Диссертация (1097305), страница 28
Текст из файла (страница 28)
также Черниговская, 2014). Сформулированная Гумбольдтом идеяопосредующей роли языка в познании стала одной из центральных дляконструктивистского направления в психологии в разных его проявлениях(Петренко, 2010). Нам представляется, что она перспективна и висследованиях зрительного восприятия и внимания человека. Зрительныйопытсовременноговзрослогочеловеканасыщенлексическойинформацией, и слова представляют собой один из наиболее знакомыхчеловеку типов составных зрительных стимулов, в связи с чем для ихвосприятия характерен целый ряд закономерностей, выступавших вкачествепредметамножестваисследований(см.,напр.,обзоры:Каптелинин, 1983; Фаликман, 2009), которые мы рассмотрим болееподробно во второй части работы.155Оговоримся сразу, что мы не будем обсуждать указательнуюфункцию слова как знака, которая может стать и становится отдельнымпредметомисследованиявэкспериментальнойпсихологииипсихолингвистике, в частности, в связи с проблематикой вовлечения иперенаправлениязрительногопространственноговниманияпривосприятии языковых пространственных конструкций (Burigo, Knoeferle,2011).
В этой области отдельный интерес представляют исследования,показывающие,какнаправлениепространственноговниманияопределяется семантикой зрительно предъявляемых слов: например,зрительное предъявление слова «солнце» в центре поля зрения ведёт кпространственному сдвигу внимания в сторону верхнего полуполя зрения,а прочтение слова «земля» – к аналогичному сдвигу в сторону нижнегополуполя зрения (Estes et al., 2008, на материале русского языка –Миклашевский,Царегородцева,2014).Запределамирассмотренияостанутся также работы, связанные с функционированием языка изрительного внимания в единой системе, с изучением влияния фокусавнимания на структуру речевого высказывания (Tomlin, 1997; Myachikov,Tomlin, Posner, 2005) и на понимание неоднозначных референциальныхконструкций – высказываний, в которых одно и то же местоимениепотенциально может быть отнесено к нескольким действующим лицам, окоторых идёт речь в высказывании (Kibrik, 2011).Предметом нашего подробного обсуждения станут исследования, гдев качестве средства организации внимания выступает слово как частьзрительного опыта или представление познающего субъекта о словоформекак единице хранения опыта.
Несмотря на то что проблема репрезентациислов в «ментальном лексиконе» человека далека от разрешения (см.Васильева, 2014), а единой общепринятой модели зрительного восприятияслов до сих пор не предложено, не вызывает сомнений, что что для слов156характернагетерархичностьобработки,состоящаявнеоднократнопродемонстрированных взаимопереходах от отдельных элементов илифизических признаков букв к связному тексту и обратно.В обсуждавшейся нами выше работе, посвященной проблемесуществования внимания и его возможным функциям, Ю.Б.
Гиппенрейтердаёт анализ укрупнения единиц активности человека с точки зрениякольцевой модели Н.А. Бернштейна именно на материале слов родногоязыка, обращаясь как к двигательным, так и к перцептивным процессам:«На ранних этапах освоения задачи величина этих блоков [программы назадающем приборе ведущего уровня – М.Ф.] очень мала (например,отдельные буквы или даже элементы букв для ребенка, который учитсяписать).
По мере тренировки элементы задачи получают, по словам Н. А.Бернштейна, ''роспись'' по нижележащим уровням, поэтому ведущийуровень может взять на себя заботу о более крупных единицах программы.Обычно эти более крупные единицы имеют другое качество [...] они,состоя из элементов, не сводятся к простой их сумме, как, например, смыслпредложения — к сумме составляющих его слов.
Образование такихединиц более высокого порядка, иногда субъективно драматическипереживаемое (другие примеры: схватывание такта в последовательностизвуков, возникновение фигуры из хаотического набора пятен), описывалосьв психологии сознания как ''акты апперцепции'', или акты внимания»(Гиппенрейтер, 1983б, с.175).Тем самым этот материал оптимален для исследования возможностейперестройки системы и процессов автоматизации/деавтоматизации, дляэкспериментального анализа эффектов изменения ведущего уровнярегуляции процесса решения перцептивной задачи в разных условияхпредъявления и при разной постановке задачи.
Само слово может бытьрассмотрено как усваиваемое в ходе вхождения в культуру средство157управления собственной перцептивной активностью, особым образоморганизующее процесс зрительного восприятия человека в соответствии срешаемыми им задачами.Нам представляется, что особый интерес в этом плане можетпредставлять феномен, который обсуждался в связи с изучениемзрительного внимания человека с конца XIX века – «эффект превосходстваслова» (word superiority effect).
Мы использовали его в качестве модельногофеномена в цикле экспериментальных исследований, который будетпредставлен во второй части работы.158Часть II. Экспериментальные исследования языковогоопосредствования зрительного вниманияВ период с 2002 по 2015 гг. нами был проведен циклэкспериментальныхисследованийзрительноговниманиячеловека,которые ставили своей целью изучение конструктивного характераперцептивной активности в ходе решения задач на внимание посредствоманализа возможностей и ограничений нисходящих влияний на процесс ихвыполнения. В частности, предполагалось сопоставить два способаукрупнения единиц обработки зрительной информации в задачах навнимание на материале «эффекта превосходства слова»: с одной стороны,определяемыйпрошлымопытомнаблюдателяиформирующиесяавтоматически, а с другой стороны, задаваемый стратегией решенияперцептивной задачи и предполагающий постановку соответствующейцели.Методологическойобщефилософскаяметодологияосновойэмпирическихметодологияисследованийактивностиконструктивизма,ипреломленнаясталапсихологическаячерезпризмупсихологической теории деятельности А.Н.
Леонтьева. Опора на понятиезадачикак«цели,поставленнойвданныхусловиях»позволяетпроанализировать активность наблюдателя в решении перцептивных задачи снимает противопоставление восходящих и нисходящих процессовобработкизрительнойинформации,позволяярассмотретьихвзаимодействие в логике неразрывной связи цели, определяющий ведущийуровень решения перцептивной задачи, и условий достижения этой цели.Исследованиявыполнялисьпреимущественнонаматериале«эффекта превосходства слова» – повышения эффективности опознаниябукв в составе слова по сравнению как с их появлением в окружении159случайных букв, так и с изолированным предъявлением. Многоуровневый,иерархическийхарактерпроцессавосприятияслова(McClelland,Rumelhart, 1981; Каптелинин, 1984), основанный как на прямых, так и наобратныхсигналах,чтоподтверждаетсяновейшимиэлектрофизиологическими данными (Dufau et al., 2015), дает широкиевозможности изучения вклада восходящих и нисходящих процессов вобработку зрительной информации о слове и составляющих его буквах.В.Н.
Каптелинин в исследованиях 1980-х гг. (Каптелинин, 1983,1984), опираясь на представления Б.М. Величковского о гетерархииуровней восприятия (Величковский, 1982; см. также Величковский, 2006),предпринял теоретическую и экспериментальную попытку анализапроцесса восприятия слова с опорой на общие положения уровневойконцепции построения движения Н.А.
Бернштейна. Он дал трактовкузрительного восприятия слова как формирования многоуровневого образа,котороепротекаетвдваэтапа.Напервомэтапепроисходитприблизительная неосознаваемая идентификация слова и выдвижениенабора перцептивных гипотез на фоновых уровнях, на втором этапегипотеза ведущего уровня подвергается проверке с участием процессовсознательного контроля, благодаря чему строится перцептивный образслова, представленный в сознании.Однако место зрительного внимания в восприятии слова родногоязыка не очевидна до сих пор, что будет подробно показано в следующейглаве.
Имеющиеся неполные данные свидетельствуют, с одной стороны, оботсутствии взаимосвязи между этими процессами и об автоматическомхарактере эффекта превосходства слова (напр., Sieroff et al., 1988; McCannet al, 1992), что может быть обусловлено высоким уровнем автоматизациичтения слов у взрослого человека (см. Каптелинин, 1984), а с другойстороны, о возможности взаимодействия между эффектом превосходства160слова и зрительным вниманием (напр., Johnston, McClelland, 1974) и онеполной автоматизации процесса чтения слов у взрослого человека (напр.,Kahneman, Chajczyk, 1983; Rayner, 1998; Schotter, Angele, Rayner, 2012).Вопрос о взаимодействии зрительного восприятия, внимания и языка– центральный в современных исследованиях чтения (напр., Carreiras et al.,2015; Frömer et al., 2015 и мн.
др.). Однако в недавно вышедшейколлективной монографии «Внимание и зрение в обработке языка»(Attention and Vision in Language Processing, 2015) основное местоотводится обсуждению роли внимания в понимании звучащего языка и вобеспечении речевого взаимодействия между людьми, в то время какзрительному восприятию слов при чтении и участию внимания в этомпроцессе посвящены всего две работы (Saint-Aubin, Klein, 2015; Winskel,2015), одна из которых выполнена на материале тайского языка.Большинство современных исследователей согласны с тем, что, несмотряна накопленные данные, вопрос о механизмах, стоящих за построениемрепрезентации слова в когнитивной системе человека, остаётся открытым.Дополнительным стимулом к проведению нашего исследованияпослужила необходимость построения непротиворечивой картины связимежду произвольным вниманием и предшествующим опытом восприятияслов родного языка как двумя формами нисходящих влияний на решениеперцептивных задач на материале букв и слов родного языка.В проведенных нами экспериментах использован широкий спектрметодических процедур и задач на внимание, основанных на разработкахкогнитивных психологов, наряду с методическими ходами, характернымидля отечественной психологии и предполагающими анализ не толькопродуктивной, но и феноменальной стороны перцептивной активностисубъекта.