Диссертация (1097348), страница 40
Текст из файла (страница 40)
В настоящее время дебрифинг как метод экстренной социально-психологической помощи представляет собой популярную форму кризисной интервенции. Егоцель - снизить тяжесть психологических последствий после пережитого стресса, минимизироватьпсихологические страдания посредством а) «проработки» когнитивной организации переживаемогоопыта посредством понимания структуры и смысла происшедших событий, переживаний по их поводу и б) интенсивного «обмена переживаниями» и в) информацией об управлении изменениями. В основу современных моделей дебрифинга положено несколько основных идей. Он используется и какиндивидуальное, и как групповое вмешательство, однако, групповые занятия эффективнее, посколькупомогают воссоздать “первоначальную ситуацию” (Herlofsen P., 1996), то есть разобраться, что произошло: понять себя, других и ситуацию.
Кроме того, группа становится местом для общения, доверияи чувства безопасности, а также - восстановления порядка. Дебрифинг содержит как основные элементы вербализацию, направленную на повторное переживание (ре-переживание, переосмысление)нетравматических аспектов пережитого события, на исследование травматических переживаний вконтексте поощряющей (подтверждающей) и защищающей групповой поддержки, на «нормализацию» реакций, включая переживание и понимание происходящего и стимулирование осмысления переживаний (на когнитивном уровне), информирование о вариантах психологического реагированияпосле перенесенного психотравмирующего события, то есть, по сути, – обучение способам осмысления травмирующей ситуации, самого дебрифинга и их последствий (Bisson J., McFarlane A., Rose S.,2000, Kenardy J.A., 2000, Rose S., Bisson J., Wessley S., 2001, 2003).
В процессе обмена переживаниямипроисходит более или менее неявная передача роли «знающего» самому страдающему человеку. Этоприводит к уменьшению индивидуального и группового напряжения через уменьшение ощущенияуникальности и ненормальности собственных переживаний, к мобилизации и интеграции внутреннихи внешних ресурсов личности и группы, преодоление барьеров взаимоотношений как барьеров непонимания себя и друг друга, усиление взаимной поддержки как солидарности, взаимопонимания. Происходит "закрытие прошлого" как подведение итога (итогового смысла) пережитого, возникает «новоеначало», предполагающее творческое использование опыта в дальнейшей жизни.Феномен социального обмена обеспечивает удовлетворение различных потребностей взаимодействия и развития человека, в частности, потребности в разделении (неодиночестве и поддержке),потребности в понимании и потребности в субъектности (возможности оказания влияния, контролянад происходящим).
Если рассматривать социально-психологические и иные психологические исследования этого феномена, то можно сделать выводы о том, что такой обмен: а) неспецифичен для ситуаций социально-психологического консультирования, б) не обязательно приводит к позитивным изменениям, не всегда проясняет что-то для клиента и помогает предотвратить нарушения.В целом психологическое вмешательство, в том числе, после травмы отвечает потребностям пострадавших в преодолении чувств беспомощности, дезориентации и непонимания, изоляции и т.д. в связи с пережитой травмирующей ситуацией(Тхостов А.Ш., Зинченко Ю.П., 2001, Rose S., Bisson J., Wessley S., 2003). Этот метод основан на гипотезе и социальном нормативе, предполагающих необходимость оказания немедленной помощи жертвам психологических травм (возникающих врезультате катастроф и разных форм насилия) со стороны общества (Bolwig T.G, 1998).
Принято считать, что дебрифинг как108отреагирование в условиях безопасности, поддержки и конфиденциальности, связан с осознанием нормальности (неуникальности) собственных переживаний, мобилизацией внутренних ресурсов для подготовки к возникновению отсроченных последствий события (Dontsov A.I., Perelygina E.B., 2011). Поэтому его нужно проводить практически сразу после травмирующей ситуации, к моменту, когда участники событий будут способны к рефлексии, пониманию ситуации и самопониманию.Считается, что в случаях, когда дебрифинг оказывается по тем или иным причинам отложенным, происходит консолидацияследов травмирующего опыта (неосмысленных или неправильно осмысленных фрагментов ситуации), сопровождаемая рядом нарушений в социально-психологической и иной сферах, вплоть до психопатологий и деформаций жизнедеятельностисубъекта.
Дебрифинг не учитывает такие факторы, как механизмы восстановления и преобразования травматического опыта,стиль психологического преодоления (защиты, совладания или самореализации) трудной ситуации переработки опыта, ранееперенесенные травмы и психические расстройства у пострадавшего, активизирующиеся наряду с диссоциативными проявлениями, с непониманием себя и окружающего мира, связанными с психологической травмой, то кризисный дебрифинг былвнесен в список процедур, способных дополнительно («вторично») травмировать пострадавших.Среди неучтенных факторов, таких как утрата близкого человека или профессии (трудового места), разлука и даже смена места пребывания, выступающими как дополнительные стрессовые факторы, многие требуют иных по форме, времени и месту вмешательств (Бане М., Рикардс А., Речел X.,2003; Василюк Ф.Е., 2001; Тхостов А.Ш., Зинченко Ю.П., 2001).
Раннее вмешательство может разрушить механизмы восстановления субъекта, в том числе восстановления его способности к пониманиюпроизошедшего с ним и другими людьми, разрушить или трансформировать механизмы психологической защиты и совладания. Более позднее вмешательство, предполагающее, что психологическаяпомощь оказывается на этапе, когда способность понимания возвращается (Chemtob C.M, Tomas S,Law W, et al:, 1997; Raphael B., Meldrum L., McFarlane A.C., 1995), более продуктивно. Заставляя пострадавших обсуждать психотравмирующее событие, не давая им достаточного времени для того,чтобы привыкнуть к переживаниям, самостоятельно найти подходы к их осмыслению, специалистывызывают «эффект погружения». Этот эффект, по механизму индоктринации, привносит в ситуациючуждые клиенту смыслы, в том числе те, что способны вызывать активизацию барьеров понимания,затруднить осмысление травмирующей ситуации, у некоторых пострадавших вызывает вторичноепсихотравмирующее переживание.Кроме того, поскольку психологический дебрифинг может быть не только добровольным, но и обязательным, то,кроме общих проблем, связанных с этой формой вмешательства, практика обязательного дебрифинга, способна привести кпассивности участников, активизировать барьеры понимания (Flannery R.B., Fulton P., Tausch J.
et al, 1991). Поэтому в настоящее время методики и структура проведения кризисного дебрифинга варьируются в зависимости от характера и масштабовтрагедии. Часто применяется многоуровневый дебрифинг, при котором психологи и их клиенты, работающие непосредственно на месте события, впоследствии сами получают психологическую, в том числе, супервизорскую, помощь от своихколлег на «втором уровне» (Arendt M., Elklit A., 2001; Dyregov A., 1989; Rose S., Bisson J., Wessley S., 2003, др.).Поэтому результаты исследований психологического дебрифинга противоречивы.
Некоторыеисследователи отмечают высокий уровень удовлетворенности клиентов (Robinson R.C Mitchell J.T.,1993; Bolwig T.G, 1998): люди, у которых отмечались более выраженные стрессовые реакции, чащепосещали сеансы дебрифинга и полагали их полезными .Однако, корреляции между осознанием полезности психологического дебрифинга и развитием симптомов не обнаружено. Вторая группа исследователей (Hobbs M., Mayou R., Harrison B.
et al, 1996), проведя рандомизированное контролируемоеисследование, выявила, что участники сеансов дебрифинга имели более высокие показатели тяжеститравмы, дольше находились в стационарах. Также обнаружено (McFarlane A.C., 1998), что психологический дебрифинг не помогает предотвращать длительные результаты травмирующего опыта: последебрифинга отмечались менее выраженные острые посттравматические стрессовые реакции, однако,109отсроченные симптомы посттравматического стресса оказались более выраженными.
Третья группаисследователей не обнаружила различий в психологических характеристиках между группами лиц,участвовавшими и не участвовавшими в сеансах психологического дебрифинга (Deahl M.P., GillhamA.B., Thomas J.T., et al., 1994), что ставит под сомнение сам факт воздействия: продуктивного или деструктивного, - на личность, ее осмысление себя и мира. Поэтому возникает вопрос, требующий дальнейшего изучения, который касается механизмов и факторов, благоприятствующих эффективномупсихологическому дебрифингу и социально-психологическому консультированию в целом.Исследования социального взаимодействия, его различных видов и форм традиционно, особенно в зарубежной психологии, осуществляются в рамках когнитивно-ориентированных теорий социального обмена (социального разделения) (Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 1988,2002, Розанов Ф.И., 2010, Хоманс Д., 1984, др.), в контексте более широкой проблематики - взаимоотношений людей и групп (Берн Э., 1991, Бо Ф., 2003, Болотова А.К., 1997, Духновский C.B., 2006, Мясищев В.Н., 1995, Майерс Д., 1994, др.), а также в рамках исследования процессов коммуникации иобщения.
В разных подходах фиксируется несколько основных понятий и идей, отражающих взаимодействие людей в различных ситуациях, включая ситуацию консультирования: это идеи согласованияи симметрии, идеи барьеров и трудностей понимания при рассогласовании компонентов и ведущихфакторов взаимодействия, идеи ситуационной отнесенности и стремления человека к развитию своегосознания и влияния на людей и мир, идеи языковой и логической организации общения как взаимноговоздействия и партнерства, обмена и преобразования смысловой информации, значимости формывзаимодействия, ее связи с ценностной позицией субъекта, влияния формы и истории взаимодействияна смыслы, взаимопонимание.