Диссертация (1097305), страница 23
Текст из файла (страница 23)
С другой стороны, конструктивный характер восприятиявыражается в том, что сам процесс решения перцептивной задачивыстраивается так же, как движение, которое «не задано изначально вкаком-либо управляющем центре, а непрерывно строится с учетомпроисходящего на периферии» (Сироткина, 1989, с. 51) на основесопоставления текущих и требуемых характеристик.Развивая и конкретизируя идеи А.Н. Леонтьева на материале сначаласлухового, а затем и зрительного восприятия, Ю.Б. Гиппенрейтер заявила«подход к перцептивным процессам как процессам решения задач»(Гиппенрейтер, 1978, с. 72). В отношении зрительного восприятия127первоначально речь шла о задачах, при выполнении которых человекосуществляет движения глаз (фиксирующие либо прослеживающие) всоответствии с требованиями задачи, т.е.
проявляет внешне наблюдаемуюдвигательную активность, и лишь затем была предпринята попыткаобобщить представление о перцептивных задачах на более широкий кругявлений. Согласно предложенному общему определению, «зрительныезадачи возникают в связи с постановкой зрительных перцептивных целей»(Гиппенрейтер, 1978, с. 13). Соответственно, первым делом возникаетвопрос о том, в чём могут заключаться такие зрительные цели и как онисубъективно презентированы воспринимающему.Как отмечалось выше, зрительное восприятие становится задачей,когда его условия затруднены, когда наблюдатель сталкивается снедостатком или переизбытком стимульной информации, а также с еёнеоднозначностью.Примеромситуациинедостаткастимульнойинформации может служить опознание изображения по его фрагменту:перцептивнаяраспознаваниецельвэтомобъекта,аслучаеметодикаможетбытьопознанияобозначенакакфрагментированныхизображений (напр., Snodgrass, Corwin, 1988) широко распространена внейропсихологическойдиагностикеивнейрофизиологическихисследованиях зрительного восприятия.
Аналогичную задачу представляетсобойпоискпатологииврачом-радиологомнанизкоконтрастномизображении, где перцептивная цель состоит в том, чтобы обнаружить,локализовать и распознать неизвестное заранее нарушение (напр., Drew,Vo, Wolfe, 2013), а многообразие требований открывает широкиевозможности для выстраивания индивидуальных стратегий решениязадачи (Drew et al., 2013). Примером перцептивных задач данного класса вслуховой модальности можно считать установление темы и содержанияречевого сообщения при его предъявлении на фоне сильного шума, а также128распознавание отдельных слов и звуков на фоне сильного шума (напр.,Wang, Bilger, 1973). Этот класс задач, также имеющий большое прикладноезначение,например,вюриспруденции,широкоизучаетсяввозникновениеуэкспериментальной фонетике .Условиянеоднозначностипровоцируютнаблюдателя множественных перцептивных гипотез относительно того,что он видит, и могут вызвать постановку задачи “создать определенныйобраз” — например, при произвольных субъективных обращенияхпространственно или содержательно неоднозначных изображений (напр.,Strüber, Stadler, 1999).
В слуховом восприятии в качестве аналога можнорассмотреть опознание слов-омофонов, для установления точного значениякоторых необходим анализ контекста или целостной ситуации, в которойзвучит данное слово, а в отсутствие контекста велика роль частотностиразных значений омофона (напр., Grainger, Van Kang, Segui, 2001).Наконец, с переизбытком информации наблюдатель сталкивается вшироком спектре традиционных «задач на внимание»: в частности, прирешении задачи зрительного поиска заранее известного объекта приналичии отвлекающих стимулов. Аналогичная ситуация переизбыткаинформации встречается и при зрительном поиске во времени, когдаприходится искать целевой стимул среди множества быстро сменяющихдруг друга объектов, например, в условиях «бегущей строки».
В качествепримера лабораторной модели зрительного поиска во времени можнопривести условия быстрого последовательного предъявления зрительныхстимулов, где испытуемому предъявляется ряд символов или картинок,сменяющих друг друга с высокой скоростью в одном и том же местезрительного поля. Обычно испытуемого просят выделить (обнаружить) впотоке стимулов один из символов и опознать его – например, сообщить,какая из предъявленных ему букв была обведена в кружок. В последнем129случае, помимо обнаружения кружка и опознания буквы, перцептивныецели наблюдателя могут также включать установление отношения междудвумя стимулами во времени (зафиксировать букву, которая появиласьодновременно с кружком).
К этой же категории относится широкий классзадач «избирательного слушания» с бинауральным и дихотическимпредъявлением, с которого начались исследования внимания как отбора вкогнитивной психологии (Черри, 1972).В свете поставленной выше проблемы существования вниманиявозникает закономерный вопрос, не является ли всякая перцептивнаязадача в то же время и «задачей на внимание».
Для ответа на него мыопираемся на анализ структуры задачи в соответствии со схемой,предложеннойВ.В. Петуховым(1987).Анализируявсветепсихологической теории деятельности решеие мыслительных задач, онпредложил различать объективную структуру задачи, включающуюзаданные извне условия и требования задачи, и субъективную структуру,включающую цель, в которую должны быть преобразованы требования, исредства, используемые для достижения цели. Эта схема анализа показаласвою эвристичность и в отношении перцептивных задач (Печенкова,Фаликман, 2001).
Перцептивная задача как таковая, т.е. постановка цели,возникает в том случае, если автоматические процессы, направленные насбор и обработку необходимой информации, оказываются недостаточными.Именно поэтому мы связываем постановку перцептивной задачи сзатруднением условий восприятия. Любая перцептивная задача требуетотбора и удержания материала в соответствии с поставленной целью, т.е.произвольного внимания. Собственно «задача на внимание» возникает вслучаенедостаточностидоступныхсредстврешениязадачидлядостижения цели в заданных условиях. Чем сложнее условия достиженияпоставленной наблюдателем цели, тем в большей степени перцептивная130задача приближается к «прототипическим» задачам на внимание, таким какзадачи зрительного поиска в наборе пространственно распределенныхзрительныхстимуловиливихразвернутойвовременипоследовательности.При дальнейшем усложнении условий «задачи на внимание» учеттребований задачи и внутренних ограничений субъекта заставляетсубъекта сделать выбор определенного способа действия, или стратегиикак осознанного способа выстраивания или применения человекомсистемы средств решения задачи с целью повышения продуктивностиперцептивной деятельности, которое, в свою очередь, может бытьрассмотрено как «эффект внимания» (ср.: Гиппенрейтер, 1983б).Это представление о структуре перцептивной задачи и субъективныхстратегиях было реализовано в экспериментальных исследованиях группыЮ.Б.
Гиппенрейтер и В.Я. Романова, а впоследствии – в нашихисследованиях.Вкачествеосновныхэкспериментальныхприемоввыступили, как уже отмечалось выше, систематическое варьированиетребований предлагаемой испытуемому задачи (напр., Гиппенрейтер,Романов, 1970) или индуцированное укрупнение единиц обработкиинформации человеком, решающим задачу (Гиппенрейтер, Романов,Самсонов, 1976; Романов, Фейгенберг, 1975; Петрова, Романов, 1978),влекущие за собой изменение ведущего уровня организации процессавыполнения перцептивной задачи.131Глава 4. Оперативные единицы перцептивной деятельности иопосредствование зрительного внимания4.1.
Проблема единиц восприятия и обработки информации впсихологииПроблема единиц восприятия имеет в психологической наукедавнюю историю, восходящую, как и проблема существования внимания,по меньшей мере к представлениям основателя научной психологии В.Вундта, для которого укрупнение единиц восприятия выступало в качествеосновного продукта апперцепции (Вундт, 1912). В работах Вундтанамечены два способа формирования таких единиц: их выделение всоответствиисоструктуройвоздействия(возможно,хотяинеисключительно, с опорой на прошлый опыт субъекта) и в соответствии снамерениямисубъекта,иногдавопрекиструктурестимульноговоздействия. Вопрос о субъективных структурных единицах, которыечеловек выделяет в воспринимаемом, запоминаемом или припоминаемомматериале, исследовался в психологии более столетия. В психологиипамяти укрупнение единиц при запоминании вербального материала былоописано еще Г.
Эббингаузом (1912). В когнитивной психологии интерес кэтому явлению возник на ранних этапах её становления и поддерживаетсядо сих пор, во многом благодаря знаменитой работе Дж. Миллера“Магическое число семь плюс-минус два”, в которой для измерения объемакратковременнойпамятипризнавалосьнеобходимымрассматриватьименно субъективные, а не объективно выделенные единицы материала –«чанки» (chunks) (Миллер, 1956/1964). Формирование таких единицпостепенно выходило на первый план: так, Д. Норман уже в 1970-х гг.«превращение того, что иначе было бы множеством независимых единиц, вменьшее число организованных групп» считал «главным предметом132современных исследований» в психологии (Норман, 1985, с.16). Развитиемэтих представлений стали, в частности, исследования У.
Чейза и Г.Саймона, посвященные восприятию и запоминанию шахматных позиций,где в качестве объяснительного понятия для наблюдаемых различий вобъеме запоминаемого материала у профессиональных шахматистов иновичковтакжеиспользовалосьпонятие«чанка»(Чейз,Саймон,1973/2011). В работах, посвященных исследованиям чтения, появляетсяеще одно сходное понятие, которое можно перевести как «укрупнениеединиц» (unitization), позволяющее описать как распределение внимания входе чтения, так и допускаемые читателем ошибки, а также феноменыпропусков при решении задачи поиска буквы в тексте (missing letter effects),которые приходятся прежде всего на устойчивые структурные единицызрительного восприятия слов – высокочастотные служебные слова, такиекак артикли и предлоги (Drewnowski, Healy, 1977; Healy, 1994; Healy,Cunningham, 2004).В целом же на протяжении столетия в психологии восприятия подвлияниемтрадиции,заложеннойгештальтпсихологами,вкачествепредмета рассмотрения преимущественно выступали факторы, влияющиена перцептивную организацию и группировку воспринимаемых элементоввоздействия в составе одной перцептивной единицы (такие как смежностьв пространстве, замкнутость, «хорошее продолжение» и сходствоотдельных элементов).