Диссертация (1097348), страница 31
Текст из файла (страница 31)
– по поводу выбора профессии, обучения, профессионального функционирования и развития в организации и вне нее, нарушений взаимодействия профессионалов с организацией, клиентами,12)проблемы организационно-управленческого плана, коучинг нововведений и антикри-зисных, развивающих программ, сопровождение процессов управления карьерой и кадрами в организации и т.д.
(Базаров Т.Ю., 2009, Дауни М., 2005, Истратова О.Н., Эксакусто Т.В, 2007, Жуков Ю.М.,2013, Капустин П. А., 2000, Лебедева Н. М., Лебедева А. А., 2009, Лейблинг М., Прайор Р., 2008, Самоукина Н. В., 1997, Smith J., 2000, Neenan M. and Dryden W., 2002).Проблемы, с которыми сталкиваются клиенты, могут быть охарактеризованы как проблемы,связанные преимущественно с нарушениями и затруднениями понимания социальных ситуаций, себяили окружающих людей в интимно-личностном, деловом и других видах отношений, локализованныена ценностно-ролевых, смысловых и непосредственно интерактивных уровнях жизнедеятельности.Типологизация ситуаций социально-психологического консультирования на основании различий стоящих перед клиентами проблем, позволяет выделить следующие виды консультирования:1) обращенных к решению проблем (конфликтов и рассогласований, выгорания и перенапряжения, деформаций и деструкций) внутриличностного и межличностного уровней;2) проблем социально-психологического функционирования и его восстановления (психологической защиты и совладания с жизненными трудностями), социально-психологического развития (самореализации и наставничества) в сфере семейных, профессиональных, семейных и иных отношений;3) по поводу травмирующих (внешних) экстремальных ситуации, возникающих в межличностных «объектных» и межсубъектных отношениях, по поводу внутриличностного (внутригруппового)кризиса, связанного с «экзистенциальной фрустрацией» и задержкой (нежеланием) развития;4) направленное на трансформацию жизненных ценностей и интенций, моделей общения, фокусов и способов понимания себя и окружающего мира клиентов.Рассматривая проблему специфики психологического консультирования как помогающего взаимодействия, типологий нарушений сознательных или неосознанных противодействий в помогающем диалоге современные исследователи выделяют несколько типов социально-психологических, втом числе межличностных, отношений (Акбарова А.А., 2009; Maranto R., Gresham A, 1998; Clark M.,1993; Fiske A., 1991, 1992), в частности, противопоставляют потребительское и помогающее отношение людей (и их групп) друг к другу, выраженность которых варьирует, образуя континуум включающий следующие типы: 1) избегание чужих проблем и нежелание оказывать помощь, 2) помощь вобмен на помощь, калькуляция услуг, 3) старание понять других людей и помочь им, 4) стремление крешению своих проблем под видом помощи другим, лжепомощь.
Исследователи отмечают, что различные виды лже-помощи (Поддьяков А.Н., 2009; Eisenhardt R.M., 1989) могут быть рассмотрены всвязи с проблемой агента (agency problem) - выполнения консультантом деятельности в интересах об84щества, клиента, самого себя, или третьих лиц, а также в связи с проблемой моральной угрозы, риска(moral hazard): нежеланием и неспособностью специалиста работать с ценностно-смысловыми коллизиями и противоречиями, включая более или менее выраженные противоречия интересов клиента,консультанта, общества.
Так помогая клиенту, активизируя и фасилитируя его изенения (Боуэн М.,1992, Гюггенбюль-Крейг А., 1997, Кизанжи М.Й., 2014, Кейсельман В.Р., 2010, Роджерс К., 1997, Парслоу Ф., 1997, Рамон Ш., 1997, Золотарева Т.Ф., Минигалиева М.Р., 2000), психосоциальный работниксталкивается с тем, что социальная работа не исчерпывается оказанием помощи людям, попавшим вбеду, но представляет собой инструмент общественной власти: сферой столкновения интересов клиента и общества, социальной службы и государства. Часто речь идет о возможности насильственноговмешательства в жизнь клиента, деформациях в развитии и деятельности работников социальныхслужб или государства, возникновения состояния типа «психологического сгорания», профессиональных деформаций (Золотухина Л.В., 2011; Золотарева Т.Ф., Минигалиева М.Р., 2001; Водопьянова Н.Е.,2002, Лозинская Е.И., 2008, Орёл В.Е., 2008; Подвойский В.П., 2000, Лотова И.П., 2000, Рогов Е.И.,1994, с.160-165, Скугаревская М.М., 2008, др.).Социальные конфликты или внутриличностные конфликты и проблемы, которые часто приходиться решать человеку - это конфликты, связанные с выбором: реализовывать ценности социума,группы (частные) или реализовывать общечеловеческие ценности.
Ценности выступают как «мостмежду смыслом и личностью» (Леонтьев Д.А., 1999, др.). Противодействие профессиональным деформациям связано с умением извлекать опыт из происходящего, осмыслять действующие и возникающие во взаимодействии мотивы, определяющие и трансформирующие ценности и перспективыжизнедеятельности человека или организации. Что касается проблемы власти, то исследователи соотносят ее с вопросами «харизмы», лидерства и агрессии (Курбатов В., 1996, Домбровский Т., 2002,Стрельченко А.Б., 2011, Налимов В.В., 2007, др.).Харизма и «конгруэнтное лидерство» не являются самоцелью специалиста. Они могут лишь привлекать к психологу клиентов, нуждающихся в создании более прочных, чем у них есть «опор жизни», однако, целью консультанта не является статьопорой клиента вместо него, но помочь клиенту стать «терапевтом самому себе».
Консультант нуждается в том, чтобы проработать свои представления о лидерстве и власти, осмыслить «глубинную демократию» своей жизни и жизни клиентов,включить свои особенности и потребности в этой сфере в поток жизнетворчества, уметь «танцевать» свое лидерство, а несомневаться по поводу его «негативности» или, напротив, сверхценности.
«Танец» лидерства предполагает проявление иосознание скрытых структур, сохранение и формирование естественного потока в отношениях, равенство людей как «танцующих», выступающее как способ коррекции и профилактики различных форм психопатологии и затруднений в развитии.А.Адлером разработана концепция «второй демократии», основанной на тенденции окружения изменяться в согласии с пониманием человека. (Адлер А., 1997, Миндел А., 1992, Роджерс К., 1994, Siver S., 2010, Schupbach M., 2007, Sandberg R., 2007).Говоря об агрессии, исследователи отмечают, что агрессивность - мера непонимания: «Самосознание – основная цель человека, проявляющаяся в устремлениях всего сущего, но насилие противопоставляет ему замкнутую сферу … осознание этойсферы недоступно тому, кому недостает насилия (оно недоступно, в частности, тогда, когда насилие искажает сознание иприводит его в беспорядок).
Другими словами, поскольку человек – продукт двух противоположных начал, осознание того,чем он является, для него невозможно. Он необходимым образом теряет в одной области то, что приобретает в другой. Будучи «в высшей степени жестокими», мы подчиняем суверенность насилия (как особой ценности – А.М.) утилитарным целям сознания» (Батай Ж., 1992). «…между человеком нормальным, загоняющим садиста в тупик, и садистом, который превращает этот тупик в выход, располагается тот, кто знает больше других об истинном своем положении и обладает болееглубоким его пониманием, поэтому он способен помочь нормальному человеку осознать самого себя, содействуя ему в изменении условий всякого осмысления» (Бланшо М., 1992). Декларирующие и идеализирующие «клиент-центированность» ипаритетность гуманистические подходы, «загоняющие садиста в тупик», более директивны и асимметричны, чем бихевиоральные и парадоксальные: первые «превращают тупик в выход», а вторые делятся пониманием сути происходящего (Адлер85А., 1993, Кемпински А., 1993, Лайнен М.М., 1998, Налимов В.В., 1989, Прайор К., 2009, Ромек В.Г., 2002, Фаррели Ф., Брандсма Дж., 1997, Эриксон М., Хейли Дж ., 2007, Янг П., 2003, Bandura A., Adams N.S., Beyer J., 1977, Stein H.T., 2001, др.).Вопрос о принуждении и власти это вопрос о роли консультанта: “…роль психотерапевта - “посредник и двойной агент”, функция консультанта, независимо от исповедуемой им концепции, - состоит в том, чтобы сочетать интересы и нормы клиента с интересами и нормами общества; консультант - “союзник” и “соучастник” клиента, и в то же время - “представитель” общества, что необходимообуславливает не только его сопереживание и близость клиенту, но и критичность и дистанцию в общении с клиентом (Nelson B., 1968).
Психологическое своеобразие отношений клиента и консультантав значительной степени определяется тем, что они складываются в процессе специфического, в ролевом смысле «закрепленного» общения, включающего ряд клише. В реальной ситуации общения этиклише оказываются сконцентрированными и синхронизированными так, что проявляются в подчасвнешне немотивированной форме. Особенно ярко это проявляется в контексте вопроса о дистанциивзаимодействия. Немотивированная на эмпирическом уровне, она закономерна в культурноисторическом контексте (профессиональная кастовость и сакрализованность деятельности специалистов помогающих профессий в человеческом обществе), а также в контексте функционально-целевоговзаимодействия (ролевое неравенство, обозначающее ведомость исцеляемого).