развития клиента, егосамопонимания, понимания консультанта и ситуации взаимодействия.
Отдельно выделяются вопросыроста способности клиента к самопомощи и развитие «супервизорских» функций клиента, в том числеиспользование им «тестов» по отношению к консультанту. Отмечается, что консультант помогаетклиенту возможность осознать и осуществить себя – как личность и как «самопсихотерапевта», занимая позицию «невмешательства» («laisser-fair»), выступая как «партнер по бытию» (“daseinspartner”)(Белорусов С.А., 2007, Джеймс М., Джонгвард Д., 1995, Розанов В.А., 2005 Сосланд А., 1999, с.38, др.).Особенно очевидна эта проблема в ситуации кросс-культурного контакта, где перед тем, как делать выводы о сутипроисходящего с клиентом или в жизни клиента, практику важно: 1.
критически оценить свои собственные убеждения, осознать все возможные последствия и эффекты проявления расизма во взаимоотношениях с клиентом, 2. учитывать социальный статус клиента, специфические особенности и условия жизни клиента в выборе стратегии взаимодействия и воздействияна клиента, 3. осознавать культурную обусловленность возникновения и особенностей (пато)психологических синдромов,ориентироваться на имеющиеся в фолк-психологии данного народа представления и имплицитные модели нарушений, психических болезней и их лечении (Калиненко В.К., 2001, Солдатова Г.У., 2001, Pedersen P., 1994, Paniagua F.A., 1994, др.).Клиент и консультант совместно выполняют диагностические и психотерапевтические процедуры, их личные качества отражаются на взаимоотношениях, что образует «первичную матрицу»консультативного воздействия.
Чаще всего отмечается, что положительная взаимосвязь способствуетэффективности консультационных интервенций. Успех в значительной степени определяется также«самоотнесенностью» клиента, тем, насколько он «открывается» или «защищается» от консультанта(Эренберг О., Эренберг М., 1998). Положительные воздействия в течение консультативных сессий также, как «катарсис» или «инсайт» — могут иметь непосредственные «микрорезультаты» в жизни клиента, а также проявляться в актах поступательной (прямой), обратной и консоционной связи в отношениях с консультантом. Отрицательные же воздействия, например, лишенные эмпатии или отвергающие реакции консультанта ослабляют психотерапевтическую (прямую, обратную, консоционную)связь, ограничивая полезное влияние психотерапевтических интервенций, увеличивая у клиента защиты и сопротивления (Алексейчик А., 1993, Корди X., Кэхеле X., 1995, Ташлыков В.А., 1984, Наэм Дж.,1983, др.).
Одномоментное непонимание не влечет, как правило, деструктивных последствий, но еслиэто повторяется, последствия - для субъектов и их взаимоотношений - могут быть тяжелыми. Клиент179неоднократно «тестирует» консультанта и сигнализирует тестами консультанту о его ошибках. Консультанты, однако, часто забывают, насколько часто клиенты указывают им ошибки, употребляя отстраненные формы, косвенно проявляя непонимание и недовольство.Иногда – как «некий мини-симптом в отношениях» клиент перемещает агрессивно-непонимающую тематику вовне.Он не отваживается критиковать консультанта, а критикует себя, а если консультант не понимает этого мини-симптома, томоет «подхватить» самокритику клиента, тогда диалог разрушается. Во всех подобных взаимоотношениях, когда минисимптом усиливается, консультант ошибочно продолжает понимать самокритику не как усиление симптоматики, а как инсайт.
Речь идет о слабых и малых сигналах: микро-эпизодах и микро-результатах, делающих общение консультанта и клиента похожим на обычное человеческое общение.Однако, общение консультанта по определению необычно, а множество повторяющихся маленьких эпизодов формируют из малого процесса все более сильный процесс, составляя долговременное развитие или его стагнацию. Изучение и анализ результатов и эффективности консультированияпредполагает рассмотрение взаимосвязей характеристик клиента, консультанта и модели консультирования (психотерапевтического подхода).
В общем виде доказано, что неудача консультирования темвероятнее, чем более выражено расстройство клиента, например, психотическое или пограничное, прикоторых центр проблем и диалога с клиентом смещаются на уровень ценностей, в том числе ценностно-смысловой конфронтации. Существуют систематические анализы ухудшений (Кэхеле Х., Томэ Г.,2001, Bergin E., 1963, Danbury H., 1996) состояний клиентов, отмечается, однако, что «Психотерапиязависит от готовности к взаимодействию», и, хотя, иногда «…ей удается быть похожей на игру, иногда она превращается в … очень тяжелую работу для двоих».
Чаще всего, если консультирование идетуспешно, «вероятность преодоления очередного жизненного кризиса возрастает». Поэтому важнойошибкой является часто отказ структурировать или фокусировать сеансы: неудачи связаны с пассивно-зависимым поведением клиента и агрессивно-обесценивающим поведением консультантов (ТомэН., Кэхеле Х., 2001, Sachs J., 1983, Henry J. et al, 1993).Многие исследователи отмечают в качестве важного момента сеттинга «преобразующую силу чувствовать себя в безопасности» («feeling safe») (Porges St., 2014). Потребность в безопасности в настоящее время активно эксплуатируется в консультировании и обществе в целом, ради реализации стремления к защищенности клиент может приходить к консультантуснова и снова, двигаясь, вместе с консультантом, «по кругу» (Porges St., 2014), отмечается, что в состоянии стресса нервнаясистема может «саботировать» способность человека понимать происходящее, соотносить факты. Развитие осуществляетсякак преодоление, в процессе которого субъект хотя и нуждается в силах и поддержке, но – особенно если речь идет о радикальных ценностно-смысловых преобразованиях жизнедеятельности, связанных, например, с серьезными травмами и потерями, - движется подчас вопреки выгоранию, переутомлению и переживанию опасности и барьерам взаимопонимания.