Диссертация (1097348), страница 29
Текст из файла (страница 29)
По мере развития психосоциальной работы в России и за рубежом всеболее отчетливо обозначаются тенденции ее эволюции, в том числе, переход от традиционной к диалогической парадигмам. Однако, этот процесс не носит однонаправленного характера (Гурина О.А.,2007; Гуслякова Л. Г., 1998; Зайнышев И.Г., 2000; Зимина Е.
В., 2007; Иноземцева А.Н., 2002; Корчагина Н.С., 2001; Лежнина Л.В., 2009; Мороз М.В., 2007; Никитин В.А., 2002; Панов А.М., 1997; РамонШ., 1997; Ребристова Л.Б., 2004; Фирсов М.В., 1999; Холостова Е.И., 1995; Шмелёва Н.Б, 1998, др.).Воздейственно-ориентированная, традиционная парадигма социальной работы - опирается на методологию позитивизма – различные естественно-научные парадигмы, в том числе системный подход в его современных и классических разновидностях. Данная парадигма во много связана с диагностико-коррекционной ориентацией социально-политических программ. Социальность выступает как присвоение, соблюдение и ретрансляция социальных норм – как норм жизни человека вобществе. Процесс реализации и трансляции социальности во многом конфликтен, предполагает процессы убеждения ивнушения, включает прямые связи и директивы, требует от участников взаимодействия изменения их понимания в направлении формирования общего способа и фокуса осмысления происходящего.
Социальная зрелость и компетентность клиента иконсультанта - предстает как нормативность – соответствие поведения, понимания и ценностей человека нормам общества.Понимающая парадигма социальной работы - опирается на методологию феноменологии, включая некоторые идеиконструктивизма и экзистенциально-гуманистический подход, а также идеи философии языка. Часто связана с коррекционными и развивающими социально-политическими программами. Процесс реализации и трансляции социальности также вомногом конфликтен, предполагает процесс индоктринации, включает не только прямые, но и обратные связи, не требуя изменений понимания в направлении формирования общего способа и фокуса осмысления происходящего, однако, выдвигаетодин из них в качестве «правильного».
Социальная зрелость и компетентность предстает как субъектная компетентность –соответствие человека самому себе – своей «сущности»: стремление к нахождению «собственных» ценностей, понимания имоделей общения и деятельности. Человек предстает как плюралистическая система ценностей.Современная, диалогическая парадигма социальной работы - опирается на новые идеи герменевтического и феноменологического подходов - методологию интерсубъектной парадигмы, диалогического подхода и идеи постмодернизма,включая процессуальный и ситуационный подходы, синергетические модели социальной работы.
Обычно предполагает развивающие и профилактические программы. Возникающий и развиваемый тип социальности - диалогическая (субъектсубъектный подход): социальность предстает как имманентная и, в этом смысле, неизбежная, характеристика человеческогобытия и со-бытия – основа его жизнедеятельности, зафиксированная в человеческих и реализующаяся в процессе взаимопонимания и взаимодействия человека с миром. Для развития социальности требуется лишь поддержание диалога человека смиром.
Процесс реализации и трансляции социальности скорее неконфликтен, в качестве способов трансляции преобладаютпроцессы социальной фасилитации и диалогического со-осмысления. Различия в способах понимания используются каквозможности включения в продуктивный диалог, в том числе – конфронтацию. Социальная зрелость и компетентность выступает как диалогическая компетентность –в построении диалогических отношений с собой и с миром, нахождении и реализации в понимании и деятельности общих ценностей, приемлемым для социума и для человека способом.Однако, хотя попытки выделения и сравнения подходов и парадигмальных оснований различных моделей социальной работы и консультирования зарубежными и отечественными авторами со78вершались неоднократно, место феноменов взаимопонимания в социальной работе практически неосмыслено (Минигалиева М.Р., 2002, 2013).
Проблема в том, что исследования психосоциальной работы, социально-психологического консультирования как важного аспекта деятельности социальногоработника, по-прежнему фокусируются преимущественно внешних и структурно-содержательныхаспектах взаимодействия: принципах и нормативах, а не внутренних, отношенческих и процессуальных.
Поэтому взаимопонимание как феномен познания, общения и бытия людей, феномен их отношщений в контексте психосоциальной работы остается вне системного и развернутого рассмотрения (Гулина М.А., 1997, 2002, 2005, Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю., 2002). Для этого необходимо осуществить анализ социальной работы как деятельности, выделить ее «личностные компоненты», отражающие особенности «профессиограммы» специалиста (Бочарова В.Г., 1999; Климов Е.А., 1995; МорозМ.В., 2010; Панов А.М., Холостова Е.И., 1995; Ярская-Смирнова Е.Р., 2000; Barker R., 1987; Lisman J.,1998, др.), изучить не только внешние, но и внутренние, ценностно-смысловые аспекты взаимодействия социального работника с клиентом: их взаимоотношения, то, как они складываются и проявляются в процессах и результатах взаимопонимания.Если рассматривать попытки осмысления психологического консультирования, то оно рассматривается разными исследователями и практиками по-разному:1)в контексте деления консультирования на краткосрочные и долгосрочные формы по-мощи, связанные с разными типами клиентов и их проблем, а также с различными целями и технологиями.
С точки зрения целей диссертационного исследования наибольший интерес представляет внимание исследований данной группы к соотношению феноменов самопонимания клиента и пониманияпсихолога клиентом, проблемам барьеров (взаимо)понимания, индоктринации и сопротивлений пониманию и изменениям у клиентов, проблемам, соотношению ориентаций консультанта на понимание и изменение, их проявлению в преобразующем диалоге и его результатах;2)в контексте выделения форм индивидуальной, групповой и межгрупповой (в том чис-ле семейной, общинной, организационной) работы, при рассмотрении особенностей которых акцентируются различные ролевые позиции и механизмы, возможности и ограничения преобразующегодиалога.
С точки зрения целей выполняемой работы наибольший интерес представляет внимание исследователей данной группы к изучению условий и результатов взаимопонимания как механизма взаимопомощи, возможностей и ограничений понимания себя и окружающего мира субъектами;3)в контексте выделения форм консультирования, в связи с его функциями: коррекцион-но-обучающей, информационно-диагностической и посреднической, сопровождающе-развивающей(сопровождающей саморазвитие и самопомощь), при сравнительном рассмотрении особенностей которых акцентируются различия ценностно-смысловых контекстов, возможности и ограничения преобразующего взаимодействия, осуществляются попытки выделения метаконцептуальных, инвариантных для разных форм феноменов преобразующего диалога.
С точки зрения проблемы осуществляемого исследования наибольший интерес представляют внимание штудии выделенной группы к воз79можностям и ограничениям (развития) понимания человеком себя и окружающего мира в гармонизации его отношений и взаимодействия с другими людьми, к ценностно-смысловым аспектам («метанавыкам») консультативного взаимодействия как взаимопонимания, отражающим «метаусловия» иопределяющим «метарезультаты» консультирования;4)в контексте выделения и сравнения различных «психотерапевтических школ», описа-ния их содержательных (понятийно-смысловых) и процессуальных (механизмов преобразования)особенностей, условий и показателей продуктивности/ эффективности.
С точки зрения целей осуществляемого исследования наибольший интерес представляет внимание штудий данной группы кизучению процессов индоктринации (как трансляции инопонимания) и основанных на индоктринации трансформаций (разных сфер) жизнедеятельности субъектов, специфических для разных школформ достижения, уровней и проблем взаимопонимания клиента и консультанта;5)в контексте выделения различных сфер социально-психологического консультирова-ния: организационное и управленческое консультирование, консультирование в социальной работе,включая кризисное консультирование, социально-психологический тренинг и профессиональное, втом числе супервизорское, консультирование, при сравнительном рассмотрении особенностей которых акцентируются различия целей, технологий, консультантов (их профессиональной подготовки ипозиции) и клиентов (их проблем и типов).
С точки зрения целей нашего исследования наибольшуюважность представляет внимание работ данной группы к изучению особенностей, компонентов и механизмов понимания субъектами себя и окружающего мира в контексте и вне контекста консультирования, изучение возможностей и ограничений, условий и результатов «переноса» изменений в осмыслении себя и мира, достигнутом в консультировании, в практику повседневных отношений, к изучению условий и результатов трансформаций понимания себя и мира консультантом.Таким образом, консультирование как социально-психологический феномен предстает каксложное, полиморфное явление, связанное с помощью разным группам клиентов в решении проблемих отношений с собой и миром: внутриличностного, межличностного, а также внутригруппового имежгруппового функционирования, развития и восстановления (абилитации и реабилитации).
С развитием теории и практики социальной работы усиливается тенденция рассматривать социальнопсихологическое консультирование в качестве компонента эдологии как науки и практики помощичеловека человеку (Беличева С.А., 1994, Гулина М.А., 1996, 1997, 2002, Золотарева Т.Ф., МинигалиеваМ.Р., 2002, 2008, Пэйн М., 2007, Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю., 2002, Холостова Е.И. др., 2012 и др.), вконтексте проблемы построения и развития человеческих отношений, в том числе, такого их феномена как взаимопонимание.).
Профессиональные особенности общения и познания психологаконсультанта определяются его позицией в преобразующем диалоге: тем, о чем (предмет взаимодействия, фокус – нарушение и болезнь или проблема и цель), с кем (обращенность взаимодействия – к«нормальному» клиенту или к «больному» пациенту и т.д.) и как (предпочитаемая модель общения)он взаимодействует. Взаимодействие с клиентом как субъектом, стремящимся разрешить проблемы80внутриличностного и межличностного функционирования и развития, понять и изменить себя и своюжизнь определяет направленность деятельности на построение и развитие преобразующего диалога,то есть взаимопонимания.