Диссертация (1097348), страница 41
Текст из файла (страница 41)
В контексте изучения отмечается, что дебрифинг содержит элементысоциальной поддержки и обмена смыслами, переосмысления (в рамках процессов отреагирования,переоценки и информирования), управления поведением (изменениями), поэтому эти элементы какфакторы успешности помощи должны изучаться как изолированно, так и совместно для установленияих относительной психотерапевтической значимости. В теории социального обмена или разделенияпереживаний, отражающей результаты многочисленных теоретических и эмпирических исследованийпередачи переживаний от одного человека к другим, подчеркивается, что переживания социальны:человек практически всегда делится своими переживаниями с другими(Rimé B., 2009; Rimé B.
et al.,2010, др.). Относительно необычные, вызывающие интенсивные переживания ситуации (эпизоды)социального взаимодействия повсеместно вызывают у их участников потребность обсудить произошедшее с другими людьми (Rime В., 1984). Межличностные отношения людей, т.о., связаны с процессами и результатами «социального разделения переживаний». В основе потребности социального разделения лежат «катарсические эффекты» вербального выражения переживаний: разнообразие человеческих переживаний по поводу сходных или одного и того же эпизода (ситуации), то есть способовосмысления одни и тех же событий и фактов внутренней и внешней жизни человека, приводит к тому110что при обмене переживаниями они «обнуляются», к облегчению состояния и катарсическим эффектам (Luminet O., 2008, Rimé B., 2007, 2009, Rimé B., Paez D., 2007, 2010).Переживания человека как продукт межличностного взаимодействия, взаимозависимости людей в социальных ситуациях их жизнедеятельности, описываются в теориях привязанности, посвященных детям (Боулби Дж., 1969; Riger S.., 1993, др.).
Развитие и зрелость, однако, с точки зренияклассических теорий взросления, предполагают, что человек как «одинокий рейнжер» должен справляться с жизненными трудностями самостоятельно, независимо от внешнего вмешательства, в томчисле в виде помощи в понимании смыслов его переживаний. До исследований школы Б.Римэ имплицитно предполагалось, что социальный обмен переживаниями исчезает в подростковом возрасте:чтобы стать зрелым, взрослым человеком, подростку нужно отказаться от социальной взаимозависимости и, вместо нее, развивать собственные адаптационные способности разрешать проблемы самостоятельно, без вмешательства извне (Белокрылова М.Ф., Семке В.Я., 1991, Thoits P.A., 1984). Однако,смешивать самостоятельность и отчуждение, взрослость и одиночество неправомерно: любое переживание, его осмысление отдельным человеком влечет за собой ряд следствий в межличностных отношениях, а также и на коллективном уровне.
Поэтому, как гласит гипотеза Б.Римэ, изначально ограниченные родительским воспитанием дети постепенно включаются во все более увеличивающийся кругобщения (Luminet O., 2008, Rimé B., 1991, 2007, 2009, Rimé B. & Paez D., 2007, 2010). Процессы социального обмена у взрослых стимулируют " когнитивную переработку переживаний, развитие знанийличности о переживаниях, способствуют изменениям и укреплению межличностных отношений исоциальной интеграции. В поддержку этого заключения исследований Б.Риме можно отметить, чтоеще Л. Фестингер, представив теорию социального сравнения, отмечал, что взрослые люди стремятсяк точному самопониманию, сравнивая себя с другими (Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., ПетровскаяЛ.А., 1988, Фестингер Л., 2010).Кроме того, люди обращаются к окружающим, социальной среде, в поисках разъяснений, когда сталкиваются с неясными или запутанным ситуациям или переживаниям. Преодоление проблемных ситуаций, которые непонятны или могутбыть поняты неоднозначно, связно с развитием и осуществлением потребности (стремления) поделиться опытом их переживания с другими.
В теории когнитивного диссонанса содержатся и иные доказательства взаимозависимости взрослых людей:если переживания являются необычными, не ожидаемыми, они могут влиять на самопонимание и, таким образом, оспаривать обоснованность базовой системы верований. Когда ожидания не подтверждаются, возникает, как известно, когнитивный диссонанс ожиданий (привычных явлений) и реальности, Люди стремятся преодолеть диссонанс путем рационализации, осмысления несоответствия или его устранения. Т.о., после переживания проблемного опыта люди просто нуждаются вобщении, другие могут помочь уменьшить когнитивный диссонанс, предложить новые точки зрения - интерпретации.Переживания человека имеют длительные и обширные когнитивные и социальные последствия.Они не являются исключительно мимолетным и внутренними короткоживущими и внутриличностными эпизодами (Василюк Ф.Е., 1984, 2007, Богин Г.И., 2001, Лейнер X., 1996, Проект Ю.Л., 2007,Lazarus R.
S. Et al., 1965, Lazarus R. S. & Folkman S., 1985). Научные исследования трагических и важных событий в жизни демонстрируют склонность жертв обсуждать свой опыт и выражать переживания. В этом процессе особенно важны «отрицательные» переживания – как топливо познавательнойдеятельности. Негативные переживания обязательны в начале когнитивных усилий, направленных наснижение диссонанса (Фестингер Л., 2010, Festinger L., 1957, 1954). Они стимулируют обмен, активи111руют системы поддержки, осмысления и изменения.
Переживания требуют «когнитивной артикуляции" из-за своего интегративного, насыщенного смыслами сложного характера. В диалоге, выражаяопыт в понятиях, люди вынуждены классифицировать и организовать содержимое переживаний, кроме того, в процессе повествования они могут конкретизировать и объективизировать опыт в сценарий,который может помочь сделать произошедшее более понятным. Социальная среда предоставляет человеку социально приемлемые способы определения переживаний (опыта) (Luminet O., 2008, Rimé B.,2007, 2009, Rimé B., Páez D., Basabe N., Martínez F., 2010). Межкультурные исследования показали, чтосоциальный обмен характерен для разных народностей, хотя восточные культуры демонстрируют немного более низкие показатели внешнего социального обмена (Hofstede G., 2001): в индивидуалистической культуре социальные сети более диверсифицированны, в коллективистских культурах отмечается большая близость межличностных отношений, обмен носит непрерывный, внутренний характер.Социальный обмен переживаниями - межличностный процесс, в котором, после события, ставшего источником переживания люди инициируют межличностное взаимодействие, в котором обсуждают это событие и свои переживания на него.
Другими словами, социальный обмен можно рассмотреть как процесс реактивации переживания «на более высоком», символическом (понятийном)уровне. Б. Римэ и коллеги выделили характеристики этого явления: переживание воссоздается в диалоге, в рамках создания или использования «социально общего языка», переживание воссоздается,чтобы поделится с адресатом (реальным или символическим) и изменить что-либо – в себе или адресате (Luminet O., 2008, Rimé, B., Mesquita, B., Boca, S., et Philippot, P., 1991, Rimé B. & Paez D., 2007,2010).
Люди обладают индивидуальным ансамблем представлений о себе, других, мира и т.д. Такие«наивные теории" являются проявлением феномена конструирования реальности и образуют в единстве миропонимание человека, его «символическую вселенную». Родители транслируют свои «символические вселенные», миропонимания. Эти «вселенные» являются значимой частью социальнообщих знаний, передаваемых в процессе образования и социального взаимодействия (коммуникации),детям.
Миропонимание («символические вселенные») содержит руководство о том, как разобраться вмире, включая как относительно стабильные идеологические структуры, так и способы осмыслениясебя, людей, мира в целом, представления о продуктивных моделях общения и отношениях людей.Если одно из убеждений структуры (сети) находится под угрозой, стабильность всей структуры (сети)может оказаться под угрозой. Такие убеждения имеют социальное происхождение, их пересмотр может быть узаконен только через социальный консенсус. Структуры используются в процессе повторного, структурированного, обоснования убеждений, признанных недействительными в результате вызвавшего переживания события (Luminet O., 2008, Rimé B., 2007, 2009, Rimé B. & Paez D., 2007, 2010).Социальный обмен выполняет ряд функций (Luminet O., Bouts P., Deli, F., Manstead A.S.R andRimé B., 2000): а) социальная поддержка, попытки утешения, связанные с трансляцией «утешающегопонимания», например, в форме позитивного переопределения, сочувствие и понимание, трансляцияпонимания, связанных с ним смыслов, б) отвлечение или конкретные действия, исходящие из более112или менее осознанных попыток «инопонимания», в) де-инсценировка как рассмотрение ситуации сточки зрения ее «декатострофизации», «экспертного осмысления», запрос информации или уточненийоб опыте, понимание как смысловая перецентрация.
При этом, ради сохранения и развития отношений, человек может избегать обсуждения. Идея защиты - от нежелательных последствий в областисоциальной сферы – связана с тем, что открытие неприятных секретов может нанести ущерб социальным отношениям (Baumeister R.F. and Leary M.R., 1995; Finkenauer C., 1998). Т.о., вместо социальнойинтеграции и укрепления связей, откровения могут разрушить отношения человека к себе и миру, егопонимание себя и мира, привести к социальной и личностной дезинтеграции, деперсонализации.По оценкам Б.Риме социальный обмен происходит по поводу «лишь» 80-95% от событий, 5-20% не обсуждаются, целенаправленно утаиваются. Существует мнение, что люди не могут разделить чрезвычайно интенсивные в плане переживаний события, потому что они «непередаваемы2 (Archer R.L., and Berg J.H, 1978).
Однако, большинство людей мотивированыпересмотреть такие события: просто из стремления и привычки понять. Вместе с тем, переживания, связанные с чувствамистыда и вины, как правило, разделяются, реже, и с меньшим количеством людей. В то время как обмен позитивными и амбивалентными, непонятными переживаниями по поду событий включает самораскрытие, выражено негативные переживания,например, чувства стыда и вины, связанны с сокрытием личности. Исходя из того, что социальный обмен - источник межличностного взаимодействия, социальной интеграции как процесса ормирования позитивных и прочных отношений, многиелюди стремятся к обмену, чтобы формировать и поддерживать именно такие отношения. Поэтому очевидны причины сокрытия: желание не задеть кого-то, сохранить свои отношения имидж в глазах других, защитить свою личную жизнь то естьпсихологическая безопасность, выступающая как одно из условий продуктивного консультирования (Роджерс К., 1994).Таким образом, в процессе общения субъект выбирает между самораскрытием и самопрезентацией, «быть» или «иметь» (Амяга Н.В., 1991, Гоффман Э., 2000, Вахштайн В.С., 2003, Зинченко Е.В.,1998, Ковалев А.Д., 2002, Кошелева Ю.П., 1998, Михайлова Е.В., 2007, Никитченко Т.Г., 2003, Перепелица Н.В., 2003, Петрова Е.А., 2004, Шемякина Н.В., 2000, Шкуратова И.П., 2005, 2009, Фромм Э.,1992, 1995).