Диссертация (1097348), страница 42
Текст из файла (страница 42)
С другой стороны, важно, что повествования об опыте негативных переживаний, по данным исследователей, обычно приводит к повышению тревоги, депрессивным и враждебным настроениям т.д., а это опровергает идею дебрифинга о положительной роли обмена переживаниями. Дебрифинг с его ориентацией на обсуждение травмировавшего переживания вызывает различные негативные последствия, которые служат разрушению связей. Многочисленность деформаций самого консультирования, деформаций жизнедеятельности клиента и консультанта как результат избыточностинегативной смысловой информации - широко известна и является основанием проведения супервизий, дебрифингов и других процедур в процессе работы с психологами и другими оказывающими помощь людям специалистам.
Кроме того, в изучении влияния воздействия на "получателя" социальногообмена переживаниями выявлены другие элементы процесса, например, "вторичный социальный обмен». Проблема вторичного обмена также важна в связи с вопросом о защищенности клиента в консультировании. Вторичный социальный обмен предполагает, что слушатель делится своим опытом иопытом рассказчика с другими людьми. Частота обмена обычно растет в зависимости от интенсивности переживаний при прослушивании интенсивности переживаний события, поэтому вторичный обмен имеет тенденцию к расширению (Luminet O., 2008, Rimé B., 2007, 2009, Rimé B. & Paez D., 2007,2010). Первичный социальный обмен включает "повторное воспроизведение»: одни и те же лица, сообщают об эпизоде и ряде других случаях.
Вторичный социальный обмен включен в следующийпроцесс: обсуждаемая информация передается через цепочку людей, первоначально непонятные ас113пекты обычно так или иначе трансформирутся. Т.о., в ходе социального обмена, конкретные люди обрабатывают информацию через фильтр уже существующих убеждений («символических вселенных»как систем сложившихся значений и смыслов). В связи с многократным повторением таких эпизодов,их репродукцией, они затрагивают коллективную память, включая реформирование старых значенийи убеждений и формирование новых (Luminet O., 2008, Rimé B., 2007, 2009, Rimé B. & Paez D., 2007,2010). Самое главное - иллюзорность конфиденциальности: социальный обмен предполагает конфиденциальность, однако, в большинстве случаев переживания рассказчика становятся предметом вторичного и последующих обменов.
Поэтому возможности помощи клиенту определяются его готовностью к решению собственных проблем в процессе сотрудничества со специалистом (Пинкус А., Минахан А., 1993, Яковлева С.В., 1998).В настоящее время дебрифинг используется и других областях, где также можно увидеть проявление названных тенденций.
Так, дебрифинг в организационном консультировании и социально-психологических тренингах представляет собойобсуждение с обучаемым того, что и какими способами было сделано, что можно исправить, а что необходимо поддерживатьв своём поведении. В социально-психологическом тренинге дебрифинг занимает одно из самых значимых мест, так как вслучае работы с так называемыми «гибкими умениями», т.е. умениями, связанными с взаимодействием с другими людьми,не существует однозначно правильных или неправильных решений.
Он не только помогает развивать умения и знания, но иполезен для работы с ценностями обучаемых по поводу применения этих умений, знаний (Рассел, Т., 2002, с.113), то есть впроцессе «управления знаниями». Понятие «управление знаниями» фиксирует один из современных ракурсов интегративного изучения организационного консультирования (Коллисон К., Парселл Д., 2006; Мирошниченко А. Н., Фадев П.Э., Терпиловский Г.Ч., 2012).
Основа модели «управления знаниями» - конструктивистский подход, его предтечи - концепции программированного обучения Б.Скиннера и др., советская школа развивающего обучения, система дистанционного обучениякак инструмент конструктивисткой педагогики и др.. (Библер В.С., Курганов С.Ю., Литовский В.Ф., др., 1993, Лайнен М.М.,2008, Ляудис В.Я., 1991, Мудрик А.В., 1995, Ромек В.Г., 2002, Скиннер Б., 1986, 2003, др.).
Главная задача конструктивистского подхода к формированию умений и знаний - научить обучающегося самому конструировать знания, умения, другиеэлементы своей жизнедеятельности, которые он будет использовать на практике, внося в их содержание личностные смыслы.Знание или умение, компетенция оказываются, искусственным, «идеальным» (Альтшуллер Г., 1979, с.122-127) решениемпротиворечия в естественных процессах.
Идеальной системой (в том числе знанием или умением) считается система, которой нет, но функции ее выполняются: в консультативной психологии этот принцип воплощен в парадоксальной теории изменений и иных, экзистенциально-гуманистических, когнитивно-бихевиоральных, психоаналитических и т.д., концепцияхпсихологического консультирования. Эффективность конструктивистского подхода связана с тем, что он сфокусирован наконтексте, задающем требования к «техническому решению» - знанию, умению, компетенции; на минимизации ресурсов,привлекаемых в процессе использования знаний и умений в старом контексте, на создание идеальных решений, т.е.
«идеальных систем». Он ориентирован на активизацию экспериментального отношения субъекта к себе и своей жизнедеятельности,на накопление и изучение эспириентального опыта, развивающий диалог субъекта с собой и миром. При этом постоянство инепрерывность развивающих событий (сеттинг) задают пространство и время конструирования опыта, каким бы содержанием (направлением консультирования) и форматом (краткосрочным, долгосрочным т.д.) это обучение ни задавалось. Именно ссеттингом связаны успехи социально-психологического консультирования: пространство и время конструирования опытавключает социальный обмен переживаниями – по поводу конкретных ситуаций жизнедеятельности.
В процессе консультирования происходит смысловая переориентация субъектов.Цель дебрифинга в рамках организационного консультирования, в том числе, направленного наразвитие управления знаниями, – подвести участников диалога к осознанию разных способов решенияпроблем, с различных точек зрения, исследованию возможностей и ограничений «соприкосновения»этих различных точек зрения, и, тем самым, оптимизировать жизнедеятельность субъектов, их деятельность и общение в ситуациях, сходных с возникшими в консультировании, на тренинге.
Такимобразом, взаимопонимание выступает как условие успешности (продуктивности и эффективности)дебрифинга, осуществляющегося как в контексте кризисной поддержки клиента, попавшего в экстремальную ситуацию, так и в контексте сопровождения изменений клиента, его обучения в процессеповседневной профессиональной, семейной и т.д. жизнедеятельности. Однако, однозначно подтвердить эффективность и продуктивность дебрифинга и иных краткосрочных интервенций когнитивного,114поведенческого и психодинамического типа нельзя: как показывают исследования Б.Римэ и коллег(Luminet O., 2008, Rimé B., 2007, 2009, Rimé B. & Paez D., 2007, 2010 и др.), - обсуждение ситуаций(событий), вызывающих интенсивные переживания, то есть связанные со смысловыми коллизиями, неявляется специфичным для профессиональной социально-психологической помощи, а также (как социальный обмен переживаниями) не является феноменом, обладающим однозначной способностьюоблегчить состояние субъекта, особенно в тех случаях, когда субъект избегает обсуждения травмировавшей его ситуации, сознавая, что обнародование связанной с нею смысловой информации можетпривести к ухудшению его отношений с людьми, социумом в целом.
Исследования Б.Римэ и его коллег и подтверждают, и опровергают результаты изучения разных форм социально-психологическогоконсультирования, процедуры которого (Lebigot M., 2001) могут быть, а могут и не быть продуктивными и приводить к изменениям. Вопрос о том, каков будет результат помощи конкретному клиентуконкретным консультантом в той или иной ситуации определяется во многом тем, какими будут обстоятельства - общие условия проведения этих процедур. Взаимопонимание, осуществляемое в атмосфере направленного на осмысление травмирующей ситуации (опыта) диалога, предполагающего непросто обмен переживаниями и опытом, но его совместную смысловую переработку, активное использование и осмысление субъектами прямых, обратных и консоционных связей (Арутюнян М.Ю.,Петровская Л.А., 1983, Бодалев А.А., 1982, Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А., 2008, с.231240, Колкунова Т.Ю., 2005, Петровская Л.А., 2007, Рассел Т., 2002, Соловьева О.В., 1992, Сосланд А.,1999, Powers W.T., 1973, Rothke S., 1986) является одним из таких - внутренних условий.Если опираться на результаты исследований социального обмена (разделения) переживаний вдебрифинге и других исследованиях социально-психологического консультирования как обмена или«разделения» субъектами смыслами своей жизнедеятельности, то его успешность связана с формированием и развитием отношений партнерства и взаимной поддержки, психологической безопасности инаправленности на развитие субъектов диалога.
Условиями и результатами таких отношений выступает взаимопонимание субъектов. Оно формируется в процессе социального обмена (разделения) переживаниями, их смыслами, и развивается в процессе преобразования смыслов общающихся субъектов по мере построения и развития помогающих отношений. Это проявляется в формировании развернутых, осознанных, обращенных к совместной рефлексии (направленных на совместное исследование) и совместному преобразованию смыслов прямых, обратных и консоционных связей.