Диссертация (1097348), страница 39
Текст из файла (страница 39)
и др., 2013, Базаров Т.Ю., Еремин Е.Л., 2012, Каштанова Е.В., 2013, Куприянчук Е.В., Щербакова Ю.В., 2013, Маслова В.М., 2013, др.). Особые вопросы связаны с диагностикой и(ре)формированием организационной культуры (Липатов С.А, 1999, Липатов С.А.
Жуков Ю.М., Хренов Д.В., 2006, Шейн Э., 2007, др.), в т.ч. влияния консультанта на взаимоотношения в коллективе(Гриншпун И.Б., 2002, Морено Дж., 1993, 2001, Морено З., 1993). В рамках изучения организационного консультирования анализируются сходство и различие индивидуального, группового и организационного функционирования и развития, выделяются общие и частные феномены взаимопониманияво взаимодействии организации, ее руководителя или иных специалистов как клиентов и консультанта, выступающего как фасилитатор, эксперт и диагност, наставник («ментор»), коуч и т.д.
Разнообразие позиций и функций консультанта нередко вызывает иллюзию разнообразия ситуаций взаимодей105ствия клиента и консультанта и его отличия от иных форм психологического консультирования. Однако, среди важных моментов, зафиксированных в развитии организационного консультирования выделяются идеи важности «интрамаркетинга», взаимопонимания и диалогического, паритетного взаимодействия, сотрудничества, направленного на преодоление барьеров осмысления возможностей иограничений клиента, расширение, углубление и согласование его понимания себя, окружающих еголюдей и групп (организаций), мира в целом.
Многоуровневость и многоликость проблем, с которымиимеет дело организационный консультант, подчеркивает роль процессов осмысления происходящего,важность согласования ценностно-смысловых позиций и моделей взаимодействия консультанта и егоклиентов. В связи с развитием практики самообучения, внутрифирменного обучения и взаимопомощиспециалистов, особое внимание уделяется активизации и фасилитации организационных измененийкак изменений взаимоотношений людей (Жуков Ю.М., 2009, Бутонова Н.В., 2009, МакЛюэн М.
и др.,2004, Коллисон К., Парселл Д., 2006; Мирошниченко А. Н., Фадев П.Э., Терпиловский Г.Ч., 2012,Уфимцев Р., 2009, 2010, Breakspear C., Hamilton Cl., 2004, др.). Поэтому особенно продуктивным аспектом является развивающийся полилогический подход: тенденция рассматривать не столько консультативный диалог, сколько триалог или полилог как условие повышения успешности и эффективности консультативного взаимодействия (Братусь Б.С., 1997, Орлов А.Б., 1997, Хараш А.У., 2014, др.).Исследователи проводят аналогии, усматривают паралелльность процессов, протекающих во внутреннем мире, «монодрамах» клиента, консультанта и супервизора, в консультативном и супервизорском полилоге.
Эти полилоги, соотнесенные друг с другом, образуют макро-полилог: взаимопонимание выступает как состояние сознания субъектов и/или качество их взаимоотношений, при которомконсультативный, супервизорский и внутренние полилоги субъектов вступают в полилог друг с другом, фиксируется гистерезис как синхронизация, параллелирование протекающих в них процессов,.Примером является также проблематика кросс-культурного взаимодействия и иных специфических ситуаций, в которых рельефно выражены особенности ценностно-смысловых позиций, моделей общения и жизнедеятельности субъектовдиалога.
В результате осмысления этих особенностей исследователи приходят к представлению о консультировании как«врачевании культурой», взаимодействии культур, организующих их ценностно-смысловых систем (Пезешкиан Н., 1993, SueS., 1988, Tyler F., Sasswell D., Williams-McCoy J., 1985, Wohl J., 1989, Winter G., 1966, др.). Обсуждение вопроса об эффективности консультирования, проводимого консультантами и клиентами разных этносов и культур имеет ряд решений. Согласногипотезе "соответствия" (cultural compatibility hypothesis), взаимодействие консультанта и клиента эффективно, если культурные барьеры между ними минимальны (Lopez A.A. et al., 1991, Sue D.W., Sue D., 1990). Многочисленные эмпирические проверки этой гипотезы показали, что принадлежность взаимодействующих клиентов и консультантов к разным этническимгруппам не сказывается на результатах консультирования, особенно в случаях авторитарных (директивных), конкретных,ориентированных на воздействие и непосредственное изменение, решение проблем, подходов (Boyd-Franklin N., 1989,Paniagua F.A., Baer D.M., 1981, Walker R.D., LaDue R., 1985).
Альтернативная "универсалистская" гипотеза (universalisticargument) предполагает, что эффективная помощь во взаимодействии людей разных этнокультурных групп не связана прямои не зависит от этнической/расовой принадлежности консультанта и клиента (Dana R.H., 1993, Tharp R.G., 1991). Поэтомунаряду с исследованием культурно-специфических моделей организации консультативного взаимодействия, в последнеевремя все большее внимание начинает уделяться поиску транстеоретических, инвариантных характеристик и феноменовконсультирования как преобразующего, понимающего диалога со значимым другим, исследованию множественного соответствия: ценностных установок консультативной помощи, психотерапевтических мифов, заложенных в них способовосмысления происходящего, психологических методик и техник общения с клиентом. Исследователи полагают, эффективный консультант должен обладать двумя качествами: а) культурной сензитивностью - осознанием культурных вариантов иособенностей представителей разных групп и специфических коррекционно-диагностических подходов, которые могут эффективно использоваться в психотерапии, б) культурной компетентностью - уметь транслировать это сознавание в процессеорганизации продуктивного взаимодействия с клиентом (Atkinson D.R., Wampold B.E., 1993, p.247, Barker F.M., 1988, p.157,Paniagua F.A., 1994, p.7, Pedersen P., 1994).106Выявление транстеоретических феноменов и моделей оказания психологической помощи(transtheoretical practice of psychotherapy) предполагает на этом фоне изучение формирования и развития «психотерапевтических мифов» в процессе развитии психологии как теории и практики самосовершенствования человека, анализ специфики организации консультативного взаимодействия в связис особенностями ("типом") клиента и его проблем, в том числе их «социально-психологическим»,«возрастно-психологическим» и т.д.
характером (Бауманн У., Перре М., 1998, Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г., 2007, Соколова Е.Т., 2002, Хозиева М.В., 2005, др.). Изучениеусловий продуктивности и целей (результатов), дебрифинга и иных форм социальнопсихологического консультирования, его феноменов и процедур, технологий и механизмов, а такжеизучение социального обмена переживаниями, условий его продуктивности и наиболее распространенных целевых стратегий в целом, показывает, что психологическая помощь продуктивна, если еепроцессы способствуют достижению клиентом понимания травмирующей ситуации, а также себя идругих участников ситуации, и, параллельно, способствуют достижению взаимопонимания субъектоввзаимодействия (клиента и психолога, клиента и других частников группы).
Синхронное, параллельное развитие миропониманий субъектов предполагает возможности реализации потребности в понимании и потребности быть понятым, в подтверждении и разделении, в развитии и в субъектности.Неотсроченность дебрифинга и других процедур облегчает соотнесение процессов и результатовосмысления травмирующего опыта и опыта психологической помощи, включая транслируемую консультантом модель продуктивного осмысления травмирующей ситуации, наряду с вниманием ксмыслам самого клиента как «самопсихотерапевта».
Отсроченнность других видов – позволяет переработать информацию для ее дальнейшего – рефлексивного – осмысления. Нацеленность психологического консультирования в целом на изучение опыта и его понимание самим субъектом в условияхоткрытости (развития субъекта и его отношений) и безопасности (подтверждения индивидуальностисубъекта и причастности, разделения социального опыта), а также обмен смысловой информацией(опытом) с другими клиентами и специалистами, включенными в систему партнерских отношений,позволяет клиенту достичь нового понимания себя и мира, взаимопонимания с консультантом и другими людьми (Адлер А., 2002, Лэнгле А., 2008, Менегетти А., 2009, Орлов А.Б, 2004, 2009), изменитьотношения.Яркий пример исследований психологического консультирования как взаимопонимания - практикуемый в кризисной психосоциальной работе психологический дебри́финг — слабоструктурированная психологическая беседа с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму.
Это - кризисное вмешательство, предназначенное для того, чтобы ослабить и предупредить вызванную психической травмой посттравматическую стрессовую реакцию у нормальныхлюдей, которые находятся в чрезвычайной, стрессовой ситуации (Тхостов А.Ш., Зинченко Ю.П., 2001,Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., 2006, Панфилова А.П. и др., 2004, Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И., 2004, Armstrong K, O’Callahan W, Mannar C.R., 1991, Chemtob C.M, Tomas S, Law W, et al:,1071997; Dyregov A., 1989; Mitchell J.T., 1983).