Диссертация (1097348), страница 53
Текст из файла (страница 53)
клиента и консультанта, супервизора) может вызватьизменение консультативных отношений. Относительно стабильные ситуации, составляющие сердцевину «нозологически» и«психогенетически» различных нарушений личности и отношений, повторяются (Кэхеле Х., Томэ Г., 2001). Поэтому тенденции развития отношений и взаимопонимания в консультировании выделить возможно, возможно использовать их для143осмысления общих результатов консультирования.Таким образом, в каждой ситуации человек стремится соответствовать, с одной стороны, миру,его условиям, а, с другой, - себе самому, своим возможностям.
Другими словами: в каждый моментвремени человек имеет две разнонаправленные психологические позиции - личностную и социальнуюи стремится найти «середину» между само- и ино-бытием, которое соответствовало бы обеим позициям одновременно. Человек пытается найти такую стратегию и уровень осознания понимания, которыепозволяли ему соответствовать этим позициям. Двойственность человека, его бытия, их подчас противоречивость, проявляются в способности субъекта структурировать себя и окружающий мир двоякимспособом: как дискретных феноменов и как частиц единого – в том числе смыслового – поля.
Крометого, субъекты в большинстве случаев совмещают оба видения, склоняясь к одному из них как в силуиндивидуальных предпочтений, так и историко-культурных норм (Стефаненко Т.Г., 1999, др.). Различие ценностно-смысловых позиций понимающих ведет к различиям способов понимания - «черезличность» (свою или другого) или «через ситуацию», и - может приводить к различиям результатовпонимания. В современной социальной психологии взаимосвязь этих способов осмысления происходящего изучена мало. Отмечается, что то, какую «линию» познания и общения) человек изберет вопределенной ситуации, во многом будет зависеть от того, как он оценит основные элементы ситуации (себя, партнеров по общению, ситуационный контекст). Однако, у такого выбора существуют вразной мере значимые: личностные, ситуативные различия выбора и различия, связанные с особенностями партнера(-ов), вклады и взаимодействие которых изучено мало.
Кроме того, наряду с ситуативными, выделяют трансситуативные смыслы (Леонтьев Д.А., 2001, Хайманн П., 2000). Человек является человеком как «субъектом жизни» (Рубинштейн С.Л., 1983), «неотчужденной активности» (ФроммЭ., 1995), понимание которым себя и мира неправомерно рассматривать в узком контексте общения.Оно - показатель индивидуального способа бытия, реализации разделяемых человеком ценностей.В.Н.
Мясищевым и С.Л. Рубинштейном показано, что система отношений личности является продуктом ее индивидуального опыта взаимодействия с миром и определяется целостностью ее взаимосвязис бытием (Абульханова-Славская К.А., 1989, Бодалев А.А., Ковалев Г.А., 1985, Мясищев В.Н, 1995,Рубинштейн С.Л., 1998, др.). Поэтому одним из основных принципов изучения человека должно статьего рассмотрение в целостности его отношений с окружающей действительностью.Укрепление интереса к ценностно-смысловым позициям партнеров в общении идет в соответствии с переносом интереса исследователей от внешних проявлений человека к внутреннему, «душевному измерению»: «…в психологию должнавернуться не внешняя сторона души…, а ее внутренняя сторона, ее высшие проявления, но в качестве не объекта изучения, аобъекта соотнесения».
Д.А. Леонтьев приходит к выводу, что «…за понятием смысла скрывается не конкретная психологическая структура, допускающая однозначную дефиницию, а сложная и многогранная смысловая реальность, принимающаяразличные формы и проявляющаяся в различных психологических эффектах» (Леонтьев Д.А., 1999, с. 105). Смысловыеструктуры не существуют изолировано, образуют единую систему. Как показал С.Л. Рубинштейн, "полноценным по отношению к другим людям может быть только человек с полноценным отношением ко всему в бытии, что является координатами, по которым, собственно, определяется человек" (Рубинштейн С.Л., 1998).
Сами смыслы порождаются реальными отношениями, связывающими субъекта с объективной действительностью. На осознаваемом уровне одним из механизмов,сигнализирующих о наличии смысла, являются «значащие переживания» субъекта. Они не столько содержательно отображают смысл, сколько привлекают к нему внимание, ставя задачу на его содержательное раскрытие (Василюк Ф.Е., 1984,Леонтьев Д.А., 1999). Роль смысла в организации человеческой жизни состоит в том, что он является основой личности ивыводит понимание за пределы индивидуального сознания в плоскость реальной жизнедеятельности субъекта.
Как отмечаетБ.С. Братусь, смысл составляет внутренние механизмы, обоснование, причину внешних проявлений, определяющую их суть,144вектор, человеческую цену (Братусь Б.С., 1999). Сущность смысловой регуляции состоит в вырабатывании общих принципов, которые могут быть реализованы разными способами.Анализ влияния ценностно-смысловой сферы на характер развития взаимопонимания показывает, что все разнообразие смысловых связей можно свести к трем основным категориям отношенийчеловека с бытием – отношения с миром, отношения с людьми, отношения с собой (Мясищев В.Н,1995, др.).
Представление о роли взаимных отношений в определении человеческой сущности четкосформулировано С.Л. Рубинштейном: человек самоопределяется и самоосуществляется только в отношениях с другим человеком, поскольку «Я не существую без другого; я и другой сопринадлежны…» (Братусь Б.С., 1997, Рубинштейн С.Л., 1973, 252-253). Способ отношения к другому - центральная,смыслообразующая характеристика человека. Поэтому возможна классификация смыслового развития человека, психологическим критерием в которой выступает реальный способ отношения к другому человеку, другим людям, человечеству в целом (Братусь Б.С., 1999).
Отношение личности к общению и партнеру по общению на уровне ценностно-смысловых связей конкретизируется в виденаправленности личности в общении (Братченко С.Л., 1985, др.). Существует зависимость возможности достижения взаимопонимания с партнером и принятия-непринятия собственной личности: неблагополучие самоотношения ослабляет способность адекватно понимать партнера, а также провоцируетотчуждение во взаимоотношениях, блокируя, как в замкнутом круге, реализацию личностных потенциалов, и еще больше усиливающую внутреннюю конфликтность субъекта (Горянина В.А., 1997, Головаха Е.И., Панина Н.В., 1989, др.). Различие ценностно-смысловых позиций понимающих ведет кразличиям путей понимания, предпочтению тех или иных фокусов взаимопонимания - "через личность" (свою или другого) или "через ситуацию", приводя к различиям его результатов:* личностные различия выбора (связанные с ориентацией человека на понимание другого, себя или понимания ситуации),* различия ситуативные (разные ситуации "способствуют" вычленению того или иного пути (той или иной задачи)осмысления происходящего),* различия, связанные с особенностями партнера(-ов) по общению (вносящих свой вклад в выбор направленияосмысления происходящего).В связи с этим встает задача изучения взаимодействия личностного, межличностного и ситуативного факторов выбора того или иного направления (фокусов, связанных с ними стратегий и схем)понимания происходящего в своем и чужом внутреннем мире, а также во внешнем мире субъектамипсихотерапевтического общения.
Вклады и взаимодействие этих трех "факторов" изучены мало, вперсоналистских концепциях часто переоценивается роль личностных особенностей понимающего, вситуационистских - ситуативных, в ксенологических - рассматривается влияние "другого человека".Одним из решений этой проблемы и является подход, согласно которому смысловые структуры личности разделяются на два типа: обладающие трансситуативным, "наддеятельностным" характером ифункционирующие в пределах конкретной, отдельно взятой деятельности или ситуации (ЛеонтьевД.А., 1999).
Кроме того, в случае консультационного взаимодействия мы сталкиваемся с двумя типами ситуаций, позволяющих реконструировать способы бытия (во-площения жизненных ценностей)его субъектов: а) проблемной «жизненной ситуацией» клиента, которую нужно переосмыслить и, тем145самым, преобразовать, психологу и клиенту, б) ситуацией консультативного взаимодействия, котораявозникает в процессе и по поводу данного переосмысления, в той или иной мере являющейся «зеркальным» отражением первой ситуации.В школе Т.М. Дридзе (Адамьянц Т.З., 2008, Дридзе Т.М., 1999, др.) отмечается важность внимания к обменным процессам человека и среды. Она называет это "экоантропоцентрической парадигмой" исследования, которая позволяет изучатьне только формы (структуры), но и механизмы самоорганизации и воспроизводства социальности сквозь призму организующих развитие социума и актуальную социокультурную жизнь "человекосредовых" начал. Чтобы глубже понять причиныобщего и разного в поведении людей, важно признать наличие между ними неявного "медиатора", интегрирующего такназываемые "объективные" свойства среды с их индивидуальной интерпретацией личностью.
Эти образования - "ситуации".Подчеркивается, что чрезмерная фиксация на каком-либо одном из "компонентов" триады «ЯДругой-Ситуация» приводит к непониманию или искажению понимания (Бахтин М.М., 1969, Выготский Л.С., 1960, В.П., Моргунов Е.Б., 1994, с.325, 328, Рубинштейн С.Л., 1973, Ухтомский А.А., 1995,Abrams D., Hogg М.А., 1998, Bell P.A. et al., 2001, др.). В связи с последней проблемой отмечается взаимосвязь понимания конкретной ситуации общения и миропонимания субъекта: социальнопсихологической компетентности.
Понятие «социально-психологической» или, уже, диалогическойкомпетентности, с точки зрения ситуационистского подхода, включает ряд компонентов: компетентность-в-другом, Я-компетентность и компетентность-в-ситуации (Петровская Л.А., 1996, 2007) какориентация человека в собственном личностном потенциале, потенциале собеседника и потенциалеситуации. Эти потенциалы не являются независимыми: изолированное исследование потенциала личности безотносительно к ее окружению неправомерно (Синягин Ю.В.